Курсовая теория на тему Политика: понятие, значение и признаки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Политика и ее основные аспекты 5
1.2 Структура политики 8
1.3 Функции политики 11
Глава 2. Политика и право 13
2.1 Понятие и развитие правовой политики 13
2.2 Принципы и методы проведения правовой политики 24
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Введение:
Политика — многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер. Аристотель, например, утверждал, что «политика» это цивилизованная форма общности, которая служит для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». Николо Макиавелли определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать её». Здесь видно, что политика трактуется в более практическом смысле. Со временем общественно-политические отношения усложняются. Макс Вебер определяет политику как понятие, «которое имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, политике профсоюзов…даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем». Широкое понимание политики можно найти у испанского политолога и философа Ортега-и-Гассета: политика, по его мнению, — это вся историческая деятельность, которую нельзя ограничивать деятельностью государства и правительства. Государство лишь юридический панцирь, некая формальность жизни общества. Государство и правительство — не единственные органы национальной жизни. Ещё есть независимая этническая жизнь и спонтанные процессы.
Обилие характеристик политики объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций. Следовательно, при определении политики такие ключевые элементы, как деятельность, государство и власть, должны быть взаимоувязанными. Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них.
Обобщая различные дефиниции, политику можно определить, как деятельность, связанная с отношениями между социальными группами и различными общественными силами, целями которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти; выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. Здесь выделены сущностные признаки политики, а именно то, что политика является сферой властных отношений, служит удовлетворению общезначимых интересов, реализация которых невозможна вне государственного управления.
Предметом данной работы является политика как деятельность государства и иных политических институтов.
Цель данной работы: раскрыть структуру и функции политики как особой государственно-властной сферы общественной жизни.
Задачи данной работы:
1. Раскрыть понятие политики и определить ее структуру
2. Проанализировать функции политики
3. Изучить правовую политику, ее сущность и принципы
Заключение:
Таким образом, политика — это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.
Структура политики — многосложное явление, которое включает в себя основные ее элементы и зависит от сложности структуры общества, в котором она реализовывается. Базисными элементами политики выступают субъекты — индивиды, социальные группы и слои, а также организации, которые принимают участие в политических процессах (они реализуют государственную власть или сами пытаются влиять на нее); объекты — политические отношения, под которыми понимают формы взаимодействия и взаимосвязи субъектов политики (например, господство и подчинение: одни слои населения подчиняются группе лиц, которым дана политическая власть); другие элементы политики (власть, организация, культура, сознание), — их качество определяет такие обширные понятия, как политический, экономический и государственный строй. Сюда же включено политическое сознание, которое в общем охватывает наличие идеологий, политические мотивы и психологию власти.
Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным, основные из которых:
обеспечения целостности и стабильности общества;
мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности;
управленческая и регулятивная функция;
функция рационализации;
политической социализации и гуманитарная функция.
Чем более многочисленны функции политики в конкретном обществе, тем менее развитое общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Политика и ее основные аспекты
1.1 Понятие политики
Политика — это деятельность, связанная с организацией и мобилизацией ресурсов для достижения целей коллектива. Понятие политики уже широко использовалось в Античности. Так, трактат Аристотеля о государственном правлении был назван им «Политика» (от греч. polis — община, город государство). Древнегреческий философ связывал политику с жизнью государства и общества. Ж. Блондель определял политику как «деятельность, посредством которой приходят к решениям, осуществляемым в рамках общества и для него».
Длительное время представления о политике носили нормативный характер, в соответствии с которым она определялась как «борьба за справедливый порядок» или как способ достижения всеобщего блага. Определение политики в современной науке зависит от теоретических позиций исследователя.
С точки зрения структурного функционализма политика — обязательный элемент организации любого коллектива. Ее существование определяется необходимостью организации и мобилизации ресурсов для достижения коллективных целей (Т. Парсонс).
Политическая деятельность непосредственно связана с функциями целеполагания, принуждения и сохранения целостности сообщества перед лицом глобальных угроз. Д. Истон определяет политику как «волевое распределение ценностей» — обязательное наделение значением важных социальных явлений. Дальнейшее уточнение специфики политического связывалось с определением порядка доступа к социально значимым ресурсам. С точки зрения сторонников конфликтного подхода политика связана с конфликтным взаимодействием классов (К. Маркс) и заинтересованных групп (А. Бентли, Д. Труман, Г. Ласки и др.). Некоторые исследователи определяют политику как общественную деятельность, направленную на обязательное регулирование общественных конфликтов с помощью ценностей (Г. Лембрух). При данном подходе акценты смещаются с собственно конфликтного взаимодействия на процесс его мирного урегулирования. По мнению Д. Хелда, политика воплощается в сотрудничестве и борьбе групп по поводу производства, распределения и использования ресурсов.
Сторонники теории рационального выбора анализируют политику в категориях социального обмена. Исходной категорией их рассуждений становится индивидуальный интерес и частные цели. Политика как система социального обмена между индивидами, которые коллективно стремятся к достижению своих целей, возникает в том случае, если индивидуальное достижение целей по каким либо причинам становится невозможным (Дж. Бьюкенен).
Термин «политика» был введен в научный оборот Аристотелем в 4 веке. до н.э. Греческий философ определил это как искусство управления. Однако выделение политики в особой сфере общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно использовать эту концепцию. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она сформировалась гораздо позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
С чем был связан генезис политики? История политической мысли дает разные ответы на этот вопрос.
Первая идея о природе политики была богословской, объясняя ее происхождение, как и во всей человеческой жизни, от божественной воли. политика право общество государство
Другим распространенным подходом была антропологическая интерпретация, оправдывающая необходимость политики человеческой природой. Таким образом, определение человека как политического существа, выраженное Аристотелем, подчеркивало, что политическое общение соответствует природе человека и его стремлению к добру. Вне политики он либо животное, либо божество, ибо животному и Богу не нужны законы и права. Начальными формами политического общения были семья и деревня, а государство было высшей формой.
Политика позволила человеку обуздать свое эгоистичное животное происхождение и воплотить общее благо и справедливость. Признание принципов, общих для человека и животного (общие инстинкты, модели поведения), лежит в основе современных биологических интерпретаций природы политики.
Биологические интерпретации происхождения политики иногда имеют много общего с психологическим объяснением политических процессов. Суть этого подхода заключается в том, что в природе человека заложены потребности, интересы, эмоции и побуждения. Именно они порождают политические взаимодействия.
Согласно социальной интерпретации, политика имеет социальное происхождение. В частности, широко обоснован подход, который рассматривает его формирование в ходе исторической эволюции общества в результате роста его социальной неоднородности и сложности организации. Первобытное общество было социально однородным. Не было никаких политических институтов и организаций, не было никакой политики, хотя была власть всех взрослых членов клана. Сложность общества по мере его развития, возникновение в нем конфликтующих интересов привело к появлению государства, а вместе с ним и политики. Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей в социально неоднородном обществе с разделением людей на управляющих и управляемых, богатых и бедных.
Субъектами и объектами политики выступают люди, социальные группы, реальные общности и организации в зависимости от занимаемой ими позиции в государстве – активной или пассивной. Объект политики – социальные группы и общности как целое, их интересы. Политическая власть является средством обеспечения согласованной деятельности социальных групп и организаций по осуществлению их общих интересов и потребностей. Политика объективно призвана сплачивать все существующие в обществе организации и группы. Социальные группы только тогда являются субъектами политики, когда обретают политические качества. Совокупность таковых можно назвать политической субъективностью.