Курсовая теория на тему Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы статуса Президента РФ 5
1.1. Место Президента РФ в системе государственной власти 5
1.2. Форма правления в России как проявление соотношения президента с исполнительной властью 10
Глава 2. Компетенция Президента РФ во взаимоотношениях с основными структурами исполнительной власти 15
2.1. Полномочия Президента РФ в отношении Правительства РФ 15
2.2. Полномочия Президента РФ в отношении федеральных органов исполнительной власти 19
2.3. Полномочия Президента РФ в отношении органов исполнительной власти субъектов РФ 22
Заключение 26
Список литературы 28
Введение:
Сегодня в России продолжается процесс развития государственности, в ходе которого провозглашается продолжение курса на демократизацию общественного и государственного устройства. Решение этой задачи особенно актуально на фоне глобальных политических и социально-экономических изменений в мире, возникшей напряженности во взаимоотношениях многих государств, системы санкций в отношении нашей страны, продолжающейся в мире пандемии коронавируса и др.
В этих условиях укрепление государственности, особенно исполнительно-распорядительных органов и всего механизма государственного управления имеет ключевое значение. Вопросы результативности административно-управленческих структур, включая Президента РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти т.д. не просто исключительно важны для нашей страны, они также очень неоднозначно решаются сегодня в теории и на практике. Так, определение функциональной природы поста Президента РФ и его взаимодействия с исполнительной властью бурно обсуждается сегодня в науке. Во многом это вызвано недавними поправками в Конституцию РФ, которые внесли существенные коррективы в вопросы полномочий Президента РФ в отношении исполнительной власти.
Следует учитывать, что исторический опыт различных стран показывает: при чрезмерном ограничении воздействии президента на исполнительную власть, его функциональная природа искажается. Но и когда такое влияние чрезмерно, возникают авторитарные тенденции в функционировании государственного механизма. Поэтому важно найти оптимальную модель соотношения президента с исполнительной властью.
Объект нашего исследования составляют правоотношения, которые складываются при взаимодействии Президента РФ с органами исполнительной власти.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, определяющие полномочии Президента РФ в сфере исполнительной власти.
Цель работы состоит в определении места Президента РФ в системе исполнительной власти.
Задачи исследования:
1. Определить место Президента РФ в системе государственной власти
2. Выявить особенности формы правления в России, влияние на нее взаимоотношений Президента с исполнительной властью
3. Охарактеризовать полномочия Президента РФ в отношении Правительства РФ и в отношении федеральных органов исполнительной власти
4. Рассмотреть полномочия Президента РФ в отношении органов исполнительной власти субъектов РФ
Методологическую основу работы составили такие способы научного познания, как анализ, синтез, сравнение, а также специальные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.
В структурном плане работа выстроена в соответствии с целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав в составе основной части, внутри которых – пять параграфов, а также заключения и список литературы.
Заключение:
Мы пришли к выводу, что Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти — он, прежде всего, глава государства, не входит ни одну из ветвей власти, в рамках предоставленных Конституцией РФ полномочий обеспечивает согласованное взаимодействие всех органов государственной власти.
По нашему мнению, несмотря на заимствование ряда элементов и парламентской, и президентской республики, в нашей стране была синтезирована конструкция формы правления, которая выводит президента из системы разделения властей и наделяет его избыточными (редундантными) полномочиями, позволяющими контролировать все ветви власти, превращая его по факту в «некоронованного» монарха.
Не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:
непосредственно (исходя из прямой подчиненности федеральных органов исполнительной власти);
косвенно (через Правительство и иные федеральные органы исполнительной власти).
Президент РФ обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти, которые распространяются на все сферы государственного управления. За последнее десятилетие произошло явное укрепление института президентства в системе публичной власти.
В то же время в конституционных положениях просматривается, что Президент РФ осуществляет руководство Правительством РФ.
Широкими полномочиями обладает Президент РФ в отношении центральных федеральных и иных исполнительных органов власти.
Президент РФ, имея конституционный статус главы российского государства, одновременно фактически является неотъемлемой частью исполнительной власти государства, реально выступая ее главой (играет доминирующую роль в формировании Правительства РФ и высшего кадрового состава федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении подчиненных напрямую Президенту федеральных министерств, определении системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, руководстве Правительством с правом ведения его заседаний и пр.)
Можно сделать вывод, что Президент РФ принимает решения в сфере исполнительной власти и осуществляет руководство деятельностью исполнительных органов (формирует Правительство РФ, определяет политический курс, организацию и структуру федеральных органов исполнительной власти, осуществляет контроль за их деятельностью).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы полномочий Президента Российской Федерации
1.1. Место Президента РФ в системе государственной власти
Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти можно адекватно оценить, только если мы выясним, какую роль он играет в общей системе власти в стране, какой при этои имеет статус в этой системе. В науке констатируется конституционная неопределенность статуса Президента РФ как института публичной власти. Во многом это связано с разным толкованием конституционных положений о принципе разделения властей (ст. 10, 11). Нормы этих статей говорят о самостоятельности всех ветвей власти. Но этому противоречат конституционно установленные и практически реализуемые обширные полномочия главы государства при слабо выраженной его конституционно-правовой ответственности.
Это создает основу для дискуссии по поводу того, к какой ветви власти относится сам Президент РФ.
Наиболее распространена позиция, в соответствии с которой Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, он возвышается над всеми ветвями власти.
Есть и иное мнение, что Президент РФ включается в совершенно особую четвертую ветвь власти – президентскую власть. Положения целого ряда статей Конституции РФ, определяющих конституционно-правовой статус, и, прежде всего, существенные полномочия Президента РФ в области взаимодействия с другими ветвями государственной власти, позволяют говорить о существовании в России особой президентской власти.
Действительно, совокупность конституционных полномочий Президента РФ в связи с другими элементами его конституционного статуса создает представление об определенной организационно-функциональной обособленности Президента РФ и осуществляемой им власти. Вместе с тем совокупность таких полномочий может стать основой для условного обозначения государственной власти Президента РФ категорией «президентская власть». Президентская власть вплетена и в горизонтальную отраслевую структуру содержания государственной власти, но с конституционно слабо выраженным сбалансированием этой власти другими органами государственной власти в рамках доктринально-правового понимания системы сдержек и противовесов.
Наконец, третья позиция предполагает, что Президент РФ, имея конституционный статус главы российского государства, одновременно фактически является неотъемлемой частью исполнительной власти государства, реально выступая ее главой.
Действительно, Конституция говорит о Президенте как о главе государства. Здесь же названы его соответствующие статусу главы государства функции. Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.
Термин «глава» (п. 1 ст. 80 Конституции РФ) представляется не фикцией, а подтверждается реальными широкими полномочиями и корреспондирован гипертрофированностью дискреционных полномочий, что соответствует по смысловому значению его этимологии (от слова «главный»).
После поправок в Конституцию-2020 в ее тексте появилось также словосочетаение, что Президент РФ как гарант Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина теперь поддерживает «гражданский мир и согласие в стране». Не вполне ясно, что понимать под данными словосочетаниями. Логично было бы предположить, что, являясь гарантом социальной стабильности и поддерживая «гражданский мир и согласие», Президент как элемент системы управления публичной властью выступает своего рода медиатором между заинтересованными группами, часто противоположными друг другу. Роль медиатора выводит его из потенциального конфликта и возвышает над системой. С другой стороны, словосочетание «органы государственной власти» было заменено на сочетание «органы, входящие в систему публичной власти», причем их согласованное функционирование и взаимодействие обеспечивает Президент РФ. При этом органы местного самоуправления, не входя в систему органов государственной власти, сущностно являются низшим звеном публичной власти. Это положение позволяет говорить о расширении сферы влияния Президента, переходе с уровня регулирования государственного аппарата на регулирование политической системы (п. 2 ст. 80). Итак, по итогам поправок, внесенных в Конституцию в 202о году, мы наблюдаем увеличении полномочий Президента, усилении его влияния на всю публичную власть.
Мы разделяем мнение И.В. Гончарова о том, что Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти — он, прежде всего, глава государства, не входит ни одну из ветвей власти, в рамках предоставленных Конституцией РФ полномочий обеспечивает согласованное взаимодействие всех органов государственной власти.
Официально выступая в качестве главы Российской Федерации, одновременно интегрирует в себе отдельные полномочия законодательной, исполнительной и судебной властей, не нарушая при этом принцип разделения властей. При этом он выступает лишь в качестве интегратора, координатора функционирования традиционных ветвей государственной власти без государственно-правового обособления его полномочий в самостоятельную президентскую власть Российской Федерации.
Относительно мнения о существовании президентской власти, считаем, что признание её существования искажает саму идею принципа разделения властей. В таких условиях нужно признать существование власти прокуратуры, власти СМИ и др.
По поводу включения Президента РФ в состав исполнительной власти, необходимо сказать следующее. Президент РФ, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:
непосредственно (исходя из прямой подчиненности федеральных органов исполнительной власти);
косвенно (через Правительство и иные федеральные органы исполнительной власти).
Забегая вперед, отметим, что в соответствии с положениями Конституции РФ (ст. 80-90) и федеральными законами Президент РФ обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти, которые распространяются на все сферы государственного управления.
За последнее десятилетие произошло явное укрепление института президентства в системе публичной власти. Усиление института президента происходит не только ввиду увеличения компетенции главы государства, более конкретно очерчивающей его влияние на законодательную, исполнительную и судебную ветви государственной власти, но и за счёт конституционализации органов, руководство деятельностью которых осуществляется Президентом РФ непосредственно (например, Государственный Совет РФ).
Расширение полномочий Президента РФ может осуществляться также посредством выявления Конституционным Судом РФ его «скрытых полномочий», выявления в процессе деятельности Президента «подразумеваемых полномочий» . Конституция РФ, наделяя Президента широкими полномочиями, не ограничивает его право перечнем вопросов, по которым он полномочен осуществлять нормативное правовое регулирование (посредством указов). В силу своего конституционного статуса он обязан издавать нормативные правовые акты во исполнение Конституции и федеральных законов в случае отсутствия предназначенных для этого правовых актов. Соответственно, это обусловливает высокую степень правового усмотрения Президента в определенных случаях.
Таким образом, сегодня президентская власть в России, будучи организационно-функционально обособленной и слабо контролируемой со стороны иных органов государственной власти, играет доминирующую роль в системе органов государственной власти. Однако эта роль Президента РФ, обусловленная в значительной мере трудностями внутреннего и внешнего положения современной России, не должна превращаться в абсолютное доминирование его властных полномочий
Содержание:
Введение 3
1. Президент Российской Федерации в системе субъектов административного права 5
1.1. Место и роль президента Российской Федерации в системе исполнительной власти 5
1.2. Проблематика института президентства в Российской Федерации 10
2. Президент Российской Федерации и исполнительная власть как проявление единой системы государственного управления 16
2.1. Роль Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти 16
2.1. Регламентация специфических функций Президента Российской Федерации 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Введение:
Статус Президента Российской федерации определен Конституцией Российской Федерации. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Хотя Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с Конституцией российской Федерации и федеральными законами он не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти.
Актуальность темы исследования: Одним из главных направлений формирования жизнеспособной российской государственности, наряду с становлением института исполнительной власти, местного самоуправления, созданием системы правосудия, является развитие и совершенствование института Президента Российской Федерации. Это обусловлено тем, что в ходе реформы политической и правовой систем Российской Федерации, учреждение института Президента в России сыграло весьма важную роль, произошло перераспределение полномочий между субъектами, осуществляющими государственную власть.
Объект исследования: объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе реализации Президентом Российской Федерации полномочий в сфере исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Предмет исследования: Предмет исследования составляет теоретическая, законодательная и практическая база правового регулирования механизма реализации полномочий главой государства в сфере исполнительной власти.
Целью курсовой работы является, в основном, административно-правовое исследование юридической природы полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти, их классификация, а так же взаимодействие Президента с органами исполнительной власти.
Задачи:
изучить причины возникновения и историю становления института Президента в России.
выявить статус Президента как одного из субъектов государственной власти Российской Федерации,
проанализировать формы осуществления полномочий Президента как субъекта исполнительной власти.
исследовать содержание полномочий Президента России в сфере исполнительной власти во взаимодействии как с федеральными органами исполнительной власти, так и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
определить организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти.
Заключение:
Стоит отметить и формулировки, которые используются3 для закрепления полномочий Президента РФ по управлению исполнительной властью. Если министры возглавляют органы исполнительной власти, то Президент РФ — руководит ими. Д. Н. Ушаков в своем словаре4 определяет глагол «возглавлять» следующим образом: «стоять во главе чего-нибудь, управлять чем-нибудь», а глагол «руководить» — «направлять, наставлять, вести по какому-нибудь пути, учить, как следует действовать».
При конкурентном сравнении данных понятий, можно предположить о большем соответствии термина «руководить» статусу именно главы исполнительной власти. Следует добавить, что саму систему и структуру федеральных органов исполнительной власти Президент РФ определяет самостоятельно в своих указах. Это также подтверждает его фактический статус главы исполнительной власти. Не обоснованы, на наш взгляд, и возражения по статусу Президента РФ как главы исполнительной власти, аргументированные тем, что федеральными органами исполнительной власти, входящими в их структуру, руководит не только Президент РФ, но и Правительство РФ, на долю которого, как упоминалось выше, приходится подавляющее большинство этих органов (53 из 72).
По нашему мнению, полномочия Президента РФ в отношении Правительства РФ, перечисленные ранее, позволяют утверждать, что его влияние на всю структуру федеральных органов исполнительной власти главное и определяющее. С этой точки зрения, никакого дуализма в системе исполнительной власти страны не наблюдается. Считаем необходимым для полноты адекватности правового статуса главы государства конкретно-историческим условиям России рассмотреть вопрос о более предпочтительной для организации власти модели республики: президентской, где Президент является не только главой государства, но и конституционно-определенным главой исполнительной власти.
Данная модель потребует некоторых конституционных изменений, что поможет системе прийти к единообразию толкования и применения конституционных норм, касающихся разделения властей и исполнительной власти в частности. Учитывая вышеизложенное, основываясь на реальных (фактических) полномочиях Президента РФ, предлагаем законодательно закрепить статус главы исполнительной власти за Президентом РФ, дополнив ч. 1 ст. 80 Конституции РФ и сформулировать её следующим образом: «Президент Российской Федерации является главой государства и главой исполнительной власти».
Фрагмент текста работы:
1. Президент Российской Федерации в системе субъектов административного права
1.1. Место и роль президента Российской Федерации в системе исполнительной власти
Спустя четверть столетия после принятия Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) остается дискуссионным вопрос о некоторой неопределенности правового статуса Президента Российской Федерации (далее — Президент РФ) в системе разделения властей, степени его «включенности» в систему и структуру органов исполнительной власти. Такую неясность порождают положения ст. 10 и ст. 80 Конституции РФ, которые позволяют предположить, что государственная власть осуществляется исключительно посредством трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, а Президент РФ является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Существует три основных точки зрения на данный вопрос:
1. Президент РФ стоит «над всеми ветвями» власти, и выступает в качестве гаранта Конституции и всех конституционных институтов;
2. Президент РФ наделен особой формой власти — президентской;
3. Президент РФ формально является главой государства и входит в 4 гл систему исполнительной власти.
С такой точки зрения, можно рассматривать его и как главу исполнительной власти. Рассмотрим каждую из них. Согласно первой позиции, Президент обладает обширными полномочиями в исполнительной власти, однако, не входит в неё определяющим образом, т. к. оказывает существенной влияние не только на исполнительную власть, но и имеет «рычаги воздействия» на законодательную и судебную власть.
Данное мнение не дает точного представления о месте Президента в системе разделения властей. Президент РФ как бы «выпадает» из неё, являясь специфическим органом, имеющим возможности ограниченного влияния на каждую из ветвей власти и обладающим координирующими (согласующими) их действия полномочиями. Следует отметить, что в нашей стране есть и другие государственные органы, которые предположительно не входят непосредственно ни в одну из ветвей власти, например, Прокуратура РФ и Центральная избирательная комиссия РФ.
В соответствии со второй точкой зрения, Президент фактически олицетворяет собой четвертую самостоятельную ветвь власти — особую «президентскую» власть.
По нашему мнению, ни одна из приведенных выше точек зрения не соответствует в полной мере реальному статусу Президента РФ в нашей стране. Их юридическая составляющая остается стабильной, в то время как фактическая претерпевает изменения.
Наиболее приближенной к конкретно-историческим условиям России, как нам представляется, является третья точка зрения, по которой Президент РФ, формально являясь главой государства, входит в то же время в систему исполнительной власти и рассматривается как её глава. Есть реальные подтверждения того, что Президент в современных условиях фактически исполняет роль главы исполнительной власти, хотя формально-юридически это не получило своего закрепления в Конституции РФ.
Согласно ч. 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства[1]. На него не возлагаются обязанности главы исполнительной власти. Высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляющим ее единую систему, выступает Правительство Российской Федерации[2]. Конституция Российской Федерации возлагает на главу государства такие функции, которые предполагают его участие в осуществлении всех видов (форм) государственной деятельности – законодательной, исполнительной, судебной. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, принимает меры по охране суверенитета страны, определяет в соответствии с Конституцией и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Для осуществления данных полномочий Президент Российской Федерации наделен большими полномочия, особенно в сфере исполнительной власти. Говоря о полномочиях Президента Российской Федерации, которые составляют правовое положение в системе исполнительной власти, необходимо уделить внимание двум основных категориям, которые часто используются в науке административного права, как синонимы: «государственное управление» и «исполнительная власть». Однако главным содержанием государственного управления является повседневная, конкретная, оперативная деятельность по исполнению Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, и основная нагрузка здесь ложится на органы исполнительной власти. Их деятельность составляет существенную часть государственного управления, выступает его основой. В связи с этим в науке уже давно проводится различие между верховным и подчиненным управлением, верховной управительной и исполнительной властью.