Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Политика и право: современный опыт.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

1. Теоретические
аспекты исследования взаимовлияния политики и права. 4

1.1. Политика как
фактор влияния на правовое регулирование отношений. 4

1.2. Сущность
политико-правовых действий. 12

1.3.
Политико-правовые практики публичной политической власти. 17

1.4. Реформаторские
практики политической модернизации государственной власти. 20

1.5.
Политико-правовые ситуации и практики политической конкуренции. 25

1.6.
Политико-правовые практики политических партий. 27

Заключение. 33

Список литературы.. 34

  

Введение:

 

Исследования в различных
научных парадигмах и политическая публицистика убеждают: ничто не было овеяно
таким ореолом загадочности и мифологизма, как политика и власть. Еще В.
Ключевский, исходя из общесоциального контекста, отмечал, что «природа страны
направляет хозяйственную жизнь …, а обществом образуется жизни политическое и
социальное» [9, с. 28].

Конструирование властных
систем, что началось в глубокой древности, и совершенствование институтов
политики и права остаются в наше время актуальной сферой деятельности глав
государств, парламентов и правительств стран мира. Это закономерно, ведь
развитие справедливого общества, в котором люди могли бы гармонично
удовлетворять свои материальные и духовные потребности, неизменно связана с
политикой и правом, с властью и государством. Представляется, что реализация
политики и права как универсальных явлений цивилизации зависят не только от
исторического типа общества (традиционное, современное, постиндустриальное,
информационное и т.д.), системы его политико-правовых институтов, уровня
политической культуры, качеств политической элиты, но и от развитости
политико-правовых практик, содержание и динамика которых определяют характер
всей социополитической реальности.

Изучение и научной
литературы, так и практики реализации отношений и их правового регулирования
дает возможность говорить о том, что существует большое количество факторов
влияния, основным из которых является политика.

Исследованием политики
как общественного явления занимались достаточно большое количество ученых [3,
4, 6, 10]. Также есть работы, посвященные исследованию правовой политики [5,
8].

Объект  — политико-правовые отношения.

Предмет –
политико-правовые действия в современных условиях.

Цель — на
междисциплинарном уровне теоретически синтезировать и предоставить научную
интерпретацию современного опыта взаимовлияния политики и права.

Задачи:

1.     Рассмотреть
политику как фактор влияния на правовое регулирование отношений

2.     Изучить
сущность политико-правовых действий

3.     Проанализировать
политико-правовые практики публичной политической власти.

4.     Рассмотреть
реформаторские практики политической модернизации государственной власти.

5.     Изучить
политико-правовые ситуации и практики политической конкуренции.

6.     Проанализировать
политико-правовые практики политических партий.

Необходимость этого
комплексного подхода аргументируется тем, что кардинальные сдвиги в странах,
которые прибегли к практикам общественной трансформации, политической и
правовой модернизации, к реформации политико-правовых систем, имели успешность,
когда эти преобразования непосредственно коррелировали с социальными
настроениями и политико-правовыми процессами.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Суммируя вышеизложенное,
следует особо подчеркнуть, что в современных условиях политика является одним
из основных факторов влияния на правовое регулирование общественных отношений. Анализ
дает возможность выделить следующие проявления влияния политики на право:

— увеличение объема и
детализация правового регулирования политической сферы путем изменения
количественной и качественной стороны политического законодательства;

— изменение приоритетов в
функциях права: с регулятора общественных отношений на средство социального
управления и контроля;

— изменение содержания
принципа верховенства права;

— отсутствие «процедурной
справедливости», то есть системы формальных гарантий прав граждан во
взаимоотношениях с государством;

— увеличение в правовых
процессах правовой демагогии.

Разнообразные и
многочисленные политико-правовые практики, как показывает теоретический анализ,
являются совокупностью целенаправленных и постоянных действий политических
субъектов объектов, упорядоченных по форме, содержанию и логике, которые не
только имеют дуалистическую природу, но и четко коррелируют с характером режима
власти (тоталитарной, авторитарной, демократической). Их следует связывать с
возможностью воплощения в социальную реальность определенных политических и
правовых идей и идеологий, со становлением и функционированием политико-правовых
институтов и организаций по политическому представительству интересов
социальных групп, формированию политических стереотипов, стандартов и тому
подобное. Реализация политико-правовых практик в сфере властных отношений
определяется как политической структурированностью общества, степенью
политизации его бытия, балансом разных политических влияний, масштабом «поля»
непосредственного действия политиков и политических организаций, так и
нормативно-правовыми пределами, действующим законодательством и
социально-правовой традицией применение политического действия.
 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические
аспекты исследования взаимовлияния политики и права

 

1.1. Политика как фактор влияния на правовое регулирование
отношений

 

По нашему мнению,
достижение поставленной цели и задачи невозможно без осознания того, что собой
представляет политика как явление, каковы ее цели и средства. Единого
определения понятия «политика» нет. Каждый исследователь пытается описать и
предоставить его определение, исходя из собственного понимания сущности
политики. Анализ работ выдающихся философов свидетельствует о том, что такая
ситуация была характерна протяжении существования практически всего
цивилизованного общества. Еще Платон под политикой понимал искусство,
способность жить в условиях полиса, что определяет определенные рамки поведения
для людей. М. Вебер воспринимал политику как стремление к власти, ее
завоевание, удержание в различных крупных общественных коллективах. При этом
различал политику в широком и узком смыслах: в широком — это политические
отношения, связанные с управлением отдельными сферами общественной жизни, а в
узком — руководство политической организацией, прежде всего государством. Д.
Истон рассматривал политику как реализованное властью распределение ценностей,
а Меркли утверждал, что в своих лучших проявлениях политика — это благородное
стремление к справедливости и разумному порядку, а в худших — это корыстная
жажда власти, силы, богатства [4].

Можно продолжать
приводить мнения ученых относительно понятия и понимания политики, в том числе
и современных мыслителей, однако и в уже приведенных можно обнаружить два
направления трактовки политики как социального явления. В частности
представители одного направления трактуют политику как процесс борьбы за
завоевание и удержание власти (Макиавелли, Бюрдо, Дюверже, Арон), а
представители другого направления воспринимают политику как специфический вид
деятельности социальных субъектов, связанный с борьбой за власть,
распределением ценностей, управлением государственными и общественными делами
(Ильин, Мельвиль, Федоров) [13].

Говоря о политике, стоит
обратить внимание на то, что политика возникла из необходимости подчинять
индивидуальные и групповые интересы всеобщему, которая заключается в сохранении
целостности и единства расслоенного общества. Этот особый вид человеческой
деятельности призван выяснять как долговременные, так и текущие интересы
различных социальных групп. По своей природе политика является средством
обеспечения интересов как больших групп людей (например, наций, классов), так и
немногочисленных групп (например, финансовых или региональных кланов). Она
является осознанной деятельностью, направленной на обеспечение общественных
процессов, их регулирования, развитие в определенном направлении.

В политике, как сфере
жизнедеятельности людей, проявляются различия интересов различных групп,
которые, с одной стороны — сталкиваются, а с другой — взаиомобуславливаются.
Политика является продуктом сознательной, произвольной, а порой — своевольной
деятельности людей, движущей силой которой является определенный интерес.
Однако в целом политика выражает интегрированный интерес, который, тем не
менее, может изменяться в зависимости от обстоятельств, связанных с развитием
общества [11].

В структурном плане
политика представляет собой совокупность элементов, которыми являются субъекты
политики, объекты политики, политическая деятельность, политические отношения,
политические интересы, политическое сознание, политическая психология,
политическая культура, и кроме того, выделяют нормативный аспект. Под
субъектами политики понимаются участники политического процесса, способные
действовать свободно и самостоятельно. Выделяют три уровня субъектов политики:

— социальный (индивиды,
классы, элиты, этносы, мафия, толпа, корпоративные группы);

— институциональный
(партии, органы государственной власти, общественные организации, такие
суперинституты, как ООН, НАТО)

— функциональный (армия,
органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия).

Объектами политики
выступают общественные явления, на которые направлена деятельность субъектов
политики, в частности власть. Субъекты, осуществляя политическую деятельность,
вступают в политические отношения, взаимодействуя по поводу использования
власти. Целью такого взаимодействия является удовлетворение политических
интересов участников, что является непосредственным катализатором политической
активности [6].

Как показывает анализ
научной литературы и практики реализации политической деятельности в развитых и
развивающихся странах, нормативный аспект выражен конституциями, законами,
программными документами партий и политических движений. При этом политика
может быть разных видов: экономическая, социальная, культурная, правовая и государственная.
В зависимости от масштабов, направленности, содержания задач политика делится
на внутреннюю и внешнюю.

По своей природе политика
— целенаправленная деятельность для достижения целей которой используются
соответствующие средства. Именно этим можно объяснить то, что цели и средства
политики является ее главными атрибутами и элементами политической
жизнедеятельности.

Как и любая общественная
деятельность политика имеет свою цель. Как свидетельствуют исследователи, цель
в политике — это специфическая форма знания, направленная на преобразование
политической жизни, на изменение существующих политических отношений [12, с.
83]. Вместе с тем, как показывает анализ научной литературы, посвященной
исследованию политики как социального явления, сегодня достаточно трудно
выделить какую-то одну цель проведения политики.

Исследователи отмечают,
что «целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для
определенных социальных слоев или классов, а также общества в целом условий и
способов осуществления власти» [21, с. 672]. Также, как представляется,
близкими к истине есть те представители политической науки, которые сочетают
цель политики с безопасностью и благополучием народа [5, с. 29], обеспечением
социального процесса [8, с. 61], поддержанием и укреплением существующего типа
общественных отношений или с их частичным преобразованием, или их уничтожением
и построением иной социально-политической системы [13, с. 242].

Цель в политике
направлена на снижение степени стихийности и конфликтности в политической
деятельности, связана с обеспечением баланса сил стабильности и изменения,
статики и динамики политической жизни общества. В самом же общем виде целью
политики является упорядочение процесса удовлетворения различных интересов,
существующих в конкретном государстве, и которые соединены разнополярными
частными устремлениями с едиными намерениями всего общества.

Как показывает анализ
практики реализации политической деятельности, степень реалистичности
сформулированных тех или иных политических целей определить сразу довольно
трудно. В подавляющем большинстве это процесс является одновременно и
своеобразной наукой и искусством. При этом только политическая практика, что
представляет собой совокупность политической деятельности и политического опыта,
может более или менее четко очертить контуры выдвинутой ранее цели и оценить их
на предмет реалистичности.

Вместе с тем «у каждой
нации, живущей на отдельной территории, всегда существует определенная
доминирующая цель, доминирующие тенденции развития. И идеальная власть должна
их использовать, должна на них опираться и предлагать программы действий что им
соответствуют. В этом случае народ блаженствует и никаким смутам не подвластен,
а держава во веки в народе упоминается добрым словом [14, с. 17]».

При этом обратная
ситуация приводит к значительным негативным последствиям. Отсутствие явной и
ясной политической цели практически всегда приводит государство к нулевым, и
преимущественно негативным результатам. Последствиями такого функционирования
государства имеются значительные человеческие и материальные потери, подрыв
престижа государства на международной арене, ослабление экономики и прочее.
Таким образом, выделение и постановка четких политических целей является
залогом их полной реализации.

Вместе с тем в структуре
политической деятельности важно не только умение ставить соответствующие цели,
но и правильно и эффективно использовать средства для их достижения.

Средства в политике
представляют собой инструменты и технологии, позволяющие реализацию политических
целей, превращение идеальных устремлений в реальные действия и результаты. Это
совокупность возможностей осуществлять политику и власть, использовать их в
интересах общества или каких-либо политических сил. Это все политические
методы, рычаги, формы, ресурсы, с помощью которых удовлетворяются интересы
субъектов политики, обеспечивается достижение поставленных целей.

Как показывает анализ
политической деятельности на современном этапе развития общества используются
различные средства политической деятельности. Они могут быть жесткими (в
научной литературе их называют крайними), то есть теми, которые нацелены на
быстрое, без задержек достижения желаемого результата. В качестве примера можно
привести военные действия, запугивание людей, террор местного населения и
прочее. Также выделяют мягкие (в литературе их называют умеренными) средства,
использование которых дает промежуточные результаты и применение которых
требует значительного времени. В качестве примера можно назвать забастовки,
пропагандистские компании, переговоры, митинги, демонстрации и прочее. При
этом, как показывает анализ политической деятельности, использование жестких
средств приводит к возникновению социальных конфликтов, а использование мягких
— к возникновению социального напряжения [13].

Также стоит отметить, что
виды средств, которые применяются в политике, в большинстве случаев зависят от
особенностей конкретного общества и региона государства, их политической
культуры и ментальности. Насколько проблем и задач, которые ставятся и решаются
в политике, огромное количество, а их разнообразие поразительно, столь же
должно быть широким выбор используемых средств. Во многом от многообразия
средств политической деятельности зависит их характер и результаты [6, с. 186].
Кроме того, динамика политической жизни, цели политических элит, которые
постоянно меняются, требуют постоянного обновления системы средств, внесения
соответствующей необходимого разнообразия в их арсенал. Вместе с тем важно
учитывать неодинаковую природу и источники целей и средств, что существуют, в
том числе и в политике. Если цели зависят преимущественно от потребностей
общества, то средства — прежде всего, от экономики государства, а также от
культурного уровня общества и ресурсов. Между целями и средствами существует взаимосвязь
и своеобразное взаимодействие. С одной стороны, цель определяет используемые
средства. С другой — средства, воздействуя на достигнутый результат, определяют
реалистичность или утопичность целей, корректируют основные параметры, в том
числе, это может приводить и к отказу от тех идеалов, которые оказались сегодня
недосягаемыми. Объективный результат, как правило, дают не цели, а средства,
используемые для их реализации. Несоответствие средств ведет к существенной
разнице целей и полученного результата, что, согласно принципу обратной связи,
дискредитирует саму цель.

Указанное выше дает нам
возможность перейти к выяснению влияния политики на право. Природа права
предполагает влияние естественных (климатические условия, демографические
процессы) и социальных (политических, экономических, культурных, исторических)
факторов на его состояние в целом и на его отдельные элементы. При этом в
различных правовых системах набор этих факторов и степень детерминации
отличается национальной спецификой.

Право, являясь
нормативным компонентом политической системы общества, что трансформируется в
результате политико-трансформационных процессов, которые проходят в обществе.
Представляется, что предпосылкой действия политического фактора на составляющие
правовой системы является политико-трансформационный процесс, который дает
системные изменения в политико-властных отношениях, в ходе которых политический
процесс под влиянием объективных и субъективных факторов приводит к таким
результатам политического развития, как трансформация власти или переход к
качественно иной политической системе. При этом необходимо отметить, что термин
«политическое влияние» (влияние политики) может использоваться как в широком,
так и в узком смысле. Первое используется в плане проявления взаимодействия
права и политики и означает общую закономерную связь явлений политической и
правовой природы. Второе значение охватывает собой лишь часть указанного
содержания и сводится к неформальному влиянию на структуру государственной
власти.

Анализ научной
литературы, в которой освещаются вопросы влияния политики, в том числе и на
право, позволяет констатировать, что в целом политическое влияние на право
можно определить как совокупное проявление политических факторов, отражающих
влияние неправовых (которые не имеют правовой природы) компонентов политической
системы. При этом действие политических факторов имеет определенные
особенности, позволяющие говорить об особом типе, характере политического
влияния на право. Характер политического влияния обусловлен особенностями
самого переходного процесса, который отмечается динамизмом и фундаментальностью
изменений, нестабильностью, неравномерностью темпов и уровней преобразования
различных сфер общественных отношений, неэффективностью регулятивных механизмов
и потенциальной вариативностью развития. Это влияние, как отмечает А. А.
Никифорова, отличается:

а) высокой степенью
интенсивности;

б) сочетанием
отрицательного и положительного в оценке проходящих событий;

в) неопределенным
характером результата — как в развитии системы в целом, так и в ее отдельных
элементах;

г) латентным, скрытым
характером процессов воздействия, проходящих в сфере отношений власти [17, с.
85].

При этом предпосылкой
латентности является ненормативность политической жизни. Объектами воздействия
является институты, явления и процессы правового характера: как система права в
целом, так и отдельные его институты, а также действие права в обществе.

Изменения в системе права
под влиянием политики связаны с: а) увеличением количества отраслей права; б)
повышением приоритета конституционного (государственного) права как отрасли
права, которая является правовым фундаментом политической власти.

В литературе неоднократно
отмечалось, что парадигмой политического развития является неопределенность и непредсказуемость.
Вместе с тем влияние политики на общество и общественные отношения определяется
как интенсивное. Учитывая это, мы можем говорить, что характер влияния политики
на право также отличается интенсивностью и неопределенностью. Именно это, а также
высокая вариативность развития общественных отношений под влиянием различных
политических факторов, не дает возможности четко и точно описать результат
такого воздействия. В современной научной литературе существует достаточно
большое количество описаний воздействия политики на право и называется разными
терминами. Однако, как представляется, наиболее точно отражают содержание и
результат влияния политики на право такие термины, как модернизация и
трансформация права.

По отношению к праву
ученые выделяют два типа модернизации — первичная (органическая) и вторичная
(неорганическая). Первый тип модернизации характерен для развитых стран и
осуществляется преимущественно эволюционным путем, второй тип характерен для
развивающихся, и вынуждены ориентироваться, в той или иной степени, на опыт
более развитых стран. Относительно трансформации, то в юридической литературе
понятие «трансформация права» хотя и встречается, но все же не стало
общеупотребительным. Это объясняется тем, что этот термин поддается точному
определению еще меньше, чем термин «модернизация». Понятие трансформации не
имеет исключительно научного содержания не только в праве, но и в других
социальных науках и чаще всего используется для обозначения процесса системных
изменений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы