Курсовая теория на тему Полномочия прокурора в уголовном процессе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретико-правовые основы участия прокурора в уголовном процессе 6
1.1
Функции и полномочия прокурора в уголовном процессе России. 6
1.2
Правовые основы участия прокурора в уголовном судопроизводстве Российской
Федерации. 11
Глава
2. Участие прокурора в основных стадиях уголовного процесса. 15
2.1
Участие прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. 15
2.2
Участие прокурора в суде первой инстанции. 19
2.3
Участие прокурора при рассмотрении уголовных дел в суде апелляционной инстанции. 22
Заключение. 25
Список использованных источников 27
Введение:
Прокуратура РФ играет значимую роль в охране и защите прав и
свобод физических лиц, интересов социума и государства, укреплении правопорядка
и законности, способствуя развитию и становлению демократического правового
государства. Реализуя государственный надзор за исполнением законов на всей
территории РФ, структуры прокуратуры в центре и на местах принимают меры,
ориентированные на обеспечение единства легальности и незыблемости
правопорядка, ликвидации нарушений законности и привлечение виновных к ответственности,
восстановление нарушенных прав физических лиц, юридических лиц. Реализуя
уголовное преследование от имени государства, прокурор, таким образом,
выступает его полномочным представителем в сфере уголовного процесса. При
указанном прокурор, реализуя возложенные на него нормативными источниками
полномочия, должен не только защищать интересы социума и государства, но и
обеспечивать легальность в работе иных должностных лиц, также наделенных
полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с
потребностью вести уголовное преследование, сколько с необходимостью исключить
при этом нарушения прав и свобод физических лиц, вовлеченных в
уголовно-процессуальную сферу.
Правовое государство должно обеспечивать такой порядок
регламентации формирующихся процессуальных отношений, который бы обеспечивал
охрану личности, социума, государства от преступных деяний и предусматривал
гарантии от ошибок, злоупотреблений, некомпетентности со стороны структур
дознания и следствия, и вместе с тем, гарантировал неотвратимость справедливой
уголовной ответственности виновному за осуществленное преступное деяние.
Достижение указанных целей возможно посредством обеспечения верховенства закона
и расширения процессуальных прав, полномочий анализируемого должностного лица в
уголовном преследовании и при реализации надзора за исполнением законов
структурами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное
следствие и дознание. При этом, в последние десятилетия наметилась устойчивая
тенденция явного ограничения полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве.
Еще в недалеком прошлом, в советское время, органы прокуратуры, реализуя высший
государственный надзор за легальностью в стране, надзирали за органами
предварительного следствия и дознания, контролировали исполнение нормативных
источников судами, проверяя деятельность органов суда. В настоящее время
полномочия прокурора в обозначенной области значительно ограничены.
Краткий анализ литературы показал, что в различных
источниках исследуемая тема отражена не полностью. Наиболее полно, на наш
взгляд, данная тема разработана в монографических исследованиях, вузовских
учебниках и учебных пособиях по уголовному процессу следующих авторов: А.К.
Аверченко, Н.С. Алексеев, В.П. Божьев, Е.Д. Болтошев, В.В. Вандышев, Л.М.
Володина, О.В. Воронин, А.В. Гриненко, В.В. Дорошков, О.П. Копылова, В.И.
Ломакин, П.А. Лупинская, Н.С. Манова, А.В. Петров, В.И. Радченко, Т.Е. Руденко,
А.В. Смирнов, Г.Г. Турилов, А.А. Тушев, В.М. Харзинова, А.С. Шаталов и др.
Объект исследования ‒ общественные отношения в сфере
правового регулирования участия прокурора в уголовном процессе РФ.
Предмет исследования ‒ нормы действующего
уголовно-процессуального законодательства РФ, соответствующие разделы и главы
Заключение:
По результатам проведенного исследования, подведем
обобщающие итоги по теме работы.
1. Отечественная прокуратура выступает многофункциональным
государственным институтом, имеющим особенный статус и различные по своей
сущности направления деятельности, основным из которых выступает
государственный надзор за соблюдением законности в государстве. Прокуратура РФ
‒ единая федеральная централизованная система органов, реализующих от имени РФ
надзор за соблюдением Основного Закона РФ и исполнением законов, действующих на
территории РФ. Органы прокуратуры реализуют свою деятельность в целях
обеспечения: 1) верховенства закона; 2) единства и укрепления законности; 3)
охраны прав и свобод личности; 4) охраняемых законом интересов социума и
государства. На достижение указанных целей ориентирована вся деятельность
учреждений и органов отечественной прокуратуры.
2. Прокурор выступает должностным лицом, уполномоченным в
рамках компетенции, закрепленной УПК РФ, реализовывать от имени государства
уголовное преследование в ходе уголовного процесса, а также надзор за
процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов
дознания. Под полномочиями прокурора, как правило, подразумевают совокупность
(объем) прав и обязанностей, которыми наделен прокурор для реализации
возложенных на органы прокуратуры функций. Прокурор обладает общими и
специальными полномочиями. Общие полномочия прокурора закреплены в ч. 3 и 4 ст.
37 УПК РФ. Среди них: поддержание государственного обвинения, обеспечение его
обоснованности и законности, отказ от реализации уголовного преследования.
Специальные полномочия анализируемого должностного лица предусматриваются в
других статьях УПК РФ, посвященных особенностям судопроизводства при проведении
заседаний суда.
3. Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса,
но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы. Полномочия
прокурора на всех стадиях уголовного процесса детально регламентированы
соответствующими статьями УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
4. Надзор прокурора в стадии возбуждения уголовных дел
следует рассматривать в двух аспектах: а) проверка прокурором законности и
обоснованности постановлений о возбуждении уголовных дел; б) проверка
прокурором законности и обоснованности постановлений об отказе в возбуждении
уголовных дел. В свете внесенных изменений в УПК РФ, прокурор лишился права
самостоятельно возбуждать уголовные дела. Что касается стадии предварительного
расследования следует указать, что в настоящее время существует острая
необходимость в конкретизации функций прокурора на данной стадии. Ведь его
полномочия тесно переплетаются с полномочиями руководителя следственного
органа, что говорит о несовершенстве УПК РФ, а значит ‒ существует возможность
двойственной трактовки таких норм. Это ослабляет роль прокурора на стадии
предварительного расследования.
5. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами ‒
значимое направление деятельности органов прокуратуры. Уголовно-процессуальный
закон обязывает прокуроров принимать участие в рассмотрении всех уголовных дел
публичного, частно-публичного обвинения, как в федеральных судах, так и
рассматриваемых мировыми судьями. Они рассматриваются по общим правилам,
предусмотренным в УПК РФ. В судебных стадиях прокурор выступает в качестве
государственного обвинителя – стороны, поддерживающей обвинение от имени
государства.
Фрагмент текста работы:
Прокуратура РФ играет значимую роль в охране и защите прав и
свобод физических лиц, интересов социума и государства, укреплении правопорядка
и законности, способствуя развитию и становлению демократического правового
государства. Реализуя государственный надзор за исполнением законов на всей
территории РФ, структуры прокуратуры в центре и на местах принимают меры,
ориентированные на обеспечение единства легальности и незыблемости
правопорядка, ликвидации нарушений законности и привлечение виновных к ответственности,
восстановление нарушенных прав физических лиц, юридических лиц. Реализуя
уголовное преследование от имени государства, прокурор, таким образом,
выступает его полномочным представителем в сфере уголовного процесса. При
указанном прокурор, реализуя возложенные на него нормативными источниками
полномочия, должен не только защищать интересы социума и государства, но и
обеспечивать легальность в работе иных должностных лиц, также наделенных
полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с
потребностью вести уголовное преследование, сколько с необходимостью исключить
при этом нарушения прав и свобод физических лиц, вовлеченных в
уголовно-процессуальную сферу.
Правовое государство должно обеспечивать такой порядок
регламентации формирующихся процессуальных отношений, который бы обеспечивал
охрану личности, социума, государства от преступных деяний и предусматривал
гарантии от ошибок, злоупотреблений, некомпетентности со стороны структур
дознания и следствия, и вместе с тем, гарантировал неотвратимость справедливой
уголовной ответственности виновному за осуществленное преступное деяние.
Достижение указанных целей возможно посредством обеспечения верховенства закона
и расширения процессуальных прав, полномочий анализируемого должностного лица в
уголовном преследовании и при реализации надзора за исполнением законов
структурами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное
следствие и дознание. При этом, в последние десятилетия наметилась устойчивая
тенденция явного ограничения полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве.
Еще в недалеком прошлом, в советское время, органы прокуратуры, реализуя высший
государственный надзор за легальностью в стране, надзирали за органами
предварительного следствия и дознания, контролировали исполнение нормативных
источников судами, проверяя деятельность органов суда. В настоящее время
полномочия прокурора в обозначенной области значительно ограничены.
Краткий анализ литературы показал, что в различных
источниках исследуемая тема отражена не полностью. Наиболее полно, на наш
взгляд, данная тема разработана в монографических исследованиях, вузовских
учебниках и учебных пособиях по уголовному процессу следующих авторов: А.К.
Аверченко, Н.С. Алексеев, В.П. Божьев, Е.Д. Болтошев, В.В. Вандышев, Л.М.
Володина, О.В. Воронин, А.В. Гриненко, В.В. Дорошков, О.П. Копылова, В.И.
Ломакин, П.А. Лупинская, Н.С. Манова, А.В. Петров, В.И. Радченко, Т.Е. Руденко,
А.В. Смирнов, Г.Г. Турилов, А.А. Тушев, В.М. Харзинова, А.С. Шаталов и др.
Объект исследования ‒ общественные отношения в сфере
правового регулирования участия прокурора в уголовном процессе РФ.
Предмет исследования ‒ нормы действующего
уголовно-процессуального законодательства РФ, соответствующие разделы и главы