Курсовая теория на тему Политико — правовые взгляды Аристотеля в его учении о государстве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1.
Аристотель и его учение о государстве. 5
1.1. Общая
характеристика трактата «Политика». 5
1.2 Проблематика новой политической
науки. 6
1.3. Государство
в представлении Платона и Аристотеля. 10
1.4. Граждане
государства в трактате Аристотеля. 14
Глава 2.
Идеальное государство Аристотеля. 16
2.1. Проект
идеального государства Аристотеля. 16
2.2 Формы правления. 19
2.3 Соотношение
закона и воли правителя в государстве. 21
2.4 Единство государства. 22
2.5 Конфликт идеального и реального. 24
2.6 Правление закона. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
Введение:
Не будет преувеличением, если предположить, что гений Аристотеля как бы
сосредоточил в себе весь философский опыт Эллады.
В IV в. до н. э., когда жил Аристотель, древнегреческая античная философия
уже имела, хотя и непродолжительную, но уже богатую историю. Античная философия
развивалась достаточно быстро, если учитывать, что еще в VII в. до н.э. в
Греции не было ни одного философа, а во времена Аристотеля уже существовало
несколько философских школ. Поэтому факт развития философии поистине
удивителен, как в качественном, так и количественном плане.
Аристотеля недаром считают одним из величайших древнегреческих философов,
так как общепризнано, что он является основоположником дуализма и «отцом
логики». Он был одним из самых прилежных и преданных учеников Платона, хотя в
то же время, его самым решительным противником.
Широта знаний и взглядов позволяют причислить Аристотеля к одному из самых
гениальных людей и не только своего времени. Энциклопедичность его трудов
показывает, что он обращался ко всем областям знаний, которые были известны в
его время. Именно Аристотель выделил из философии специальные науки и произвел
первичную классификацию существующих знаний.
Актуальность исследования. Считается, что в трактате «Политика» Аристотель изложил свои
основополагающие политические взгляды, но нельзя не заметить, что говорить о
политике как таковой, философ начал еще в своих трудах, посвященных этике.
Поэтому эти работы многие исследовали наследия великого мыслителя и ученого
часто соотносят как единое целое. Подтверждением этой точки зрения является и
то, что в «Политике» Аристотель опять возвращается к вопросу о добродетелях, а
задачи политики и государства рассматривает через призму нравственных
категорий. Поэтому без учета этических понятий и закономерностей нельзя понять
и политику Аристотеля[1].
Целью нашей работы является
анализ политического учения о государстве Аристотеля. Исходя из этой цели,
необходимо решить следующие задачи:
– дать общее представление о взглядах Аристотеля на государство;
– проследить каким образом политические и эстетические принципы философа
совмещены в его теории об устройстве идеального государства;
– обобщить значение философского наследия Аристотеля для развития мировых
политических учений о государстве.
– осветить общее содержание и место «Политики» в истории политической
мысли;
Проблеме исследования посвящены труды таких известнывых отечественных авторов
как А. Доватур, А.М. Агальцев, Г.М. Азнагулова, А.В. Биряева, П.В. Васильев,
Н.С. Григорьева и др.
В рамках исследования применялся ряд общенаучных методов исследования, в
том числе методы анализа, синтеза, сравнения, а также системный метод, метод
обобщения, логический метод.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения
и списка использованной литературы. [1] См.: Воронина Л. А. Основные
эстетические категории Аристотеля. М., 2003.– С.24-25
Заключение:
Разрабатывая учение о
государственном строе, Аристотель оставался до конца убеждённым защитником прав
индивида, частной собственности и моногамной семьи, но при этом был сторонником
рабства.
Аристотель разработал
уникальное социально-политическое учение, при этом обобщив социальный и
политический опыт эллинов в области построения государства. Основным принципом
в исследовании социально-политической жизни он взял выражение: «Как и всюду,
наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного
образования предметов»[1].
Таким «первичным образованием» он считал естественное стремление людей к
совместной жизни и к политическому общению.
По мнению Аристотеля,
человек является существом политическим,
и стремление к «совместному жительству» заложено у него природой,
поскольку изначально он все же существо социальное[2].
В своем трактате
Аристотель обосновал возникновение государства как общение ради благой жизни
между семьями и родами, ради совершенной и достаточной жизни для самой себя[3].
Природа государства
значительно выше семьи и индивида. Совершенство гражданина обуславливается,
прежде всего, качествами общества, в котором он живет и которому принадлежит. И
тот, кто хочет создать совершенных людей, должен воспитать совершенных граждан,
а кто же создаст совершенных граждан, тот создаст совершенное государство.
Аристотель использовал
критерий имущественного положения при характеристике различных слоев общества.
Всех граждан он делил на зажиточных, средних и неимущих. В зависимости от того,
кто приходит к власти в государстве и формируется государственный строй. Будучи
человеком своего времени и, соответственно, сторонником рабовладельческой
системы, Аристотель само рабство связывал с вопросом собственности. Он считал,
что сама суть вещей ведет к тому, что уже в момент рождения некоторые существа
предназначены к властвованию, а другие – к подчинению. Аристотель считал это
общим законом природы, которому подчинялись все одушевлённые существа[4].
Наилучшим государством Аристотель считал такое
общество, которое достигается через посредство среднего элемента. Где средний
элемент представлен в большинстве, и где по сравнению с крайними элементами он
имеет большее преимущество, там государство имеет наилучший строй. Наличие в
государстве многих лиц без политических прав и бедняков приводит к неизбежному
появлению враждебно настроенных против государства элементов.
Заслуга Аристотеля,
прежде всего, в том, что он выделил изучение специальной области общественных
отношений в самостоятельную науку о политике.
Так как человек по своей
сути существо «политическое» (мы сейчас говорим социальное), то, по Аристотелю,
люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы. А для того,
чтобы научится жить среди себе подобных и правильно устроить общественную
жизнь, необходимо изучать политику.
Политика представляет
собой науку о том, как лучше всего организовать в государстве совместную жизнь.
Аристотель называл политику искусством и умением государственного управления.
Цель политики в придании
гражданам высоких нравственных качеств, научить людей поступать справедливо и в
этом раскрывается ее сущность. Достичь справедливого общего блага нелегко,
поскольку люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому среди
главных задач политики воспитание добродетелей в гражданах, а не воспитание
совершенных людей. Чтобы стать добродетельным гражданином необходимо уметь исполнять свой гражданский долг и быть
способным повиноваться законам и властям. Таким образом, государство – это и
продукт естественного развития, и одновременно высшая форма общения. И
поскольку человек по своей природе есть существо политическое, то в
политическом общении (а значит в государстве) завершает процесс формирования себя как существа
общественного.
Аристотель разграничивал
правильные и неправильные государственные
устройства в зависимости от тех целей, которые ставил перед собой правитель
государства.
Правильным Аристотель
считал строй, при котором целью становится общее благо, независимо от того,
правит один человек, несколько или
многие:
– монархия (от греч. monarchia – единовластие) – форма правления
с верховной властью монарха;
– аристократия (от греч.
aristokratia – власть лучших) – форма государственного правления с верховной
властью родовой знати, привилегированного сословия, передается по наследству.
Власть не одного, но немногих.
– полития – наилучшая форма по мнению
Аристотеля и встречается она крайне редко. В политии в интересах общей пользы
правит большинство. В политии везде доминирует средний элемент: в нравах –
умеренность, в имуществе – средний достаток, при власти – средний слой.
Когда в государстве
преследуются частные цели правителя или правителей, то такой государственный
слой становится неправильным. К таким государствам Аристотель относил: – тиранию, когда монархическая власть
направлена только на выгоды одного правителя.
– олигархию, когда
преследуются только выгоды состоятельных граждан, знатного меньшинства;
– демократия, когда удовлетворяются
выгоды неимущих. Надо отметить, что среди неправильных форм государства
Аристотель считал эту форму наиболее сносной[5].
Демократией во времена
Аристотеля считался такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляли
большинство, а также имели верховную власть в своих руках.
Позитивным выводом
Аристотеля в его «Политике» можно признать утверждение, что при любом
государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному
гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою
политическую силу сверх надлежащей меры. [1] Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983.–
С.377 [2] Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983.–
С.455 [3] Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983.–
С.462 [4] Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983.–
С.471-475 [5] Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983.–
С.456-462
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Аристотель и его учение о государстве
1.1. Общая
характеристика трактата «Политика»
Традиционно все зрелые труды Аристотеля делят на восемь групп.
Последнюю группу образуют трактаты о политике и экономике: «Политика»
состоит из 8-ми книг, а «Экономика» – из 3-х. Из других более поздних
источников, стало известно, что в школе Аристотеля было описано государственное
устройство 158 греческих городов-государств, но, к сожалению, эти работы были
утрачены, и лишь в 1890 году был найден папирус с текстом «Афинской политики»
Аристотеля.
Большинство исследователей придерживаются мысли, что свою работу «Политика»
Аристотель написал в ответ на трактаты Платона «Государство» и «Законы», а
также на другие проекты государственного устройства, известные в его время, и
непосредственно на реально существующие государственные устройства. Необходимо
отметить, что Аристотель в своем трактате не только критикует, но и указывает
на положительные стороны, как проектов, так и реальных схем устройства
государств.
Как мы уже
отметили, трактат Аристотеля состоит из 8 книг, каждая из которых посвящена
одной-двум проблемам. Содержание книг не имеет строгой логической связи,
поскольку предполагают, что они были написаны в разное время.
В первой книге «Политики» Аристотель
излагает свое понимание природы государства и его самые необходимые элементы.
Проблеме государственного устройства
посвящена вторая книга «Политики». В ней автор рассматривает уже существующие
государственные устройства, т.е. греческие полисы и колонии. В работе детально
разбираются их достоинства и недостатки.
Теме других вариантов
государственных устройств посвящена третья книга «Политики». В ней Аристотель
раскрывает особенности форм устройства государств: монархии, аристократии и
политии (республики).