Курсовая теория на тему Политический режим: понятие и виды
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава І. Общая характеристика
политического режима. 5
1.1.Понятие политического режима и чем он определяется. 5
1.2. Виды политических режимов. 13
Глава ІІ. Политические режимы в
современном мире. 16
2.1. Демократический режим. 16
2.2. Авторитарный режим. 18
2.3. Тоталитарный режим. 19
Заключение. 24
Список использованной литературы.. 26
Введение:
Актуальность исследования. Политика
– это общественная деятельность, которая предполагает соперничество и
сотрудничество при завоевании и осуществлении власти. Сутью этой деятельности
является принятия и исполнения властных решений в отношении различных общественных
групп и общества в частности. Политика является многомерным явлением. Каждое ее
измерение является отдельной проблемой, которую исследует одна из отраслей
политологии, используя определенный набор методов и понятий – категорий.
Одной из важнейших категорий,
что изучается политологической наукой, является правовой режим. Сегодня в
политической теории не сложилось единого понимания понятия “правовой режим”.
Сторонники системного подхода широко толкуют данное понятие, отождествляя его с
категорией "политическая система". Это порождает определенные
теоретические трудности, поскольку возникает опасность терминологического
дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений. На наш взгляд,
термины "политическая система" и " правовой режим"
характеризуют политическую жизнь с разных сторон.
Если политическая система
отражает характер взаимосвязи политики с экономикой, социальной, культурной и
другими сферами жизни общества, то правовой режим определяет средства и методы
реализации власти. Итак, правовой режим представляет собой функциональный
"срез" политической системы, он складывается в результате
политической деятельности и политического курса, который выбирают владельцы
верховной власти.
Правовой режим –
теоретическая категория существовала только в науке о государстве и праве, в
тесной взаимосвязи с категориями: форма правления, форма государственного
устройства. В государственно-правовой науке правовой режим рассматривается как совокупность средств и
методов в осуществлении государственной власти. В политической науке понятие
политического режима очень тесно связано с понятием политическая система и
рассматривается только в связи с особенностями развития и функционирования
политических систем, хотя соотношение понятий вызывает в политической науке существенные
различия. Иногда правовой
режим и политическую систему рассматривают как синонимы. Иногда понятие
политического режима вообще не выделяется. Иногда политическую систему и правовой режим разводят довольно далеко друг от
друга. Дать универсальное определение политического режима достаточно сложно.
Правовой режим –
это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической
системы общества. Понятие правовой режим включает основные критерии: характер и степень осуществления власти;
механизм формирования власти; взаимоотношения общества и власти; роль и
значение негосударственных и пеполитичпих организаций и структур; характер
существующих в обществе запретов; роль идеологии в жизни общества; характер
политического лидерства; соотношение прав и свобод граждан; положение средств
массовой информации; роль политических партий; типы политического поведения;
соотношение между законодательной и исполнительной властями; роль и значение
органов принуждения.
Цель работы – изучить понятие
политического режима, его особенности и типологию.
Задачи работы:
Охарактеризовать понятие
политического режима,
Проанализировать особенности
демократического режима,
Изучить особенности
тоталитарного режима,
Описать основные черты
авторитарного режима.
Заключение:
Правовой режим – это свойство
нации, определяющее степень концентрации или характер распределения власти,
условия ее формирования и поддержания в общественном сознании, а также пределы
применения и распространения власти на общественные отношения, на человека. Точнее
говоря, правовой режим дает возможность определить, кто является настоящим
властелином в стране, сколько их, или они сотрудничают или враждуют, до какого
времени обладатель может рассчитывать на подчинение ему, какая часть
жизнедеятельности общества подчинена политической власти. Поскольку правовой
режим выступает функциональным аспектом политической системы общества, его
структуру составляют те же элементы, что и структуру политической системы. Это,
прежде всего политические институты – государство и его структурные элементы,
политические партии, общественные организации, органы местного самоуправления,
средства массовой информации, а также политические отношения, политические
нормы, политическая культура в их функциональном аспекте. Различают
демократические, авторитарные, тоталитарные, либеральные, диктаторские,
фашистские, экстремистские, парламентские, президентские, монархические,
республиканские, чрезвычайного правления, абсолютистские и другие политические
режимы.
Главной силой, которая
гарантирует законность и сохранения демократических норм и ценностей, является
крепкая государственная власть. Распространенное в массовом сознании представление
о том, что при демократии государство слабее, чем по тоталитаризму или
авторитаризму, не только ошибочное, но и опасное. Ведь без твердой и
эффективной государственной власти общество не сумеет обеспечить правопорядок,
добиться выполнения законов всеми граждами, защитить их от произвола.
Демократия при этом предполагает со стороны власти решительные действия,
применение законного принуждения к преступникам, экстремистам и
другим элементам, которые угрожают обществу.
В XX веке тоталитаризм
существовал в трех основных формах, их отражают реальный социализм советского
образца, итальянский фашизм и немецкий национал-социализм. Сегодня в научной
литературе большинство авторов поддерживает тезис, согласно которому в
политической системе тоталитарного типа выделяют фашистский и национал-
социалистический режимы в Италии и Германии на правом фланге
идейно-политического спектра большевистский режим в СССР, на его левом фланге.
Подытоживая изложенное, нужно
отметить, что тоталитаризм возможно рассматривать и как социальную систему, и
как общественно-политический и социально-экономический строй, и как идеологию.
Более того, не можно не согласиться с той частью ученых, которая считает, что
тоталитаризм – результат развития всей истории человечества, начиная с появления
деспотических режимов. Однако реальные условия для формирования тоталитарных
режимов, все же, появились только в начале ХХ века. с перерастанием
традиционного общества в индустриальное, с развитием его производительных сил и
НТР, возникновением и развитием общего кризиса индустриального общества.
Фрагмент текста работы:
Глава
І. Общая характеристика политического режима 1.1. Понятие политического режима и
чем он определяется Государство – это организация
политической власти, и, как политическая организация, она является одним из
компонентов всей совокупности политических отношений и институтов, которые
возникают и функционируют в обществе и составляют политическую систему
общества.
Политическая система общества –
это система политических явлений, которые существуют в социально неоднородном
обществе. Если характеризовать политическую систему общества более полно, то
необходимо отметить, что это целостная, упорядоченная совокупность политических
институтов, политических отношений, процессов, принципов политической
организации общества, подчиненных определенным политическим, социальным,
правовым, идеологическим, культурным нормам, историческим традициям и
установкам политического режима конкретного общества. Политическая система
включает в себя организацию политической власти, отношения между обществом и
государством, характеризует протекание политических процессов, включая
институализация власти, состояние политической деятельности, уровень
политического творчества в обществе, характер участия в политической жизни[1].
Правовой режим –
политическая обстановка в обществе, что реально состоит и характеризуется
качественной и количественной мерами участия народа, отдельных социальных
групп, а также граждан в осуществлении политической власти и методами
осуществления этой власти[2].
Понятие „правовой режим"
является одним из общепринятых в современной политологии. Эта научная
категория, характеризующая способы, формы, средства и методы реализации
политической власти, способствуя адекватному оцениванию сущности государства,
поскольку в рамках одной формы правления на различных этапах ее развития
политическая жизнь может существенно видоизменяться и по характеру, и по
содержанию. Общество и государство могут быть открытыми, закрытыми,
промежуточными; демократическими, тоталитарными и авторитарными; военизированными,
гражданскими и смешанными т.д. Все это детерминирует существенные различия во
взаимоотношениях между личностью, обществом и государством в различных странах,
что, в конечном итоге, сказывается на своеобразии политического режима. Итак, правовой
режим теснее и непосредственнее связан с сущностью государства, чем другие ее
формы[3].
В зарубежной литературе понятие правового
режима раскрывали через такие характеристики, как наличие или отсутствие
правительственной оппозиции (Ж. Бюрдо); политические свободы и свободные выборы
(Г. Дюверже); численность партий (К. Левенштейн); взаимоотношения центральных
органов (Е. Хамауи). Перечисленные признаки уточняют свойства политического
режима, но не давая его огромного описания, является, по сути, единичными.
Существует мнение, что
наибольшие возможности в исследовании политического режима оказывает
теоретическая позиция, представленная во взглядах таких авторов, как Ж. Ладриер,
Н. Ботана. Они связывают понятие политического режима с системой власти в
обществе. Из этого можно предположить, во-первых, правовой режим нельзя
привязывать к формам государственности. Это содержательная, а не
формально-юридическая характеристика. Власть, однотипная по своему содержанию,
может осуществляться в самых разнообразных формах. Во-вторых, что правовой режим
характеризует не только деятельность государства. Он описывает все проявления
политического властвования, включая осуществление власти субъектами, не
входящими в структуры государства (партии, религиозные институт и др.), формально
нерегулируемую власть. В-третьих, что режим нельзя сводить к проявлениям
диктатуры и господства, поскольку далеко не везде власть сконцентрирована в
едином диктаторском центре. Не всегда ее осуществляют исключительно
авторитарными методами. Использование власти не ограничено целями господства,
поскольку она направлена на достижение общественной выгоды.
Правовой режим – это свойство нации, определяющее
степень концентрации или характер распределения власти, условия ее формирования
и поддержания в общественном сознании, а также пределы применения и
распространения власти на общественные отношения, на человека. Точнее говоря, правовой
режим дает возможность определить, кто является настоящим властелином в стране,
сколько их, или они сотрудничают или враждуют, до какого времени обладатель
может рассчитывать на подчинение ему, какая часть жизнедеятельности общества
подчинена политической [1] Кравченко, А. И. Основы социологии и политологии:
учеб. Пособие для вузов и ссузов / А.И. Кравченко. – М.: Академ. проект : Фонд
Мир, 2008. – С, 110-111. [2] Огородников, В. П. Политология: учеб. пособие для
вузов / В. П. Огородников, Н. М. Сидоров. – СПб.: Питер, 2009. – С. 65. [3] Авадов, Г.Т. Политология: учебник / Г.Т. Авадов. –
2-е изд. стер. – М. : ОМЕГО-Л, 2011. – С. 134-135.