Курсовая теория на тему Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Президент Российской Федерации в системе субъектов административного права 5
1.1. Место и роль президента Российской Федерации в системе исполнительной власти 5
1.2. Проблематика института президентства в Российской Федерации 10
2. Президент Российской Федерации и исполнительная власть как проявление единой системы государственного управления 16
2.1. Роль Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти 16
2.1. Регламентация специфических функций Президента Российской Федерации 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Введение:
Статус Президента Российской федерации определен Конституцией Российской Федерации. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Хотя Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с Конституцией российской Федерации и федеральными законами он не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти.
Актуальность темы исследования: Одним из главных направлений формирования жизнеспособной российской государственности, наряду с становлением института исполнительной власти, местного самоуправления, созданием системы правосудия, является развитие и совершенствование института Президента Российской Федерации. Это обусловлено тем, что в ходе реформы политической и правовой систем Российской Федерации, учреждение института Президента в России сыграло весьма важную роль, произошло перераспределение полномочий между субъектами, осуществляющими государственную власть.
Объект исследования: объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе реализации Президентом Российской Федерации полномочий в сфере исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Предмет исследования: Предмет исследования составляет теоретическая, законодательная и практическая база правового регулирования механизма реализации полномочий главой государства в сфере исполнительной власти.
Целью курсовой работы является, в основном, административно-правовое исследование юридической природы полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти, их классификация, а так же взаимодействие Президента с органами исполнительной власти.
Задачи:
изучить причины возникновения и историю становления института Президента в России.
выявить статус Президента как одного из субъектов государственной власти Российской Федерации,
проанализировать формы осуществления полномочий Президента как субъекта исполнительной власти.
исследовать содержание полномочий Президента России в сфере исполнительной власти во взаимодействии как с федеральными органами исполнительной власти, так и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
определить организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти.
Заключение:
Стоит отметить и формулировки, которые используются3 для закрепления полномочий Президента РФ по управлению исполнительной властью. Если министры возглавляют органы исполнительной власти, то Президент РФ — руководит ими. Д. Н. Ушаков в своем словаре4 определяет глагол «возглавлять» следующим образом: «стоять во главе чего-нибудь, управлять чем-нибудь», а глагол «руководить» — «направлять, наставлять, вести по какому-нибудь пути, учить, как следует действовать».
При конкурентном сравнении данных понятий, можно предположить о большем соответствии термина «руководить» статусу именно главы исполнительной власти. Следует добавить, что саму систему и структуру федеральных органов исполнительной власти Президент РФ определяет самостоятельно в своих указах. Это также подтверждает его фактический статус главы исполнительной власти. Не обоснованы, на наш взгляд, и возражения по статусу Президента РФ как главы исполнительной власти, аргументированные тем, что федеральными органами исполнительной власти, входящими в их структуру, руководит не только Президент РФ, но и Правительство РФ, на долю которого, как упоминалось выше, приходится подавляющее большинство этих органов (53 из 72).
По нашему мнению, полномочия Президента РФ в отношении Правительства РФ, перечисленные ранее, позволяют утверждать, что его влияние на всю структуру федеральных органов исполнительной власти главное и определяющее. С этой точки зрения, никакого дуализма в системе исполнительной власти страны не наблюдается. Считаем необходимым для полноты адекватности правового статуса главы государства конкретно-историческим условиям России рассмотреть вопрос о более предпочтительной для организации власти модели республики: президентской, где Президент является не только главой государства, но и конституционно-определенным главой исполнительной власти.
Данная модель потребует некоторых конституционных изменений, что поможет системе прийти к единообразию толкования и применения конституционных норм, касающихся разделения властей и исполнительной власти в частности. Учитывая вышеизложенное, основываясь на реальных (фактических) полномочиях Президента РФ, предлагаем законодательно закрепить статус главы исполнительной власти за Президентом РФ, дополнив ч. 1 ст. 80 Конституции РФ и сформулировать её следующим образом: «Президент Российской Федерации является главой государства и главой исполнительной власти».
Фрагмент текста работы:
1. Президент Российской Федерации в системе субъектов административного права
1.1. Место и роль президента Российской Федерации в системе исполнительной власти
Спустя четверть столетия после принятия Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) остается дискуссионным вопрос о некоторой неопределенности правового статуса Президента Российской Федерации (далее — Президент РФ) в системе разделения властей, степени его «включенности» в систему и структуру органов исполнительной власти. Такую неясность порождают положения ст. 10 и ст. 80 Конституции РФ, которые позволяют предположить, что государственная власть осуществляется исключительно посредством трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, а Президент РФ является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Существует три основных точки зрения на данный вопрос:
1. Президент РФ стоит «над всеми ветвями» власти, и выступает в качестве гаранта Конституции и всех конституционных институтов;
2. Президент РФ наделен особой формой власти — президентской;
3. Президент РФ формально является главой государства и входит в 4 гл систему исполнительной власти.
С такой точки зрения, можно рассматривать его и как главу исполнительной власти. Рассмотрим каждую из них. Согласно первой позиции, Президент обладает обширными полномочиями в исполнительной власти, однако, не входит в неё определяющим образом, т. к. оказывает существенной влияние не только на исполнительную власть, но и имеет «рычаги воздействия» на законодательную и судебную власть.
Данное мнение не дает точного представления о месте Президента в системе разделения властей. Президент РФ как бы «выпадает» из неё, являясь специфическим органом, имеющим возможности ограниченного влияния на каждую из ветвей власти и обладающим координирующими (согласующими) их действия полномочиями. Следует отметить, что в нашей стране есть и другие государственные органы, которые предположительно не входят непосредственно ни в одну из ветвей власти, например, Прокуратура РФ и Центральная избирательная комиссия РФ.
В соответствии со второй точкой зрения, Президент фактически олицетворяет собой четвертую самостоятельную ветвь власти — особую «президентскую» власть.
По нашему мнению, ни одна из приведенных выше точек зрения не соответствует в полной мере реальному статусу Президента РФ в нашей стране. Их юридическая составляющая остается стабильной, в то время как фактическая претерпевает изменения.
Наиболее приближенной к конкретно-историческим условиям России, как нам представляется, является третья точка зрения, по которой Президент РФ, формально являясь главой государства, входит в то же время в систему исполнительной власти и рассматривается как её глава. Есть реальные подтверждения того, что Президент в современных условиях фактически исполняет роль главы исполнительной власти, хотя формально-юридически это не получило своего закрепления в Конституции РФ.
Согласно ч. 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства[1]. На него не возлагаются обязанности главы исполнительной власти. Высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляющим ее единую систему, выступает Правительство Российской Федерации[2]. Конституция Российской Федерации возлагает на главу государства такие функции, которые предполагают его участие в осуществлении всех видов (форм) государственной деятельности – законодательной, исполнительной, судебной. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, принимает меры по охране суверенитета страны, определяет в соответствии с Конституцией и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Для осуществления данных полномочий Президент Российской Федерации наделен большими полномочия, особенно в сфере исполнительной власти. Говоря о полномочиях Президента Российской Федерации, которые составляют правовое положение в системе исполнительной власти, необходимо уделить внимание двум основных категориям, которые часто используются в науке административного права, как синонимы: «государственное управление» и «исполнительная власть». Однако главным содержанием государственного управления является повседневная, конкретная, оперативная деятельность по исполнению Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, и основная нагрузка здесь ложится на органы исполнительной власти. Их деятельность составляет существенную часть государственного управления, выступает его основой. В связи с этим в науке уже давно проводится различие между верховным и подчиненным управлением, верховной управительной и исполнительной властью.