Курсовая теория на тему Политико — психологические основания политического протеста как форма политического участия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие политического протеста и политический протест как форма политического участия 4
1.1. Понятие политического протеста 4
1.2. Политический протест как форма политического участия 7
Глава 2. Протест как фактор политического развития и проблема политического участия 9
2.1. Протест как фактор политического развития 9
2.2. Проблема политического участия 13
Заключение 26
Список использованных источников 28
Введение:
В условиях социально-политических трансформаций современного российского общества, которые привели к нескольким волнам стихийных и организованных акций протеста, актуализируется изучение специфики, форм и способов современной политической активности.
Изучение политического протеста позволит по-новому понять со-держание политического и социального пространства, которое формиру-ется в современной России.
Политическое протестное поведение как любой элемент политической системы претерпевает изменение форм и способов проявления, также фор-мирует отношение и последующую реакцию общества к применяемым протестным тактикам.
Поэтому важно оценить факторы, влияющие на изменение форм по-литического протеста, определить характер адаптации традиционных и появления инновационных форм политического протестного поведения в российском социуме.
Объект исследования: политико — психологические основания поли-тического протеста.
Предмет исследования: политико — психологические основания поли-тического протеста как форма политического участия.
Цель исследования: изучить политико — психологические основания политического протеста как форма политического участия.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие политического протеста
2. Проанализировать политический протест как форма политическо-го участия
3. Изучить протест как фактор политического развития
4. Проанализировать проблему политического участия.
Заключение:
К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампа-ниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятель-ности партий и групп интересов.
Важными факторами электорального поведения являются также си-стема регистрации избирателей, число жителей страны и уровень их обра-зования, особенности партийной системы.
С точки зрения самостоятельности субъектов можно выделить авто-номное и мобилизационное политическое участие.
Автономное политическое участие граждан происходит по их соб-ственной инициативе.
Это свободная добровольная политическая активность граждан, направленная на реализацию ими своих интересов или выражение их от-ношения к политическим событиям.
Мобилизованное политическое участие организуется посредством принуждения или манипуляции.
Если автономное участие может носить протестный характер, то мо-билизованное участие направлено исключительно на поддержку системы и служит интересам правящей элиты.
Политический протест — это проявление негативного отношения к по-литической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме.
Проблематика политического протеста все чаще привлекает внима-ние исследователей.
Актуальность данной темы обусловлена, во-первых, участившимся использованием различных протестных практик в политическом про-странстве. Во-вторых, политические протесты реализуются в новых фор-мах, которые остаются недостаточно исследованными в теоретическом плане. В то же время представляется актуальным определение влияния по-литических протестов на развитие политической системы и ее стабиль-ность.
Протест присутствует в любой системе политических отношений, со-провождает развитие любого политического режима, поскольку всякое изменение форм и методов проводимой властью политики неизбежно вли-яет на особенности проявления политического протеста. Характер и дина-мика политического протеста зависят от многих факторов: типа политиче-ского режима; социально-экономического развития страны; задач, решае-мых государством; уровня политической культуры; социального состава организаторов, участников и сторонников протеста, а также интересов, к реализации которых они стремятся.
Традиционно политический протест как явление рассматривается в рамках теории политического участия.
Нельзя не согласиться с тем, что политический протест является своеобразным наполнением отдельных форм политического участия. од-нако влияние протеста на уровень стабильности политического участия оценивается учеными с различных позиций.
Политический протест обладает динамической функцией. В марк-систских определениях верно подмечена общая способность политическо-го протеста более быстрыми темпами двигать общественное развитие и осуществлять социальные перемены.
Размеренное, плавное течение социальной жизни, где радикальные преобразования вообще отсутствуют, а незначительные изменения не за-трагивают существа проблем, разворачивается во времени медленно, как бы нехотя. Но стоит в той или иной форме проявиться протестному дей-ствию, как все приходит в движение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие политического протеста и политический про-тест как форма политического участия
1.1. Понятие политического протеста
Политическое участие — это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политической системы и процесс принятия политических решений.
Политическое участие включает децентрализованные действия (из-бирательные акты); активистскую деятельность, направленную на под-держку кандидатов и партий для участия в избирательных кампаниях; участие в собраниях и демонстрациях; участие в деятельности политиче-ских партий и групп по интересам [9].
Формами политического участия являются:
— Поддержка кандидатов и партий в избирательных кампаниях;
— Голосование на выборах;
— Создавать и участвовать в деятельности политических партий, общественных объединений, движений и групп по интересам;
— Участвовать в политических акциях и т.д.
Политическое участие происходит:
а) прямые (прямые), реализуемые во время референдумов, собраний и комитетов, все участники могут участвовать на любом этапе принятия решений;
б) Косвенно (представительский), граждане доверяют право высту-пать от своего имени своим представителям.
Наиболее распространенной формой политического участия являет-ся электоральное поведение — деятельность граждан и полномочия делеги-руются отдельным лицам, чтобы они представляли их в выборных орга-нах власти.
Социальный статус человека, его образование и уровень дохода, религиозные убеждения, место жительства и другие факторы влияют на деятельность и характер электорального поведения.
Важными факторами, влияющими на поведение на выборах, явля-ются система регистрации избирателей, количество жителей страны и уро-вень их образования, а также характеристики системы политических пар-тий.
С точки зрения независимости субъекта можно провести различие между автономией и мобилизованным политическим участием.
Автономное политическое участие граждан осуществляется ими по собственной инициативе.
Это свободная и добровольная политическая деятельность граждан, направленная на реализацию своих интересов или выражение своего от-ношения к политическим событиям.
Мобилизованное политическое участие организуется путем принуж-дения или манипулирования.
Если автономное участие может носить протестный характер, то мо-билизационное участие предназначено только для поддержки системы и обслуживания интересов правящей элиты [6].
Политический протест — это проявление негативного отношения ко всей политической системе, ее отдельным элементам, нормам, ценностям и решениям, принимаемым в форме публичного показа.
Как правило, политические протесты возникают в случае недействи-тельных стратегических и технических операций по осуществлению власти (права меньшинств подавляются, отдельные лица имеют мало прав предъ-являть претензии властям, а также существуют ограничительные системы — например, в виде собственности, образования и других прав голоса ква-лификация).
Наиболее распространенными источниками являются слабая при-верженность граждан ценностям, которые преобладают в обществе, низкая солидарность с политическими целями, объявленными режимом (посколь-ку они признают, что они неверны, несправедливы или устарели), психо-логическая неудовлетворенность сложившейся системой взаимоотношений между гражданами и государством и страх за свое будущее (ожидания по-давления, преследования за политические убеждения).
Для того, чтобы протестовать, должна быть определенная степень социального недовольства, и признается, что сила и массовые действия яв-ляются приемлемыми средствами социальных изменений. Радикальные идеологии, лозунги, недоверие к политической системе и снижение веры в традиционные способы выражения требований — все это способствовало росту лишений и усилению протестов.
Политические протесты часто принимают форму собраний, демон-страций, маршей и забастовок.
В случае низкой степени институционализации и организации такое поведение может привести к масштабным беспорядкам, насилию и прямой конфронтации с властями [7].
Именно поэтому проведение масштабных политических мероприя-тий регулируется специальными законами, которые предусматривают ряд необходимых мер, которые необходимо предпринять до проведения таких акций (уведомить власти о проводимом мероприятии или организатор по-лучает предварительное разрешение властей на проведение собрания, де-монстрации или парада).. Однако опасность перерастания традиционных форм протеста в нетрадиционные формы протеста существует всегда.
Крайней формой нетрадиционных типов политического поведения и участия является терроризм.
Терроризм понимается как враждебная деятельность экстремистских организаций или отдельных лиц, целью которой является систематическое или изолированное применение насилия (или его угроз) для запугивания правительства и народа. Одной из особенностей, отличающих терроризм от уголовных преступлений, является цель — влиять на процесс политиче-ских событий и принятия решений, вызывая широкий спектр обществен-ных реакций.