Курсовая теория на тему Политическое развитие независимой Грузии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Внутренняя политика Грузии 6
1.1. Гражданская война (1991–1993) 6
1.2. Революция роз 10
Внешняя политика Грузии 17
2.1. Отношения с Турцией и Азербайджаном 17
2.2. Отношения с Россией 18
2.3. Отношения с США 22
2.4. Грузия и НАТО 23
2.5. Грузия и Европейский союз 25
Заключение 28
Список источников и литературы 30
Введение:
Актуальность темы исследования определяется геостратегическим положением Грузии в регионе Южного Кавказа, где динамично меняется геополитическая ситуация, характерной чертой которой являются нестабильность и высокий конфликтный потенциал, где пересекаются жизненно важные интересы многих государств мира и иных акторов международных отношений. Особого внимания заслуживает тот факт, что процессы, происходящие в государствах Южного Кавказа, необходимо рассматривать в контексте борьбы за мировое лидерство, стратегически важные территории и ресурсы, борьбы, в которую оказались вовлечены основные мировые центры силы и региональные державы: США, Россия, Евросоюз, Армения, Азербайджан, Турция, Иран и др.
Сложные процессы развала СССР привели к появлению непризнанных государств. Данный феномен имеет серьезный вес и значение при исследовании внешнеполитической стратегии Грузии. Более того, он требует международного решения и неоднократно обсуждался на уровне международных организаций, в частности на Совете Безопасности ООН. С того момента, как Советский Союз перестал существовать, перед новыми государствами, бывшими некогда союзными республиками в составе СССР и ставшими независимыми акторами мировой политики после его развала, остро встал вопрос формирования внешнеполитической стратегии и определения механизмов ее реализации. Необходимость определения направлений внешнеполитического развития в контексте трансформационных процессов на постсоветском пространстве, несомненно, становится одним из наиболее актуальных теоретических и практических вопросов современности.
Анализ внешнеполитических приоритетов Грузии имеет большое значение для Российской Федерации, так как это государство расположено на южном стратегическом направлении российских национальных интересов, поэтому выработка практических рекомендаций по проведению российской внешней политики в регионе придает теме исследования дополнительную актуальность.
Объектом исследования выступает постсоветское пространство как новый сегмент современных международных отношений.
Предметом исследования является внутренняя и внешняя политика Грузии в контексте развития международных отношений на постсоветском пространстве в условиях трансформирующейся международной системы.
Степень научной разработанности темы. Анализу внешних и внутренних факторов, влияющих на политический процесс в Республике Грузия, на выработку ее политического курса посвящены работы В.В. Дегоева, О.В. Васильевой, А.Ю. Скакова, Е.М. Кожокина, Б.Г. Койбаева и других авторов. Эта же проблематика находит свое отражение в трудах иностранных специалистов: И. Мурадяна, Р. Легволда, Д. Элли и других. Важнейшие аспекты политического развития Грузии, проблема территориальной целостности страны, ее геополитический статус рассматриваются в трудах грузинских исследователей: Р. Гоциридзе, 3. Абашидзе, Д. Бердзенишвили, Ф. Сакварелидзе, Т. Беридзе, Т. Диасамидзе, Д. Девдариани, А. Гегешидзе, В. Папава, Н. Акаба, Г. Нодия, Д. Дарчиашвили, Р. Гачичеладзе и других.
Этапы политического развития Грузии, проблемы восстановления территориальной целостности страны отражены в трудах грузинских авторов по вопросам внешней политики. В частности, в публикациях таких исследователей как Н.А. Гегелашвили, А.Ю. Курашвили, Г.Б. Липартелиани, В.С. Адвадзе, З.Р. Бежанишвили, Г. Хаиндрава, В.С. Загашвили, М. Мусхелишвили, Ю.С. Сулаберидзе, И.Л. Хаиндрава, В. Шубитидзе и др.
Методология системного анализа, положенная в основу исследования, опирается на сочетание таких методов как сравнительно-исторический и институциональный. Использование сравнительно-исторического метода позволило акцентировать внимание на политических явлениях и процессах становления современной грузинской государственности. В свою очередь институциональный метод позволил изучить особенности политических процессов вхождения постсоветских государств в систему международных организаций на примере республики Грузия.
Цель исследования: рассмотреть политическое развитие независимой Грузии.
Задачи исследования:
– рассмотреть внутреннюю политику Грузии: гражданская война (1991–1993); революция роз;
– рассмотреть внешнюю политику Грузии: отношения с Турцией и Азербайджаном; отношения с Россией; отношения с США; Грузия и НАТО; Грузия и Европейский союз.
Заключение:
Проанализировав первые годы независимого существования Грузинского государства, можно сделать следующие выводы:
1. В этот период из-за вооруженных конфликтов и в связи с отсутствием опыта существования в рамках независимого суверенного государства не была сформирована четкая концепция в области внешней политики.
2. Правительство З. Гамсахурдиа пыталось формировать внешнюю политику, эксплуатируя национальную идею с использованием имиджа «враждебной России», т. е. используя национальную идею для манипулирования общественным мнением.
3. Ликвидировав автономии, Гамсахурдиа ликвидировал государственное устройство страны.
4. Политика на Кавказе, в том числе грузинская политика, плохо поддается воздействию извне, играя роль невольного провокатора, создающего или способного создать угрозу столкновений более крупных ее акторов. Но также очевиден тот факт, что осознание значимости роли этнического фактора на данной территории позволяет с легкостью, приводящей порой в изумление, манипулировать массовым политическим сознанием и вновь разжигать национальную ненависть, обращаясь к господствующим в обществе образам исторической памяти и национальным чувствам.
В угоду политической конъюнктуре переписывается история, перестраивается экономика, трансформируется под воздействием манипулятивного влияния и пропаганды общественное мнение, и всё это отражается в деятельности социальных институтов. Пожалуй, самым непростым для модификаций является географический фактор, который, как известно, играет далеко не последнюю роль в истории становления и развития государств. Политическая элита Грузии, реализуя свои цели, воспользовалась транзитными возможностями страны в контексте европейской интеграции и взаимодействия с Западом. Это решение, возможно, верное по своей сути, на наш взгляд, нельзя назвать дальновидным и стратегическим. Скорее оно носит характер тактического приема, который призван разрешить насущные задачи, но при этом страна, оказавшись вовлеченной в структуру транспортировки ресурсов, не только получила определенный статус и дивиденды, но и стала участником, а вернее, просто элементом сложной политической и экономической «игры». Риск участия в ней сложно недооценить. Фактически тем самым Грузия лишила себя возможности выбора иного пути, нежели следование своей нынешней внешнеполитической концепции, для реализации которой были использованы западные инвестиции.
Сложно представить, как в таких условиях можно сохранить собственную политическую идентичность и свободу выбора. Финансовые вливания в виде грантов и кредитов в случае, если правительство «продолжит применять шаблонные приемы воздействия на экономику». Выбор внутри- и внешнеполитического развития Грузии сегодня зависит от воздействия внешних факторов и от прежних решений грузинского руководства, последствия которых незримой нитью связывают прошлое страны с ее настоящим и будущим.
Фрагмент текста работы:
1. Внутренняя политика Грузии
1.1. Гражданская война (1991–1993)
9 апреля 1991 года Верховный Совет Грузии объявил о политическом и государственном суверенитете страны. Тогда же Верховный Совет Грузии принял постановление «О введении поста президента Грузии». Первым президентом Грузии стал бывший диссидент Звиад Гамсахурдия, избранный на свободных выборах 26 мая, набрав 86,52 % голосов избирателей .
В августе 1991 года Гамсахурдия выполнил требование ГКЧП и официально объявил о роспуске Национальной гвардии. Гвардия во главе с Тенгизом Китовани распускаться отказалась. Одновременно в Тбилиси начались митинги с требованием отставки президента. Протесты усилились после того, как участников одной из акций обстрелял ОМОН. К середине сентября требование отставки Гамсахурдии поддержали более 20 партий.
Сентябрь стал во многом переломным в современной истории страны. Так, в сентябре 1991 года Верховным Советом Грузии принято постановление «О статусе Вооруженных Сил Советского Союза в республике Грузия», в котором читаем:
«1) Расположенные на территории Грузии Вооруженные Силы Советского Союза объявить оккупационными.
2) Правительство Грузии должно начать переговоры с Советским Союзом о выводе советских войск из пределов Грузии» .
Тогда же Верховный Совет Грузии принял постановления: «О присоединении республики Грузия к Декларации прав человека», «О присоединении республики Грузия к подписанному в Хельсинки Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и итоговым документам состоявшегося в Вене Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе». Однако к осени 1991 года обстановка в Грузии крайне накалилась.
Оппозиционные силы, настроенные против правительства Звиада Гамсахурдии, готовились к решительным выступлениям. В итоге, в декабре 1991 года Национальная гвардия Китовани и отряды «Мхедриони» под командованием Джабы Иоселиани организовали военный переворот, вылившийся в кровопролитное сражение на улицах Тбилиси .
В январе 1992 года Гамсахурдия, укрывавшийся в бункере здания правительства, покинул место своего пребывания и попытался перебраться в Азербайджан, но там ему отказали в предоставлении политического убежища, после чего он прибыл в Армению. Новые грузинские власти, однако, стали угрожать соседней стране экономической блокадой, если она не выдаст Гамсахурдию, поэтому свергнутый президент долго оставаться здесь не мог и спустя несколько дней вылетел в Чечню, где правительство Джохара Дудаева приняло его у себя.
Пришедшие к власти в Грузии лидеры сформировали Государственный Совет Грузии, во главе которого встал бывший Первый Секретарь ЦК Компартии Грузинской ССР и министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе. Сторонники Гамсахурдии, объединяемые термином «звиадисты», не смирились с его изгнанием и сплотились для продолжения борьбы с новой грузинской властью.
Центром активности «звиадистов» в то время стала Мегрелия. 28 марта 1992 года отряды мятежников начали наступление и в течение нескольких дней заняли города Зугдиди, Сенаки, Хоби, Абаша и Поти. Утром 3 апреля правительственные войска, фактически являвшиеся точно такими же военизированными формированиями, перейдя реку Цхенискали, двинулись на Западную Грузию и к вечеру освободили без кровопролития все занятые мятежниками города .
24 июня в 3 часа утра более 100 сторонников Гамсахурдии захватили здание телецентра в Тбилиси, а в 6 часов утра в эфир вышел один из соратников свергнутого президента – Вальтер Шургая, который призвал людей собраться возле телецентра и потребовать возвращения Звиада Гамсахурдии. Спустя несколько часов войска окружили телецентр и пошли на штурм, освободив здание и арестовав мятежников.
6 июля в Цаленджиха отряд «звиадистов» окружил школу-интернат, где находились 80 бойцов и командующий формированиями «Мхедриони» Джаба Иоселиани, после чего они пошли на штурм здания, но были отбиты. 9 июля возле села Канти на границе Цаленджихского и Чхороцкуского районов звиадисты атаковали автомобиль и похитили находившегося в нем заместителя премьер-министра и председателя Комиссии по правам человека и межнациональным отношениям Александра Кавсадзе, который был направлен на переговоры с ними.
11 августа в Зугдиде на встрече представителей Госсовета со «звиадистами» бывший начальник личной охраны Гамсахурдии Гоча Бахия захватил всю делегацию из 12 человек, среди которых были министр внутренних дел Роман Гвенцадзе и помощник Шеварднадзе по национальной безопасности Давид Саларидзе. Под предлогом освобождения вице-премьера Кавсадзе, охраны коммуникаций, в том числе железной дороги и других важных объектов, на территорию Абхазии вошли отряды Национальной гвардии, где вскоре развернулись военные действия .
Пока грузинские войска вели войну в Абхазии, в Западной Грузии активизировались «звиадисты» во главе с Вахтангом (Лоти) Кобалией. 3 июня 1993 года Гальское ущелье (на территории Абхазии) было захвачено отрядами сподвижника Кобалии – Бадзагуа. 14 июня по Зугдидскому телевидению член бывшего «звиадистского» парламента Джаба Маглакелидзе зачитал обращение Звиада Гамсахурдии к нации, в котором говорилось, что в ближайшее время абхазам сдадут города Сухуми, Очамчири, Гали и что грузинские войска должны осознать незаконность правящей власти, присоединиться к формированиям Кобалия и вместе сражаться за восстановление законной власти. В июле в Зугдиди вошли отряды звиадистов под командованием Лоти Кобалии, 28 июля вооруженный отряд Кобалии без боя занял Сенаки, но 31 июля после переговоров с властями Кобалия оставил город.