Курсовая теория Экономические науки Внешняя политика страны региона специализации (Китай)

Курсовая теория на тему Политика КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе; Курс на региональное лидерство

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕОПОЛИТИКИ КИТАЯ 5
1.1 Западные взгляды на геополитику Китая 5
1.2 Геополитические теории Китая 7
2. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ КИТАЯ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ В XXI ВЕКЕ 14
2.1 Азиатско-Тихоокеанский регион на современной международной арене 14
2.2 Политика КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

  

Введение:

 

Ежедневные потребности стремительно растущего организма огромной экономики вынудили Китайскую Народную Республику выйти за пределы Восточной Азии – традиционного региона своей геополитики, и устремиться во все уголки мира в поисках свободных рынков и сырья. Международное политическое и экономическое пространство было давно поделено и контролировалось западными странами. Первые же шаги Китая в этом направлении столкнулись с жестким противодействием Запада. Развернулась острая борьба за пространство и на повестку мировой политической науки сразу же встал вопрос об изучении геополитики Китая.
В условиях постбиполярной системы международных отношений становится особо актуальной борьба за место великой державы, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее – АТР). Как считает известный автор и политический деятель, Кулматов К.Н., «чтобы называться великой державой, актор должен обладать определенными качествами, среди которых: наличие энергетических и демографических ресурсов, обладание ядерным оружием, внутренняя консолидация и, что является решающим, наличие у претендента глобального идеологического проекта, вокруг которого он надеется объединить будущих союзников». У Китая в последние десятилетия развивается мощнейшая экономика, которая в ближайшем будущем может сделать это государство экономическим гегемоном, претендующим на звание глобальной державы. Россия в условиях западных санкций вынуждена идти на тесное сотрудничество с КНР, что ставит Китай в выгодное положение. США перестают быть главной действующей силой в международных отношениях. КНР и Россия набирают обороты и представляют стратегически важный союз в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Ситуация в международных отношениях осложняется, поэтому изучение тенденций развития внешней политики Китая в условиях постбиполярности приобретает особую актуальность и политическую значимость.
Объектом исследования является взаимодействие ведущих политических акторов в Азиатско-Тихоокеанском регионе на современной международной арене.
Предметом исследования – современная внешняя политика КНР с США и Россией в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Цель курсовой работы – изучить политику Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Задачи курсовой работы:
— изучить взгляды западных и китайских ученых на геополитику Китая;
— проанализировать особенности геополитики Китая;
— рассмотреть цели Китая в современном мире;
— раскрыть основные направления геополитики Китая на современном этапе.
Методологической основой исследования послужили работы российских ученых Хрусталева М.А., Шаклеиной Т. А., Боришполец К.П., Демидова В.В., Семенова В.А., Колесникова В.Н., Ожиганова Э.Н., Пружинина Б. И., Щедриной Т.Г., Аверина Ю.П. и китайских ученых Янь Сюетуна, Янь Ляна, Сунь Сюефэна, Ян Юаня, Ню Цзюня и Ли Шаоцзюня.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Позиции Китая по актуальным вопросам геополитики характеризуются поддержкой верховенства принципов международного права и ООН при решении международных конфликтов. В то же время жесткая позиция Китая в отношении внутриполитической сферы нередко вызывает критику со стороны международного сообщества.
Азиатско-Тихоокеанский регион является одним из важнейших узлов мировой политики, в котором пересекаются всевозможные интересы разных стран. АТР отличается исключительно мощным и динамичным экономическим развитием; относительной политической устойчивостью; одновременным ростом комплексной мощи таких держав как Китай, США, Россия, Япония, Южная и Северная Корея и тенденциями становления мультиполярной системы международных отношений. Регион является лидером в международных торговых отношениях, сосредоточением более половины общемирового валового продукта, реализуя свыше 50% общего объема мировой торговли; является лидером по демографическому признаку, так как на территории региона проживает более 60% населения планеты; становится перспективным регионом развития туризма; играет значимую роль в координации отношений между странами, и, что особенно важно, АТР – регион, три крупные державы которого (США, Россия, КНР) обладают ядерным оружием, что еще раз доказывает значимость региона. Также АТР имеет выгодное геополитическое и геостратегическое положение. В Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях проходят важнейшие международные морские пути в Европу и США.
Китай обладает достаточными ресурсами (демографический, экономический, территориальный и пр.) для обретения влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе и заявлении о себе, как о ключевом игроке на мировой арене, благодаря чему получает возможность участвовать в формировании геополитической картины мира и региона. Экономический и военно-политический потенциал страны увеличивает шансы обретения высокого статуса на мировой арене. Государство занимает лидирующие позиции в основных интернациональных группировках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТЭС, ШОС, БРИКС, РИК). Также Китай участвует в многосторонних структурах при АСЕАН. Китай действует весьма стремительно и последовательно, ставя во главу угла свои национальные интересы. Стремясь к увеличению влияния в Юго-Восточной Азии, КНР обеспечивает себе льготный доступ к ресурсам, в первую очередь к энергетическим. Для достижения высокого статуса в АТР, Китаю необходимо объединить усилия в вопросе конкуренции с мощным актором – США, а также с другими азиатскими гигантами – Японией, Индией, Южной Кореей. Однако, стремясь к региональному лидерству, Китай не должен забывать о ряде внутренних проблем (неравномерное развитие 29 провинций, напряженность взаимодействия между экономикой Китая, его обществом и политической системой, экологическая обстановка, а также статус Тайваня, Тибета и Синьцзяна), решив которые, повысит шансы на обретение высокого статуса.
Китай – удивительная страна с многовековой историей, уникальными традициями и идеологией. На протяжении более чем двух тысячелетий идеи Конфуция были основой государственной идеологии и, сохраняли ведущую роль в духовной жизни китайского общества. Цель его философской системы состояла в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями.
В настоящее время, основываясь на ключевых принципах стратегии, КНР проводит независимую и прагматичную геополитику. Идеи Мао Цзэдуна, теория Дэна Сяопина о принципе «социализма с китайской спецификой» и концепция о «трёх представительствах» Цзян Цзэминя составляют основу китайской идеологии. Основываясь на этих принципах, осуществляли продолжение реформ Ху Цзиньтао и Си Цзиньпин. Государство активно и настойчиво отстаивает идею многополярности, становится крупнейшим стратегическим соперником США. Выстраивая отношения с развивающимися афро-азиатскими и латиноамериканскими странами, КНР получает дополнительные ресурсы, тем самым повышая экономический потенциал страны. Китай намеревается распространять свои идеологические представления, обосновывать роль сильного государства, прежде всего, в регионе «стратегического партнерства» – АТР.
Позиция Китая относительно сбоев глобального управления выражается в активном участии страны в деятельности различных международных институтов. Китай поддерживает реформу Совета Безопасности ООН. Постепенно с негативной на положительную меняется его позиция относительно получения Индией статуса постоянного члена Совбеза. Китай поддерживает идею верховенства решений Совета Безопасности в вопросах урегулирования конфликтов и поддержания мира. Еще одним приоритетом политики Китая, направленным на укрепления системы глобального управления, является расширение и углубление взаимодействия с соседними странами на двусторонней основе, а также расширение сотрудничества в рамках международных институтов, прежде всего «Группы двадцати» и БРИКС.
Относительно решения возникающих в мире конфликтов Китай выступает категорически против силового вмешательства в них других государств. При этом устранение очагов напряженности и конфликтов, в которые вовлечен сам Китай, рассматривается властями исключительно как внутреннее дело страны. Этим объясняется жесткая позиция страны по тибетскому вопросу.
Китай занимает жесткую позицию в отношении проблемы коррупции. Страна является участником Конвенции ООН против коррупции с 2006 г. Китайское законодательство предусматривает жесткие меры в отношении коррупционеров, вплоть до применения смертной казни. Как международным сотрудничеством в области борьбы с коррупцией, так и проведением мероприятий в этой сфере внутри страны занимается специальный орган – Национальное бюро по предотвращению коррупции.
Борьба с организованной преступностью ведется в Китае жесткими методами. На фоне уменьшения количества преступлений, предусматривающих в качестве наказания смертную казнь, китайские власти ужесточают ответственность за участие в организованных преступных сообществах. Внедряются нормы по конфискации имущества таких преступников.
Китай придерживается международных договоренностей по нераспространению оружия массового уничтожения (ОМУ). Страна ратифицировала Договор о нераспространении ядерного оружия и рассматривает его как важную составляющую безопасности в мире. Китай подписал, но не ратифицировал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. По мнению китайских властей, необходимо усиление взаимодействия мирового сообщества по вопросам ядерной безопасности, нераспространения и разоружения. При этом в центре системы обеспечения нераспространения ОМУ, согласно позиции Китая, должна находиться ООН.
Таким образом, Китай поддерживает принципы международной безопасности, являясь сторонником мирного разрешения конфликтов и ядерного нераспространения. Позиции Китая в отношении внутренних угроз политической стабильности выражаются в жесткой борьбе с преступностью, коррупцией и терроризмом.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕОПОЛИТИКИ КИТАЯ
1.1 Западные взгляды на геополитику Китая
Опыт иностранных исследований внешней политики Китая существенно отличается от собственно китайских. Крупный китайский философ и методолог науки Чжао Тинян, например, обратил внимание на то, что в западной системе знаний доминируют дихотомии «положительного» и «отрицательного» в отношении мира и истории в целом. Они появляются в связи с обобщенными представлениями о Западе и Востоке и реализуются в антиномиях прогресса и отсталости, развития и недостаточного развития, универсальности и специфичности, модерна и традиции, науки и мистицизма, демократии и деспотии, открытости и закрытости, рациональности и иррациональности. Западная традиция рассматривает свою систему знаний как единственную, обладающую универсальной способностью описывать не только явления, которые относятся к западной цивилизации, но и явления других культур. Из этого следует, что Запад может производить как представления, имеющие значение в региональном контексте, так и миро­ вые универсальные знания, в то время как интеллектуальные достижения других культур сохраняют лишь локальную значимость. Таким образом, западная цивилизация якобы способна к саморефлексии, самовыражению и самопознанию, а другие культуры такими способностями не обладают. Впрочем, часть современных западных исследователей отмечает, что различие между ними и их незападными коллегами состоит в том, что на Западе наблюдается «удручающая нехватка знаний об этих идеях, сопровождаемая вульгарным непониманием и тенденцией обращения к примитивным стереотипам» [4].
На Западе существуют два характерных взгляда на геополитику Китая, как на китайский мир и мировой Китай. «Китайский мир» — это пространство, ядром которого являлась Центральная равнина, населенная титульным этносом хань; это мировой порядок Тянься («Поднебесная») и мировоззрение Чжунсиньлунь («китаецентризм»), где уровень развития цивилизации определяет «взаимоотношения между китайцами и варварами». В этой системе координат «Центр» всегда существенным образом влиял на «периферию», но никогда не выходил за пределы Восточной Азии. «Мировой Китай» — это Китай, который путем военно-морской агрессии 1840 г. был «открыт» Западом, развивался под воздействием Запада, стал полноправным членом мировой капиталистической системы и в последние десятилетия завоевал свое независимое место в глобальном мире. Ни один из этих подходов не дает ответа на самый злободневный вопрос мировой политики – почему Китай, так стремительно интегрировавшийся в политическое и экономическое пространство Запада, к концу первого десятилетия нынешнего века столкнулся с мощным противодействием США и Европы. Объяснения о цивилизационных отличиях и различии национальных интересов лишь констатировали проблему, но не указывали на первопричину ее возникновения. Глобальные политические изменения, в том числе, вызванные возвышением Китая, «в известном смысле застали теорию врасплох. Оказалось, что ее основные концепты не вполне приспособлены для осмысления происходящих сдвигов, методология слабо согласуется с изменившимися условиями, операциональность теоретического арсенала и аналитических приемов не столь высока» [4].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы