Курсовая теория на тему Политический режим
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА 5
1.1. Понятие и сущность политического режима как элемента формы государства 5
1.2. Соотношение политического режима с содержанием, сущностью и формой государства 8
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ 11
2.1. Критерии типологии политических режимов 11
2.2. Демократический политический режим 14
2.3. Недемократические политические режимы 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Введение:
С формой государства тесно связывается политический режим, значимость которого в жизнедеятельности того или иного государства огромна. К примеру, смена политического режима (даже если форма государственного устройства и форма правления остаются теми же), как правило, ведет к резкой смене внешней и внутренней политики страны. Это вызвано тем, что политический режим сопряжен не только с формой организации власти, а и с содержанием ее.
Политический режим — это функциональная сторона политической системы общества, это совокупность способов и методов осуществления власти на определенной территории. Политический режим определяется способами формирования органов власти, способами распределения и разделения государственной власти в стране, формами контроля со стороны общества за всеми ветвями власти, реальной мерой прав и свобод населения, способами разрешения социальных конфликтов и тому подобное.
Политический режим — это методы реализации политической власти, общая политическая ситуация в социуме, формирующаяся вследствие противоборства и сотрудничества разных политических сил, деятельности всех политических институтов, и определяется антидемократизмом или демократизмом.
В демократическом режиме высшие учреждения государства обладают мандатом народа, власть осуществляется в его интересах, правовыми и демократическими методами. Здесь свободы и права гражданина и человека всесторонне защищены и гарантированы, закон главенствует во всех областях социума. Наше общество и государство стремится именно к такому положению дел, поэтому тема данной курсовой работы видится мне весьма актуальной.
Категория политического режима стала предметом пристального изучения в западной государственно-правовой науке сравнительно недавно, лишь с 40-х гг. XX в. Вопросы политических режимов нашли отражение в трудах таких исследователей, как, например, М. Дюверже. В отечественной юридической доктрине понятие «политический режим» вводится в научный оборот лишь в 60-е годы прошлого столетия. Среди первых работ по данной проблематике отметим Г.И. Манова, B.C. Петрова и др В данной курсовой работе использованы также труды современных авторов, посвященных этой теме, таких как Е.Д. Проценко, В.С. Нерсесянц, А.Н. Медушевский и др.
Цель данной курсовой работы – изучение понятия и видов политических режимов.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
— охарактеризовать понятие и сущность политического режима как элемента формы государства;
— изучить основные аспекты соотношения политического режима с содержанием, сущностью и формой государства;
— рассмотреть критерии типологии политических режимов;
— проанализировать особенности отдельных типов политических режимов;
— на основании проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Объектом исследования являются различные виды политических режимов, сформировавшихся в различных типах государств. Предметом исследования выступают особенности политических режимов.
Структура работы обусловлена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Категории политико-правового режима и формы и типа государства тесно взаимосвязаны. Следовательно, форму и тип государства необходимо рассматривать лишь в соотношении с политико-правовым режимом. Политико-правовой режим оказывает влияние на форму и тип государства. Данное влияние проявляется в том, что: отдельные формы государства взаимосвязаны с соответствующими политико-правовыми режимами (демократическое государство не может являться абсолютной монархией, в авторитарном политико-правовом режиме не существует парламентаризма); политико-правовой режим характеризует реальное содержание той или другой формы государства политико-правовой режим в качестве элемента формы государства обусловливает и другие характеристики государственного строя, прежде всего, оказывая влияние на форму правления.
Политико-правовой режим является сложной, многоплановой категорией, которая собственным объемом охватывает множество динамических аспектов жизнедеятельности государства и социума. Этим обстоятельством и обусловлена возможность классификации политико-правовых режимов согласно самым различным критериям. В частности, к примеру, согласно принципу разделения законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти можно выделять режим слияния властей и режим разделения властей; по роли и статусу армии в социуме – гражданский и военный режимы и т. д. Общепризнанной же считается классификация политико-правовых режимов с принятием во внимание специфики взаимодействия гражданского социума и государства, уровня проникновения власти государства в прочие сферы общественной реальности и частную жизнь граждан. Исходя из данных критериев, традиционно выделяются демократический, тоталитарный и авторитарный политико-правовые режимы.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
1.1. Понятие и сущность политического режима как элемента формы государства
Возникнув в научном обороте в 60-е гг. XX в., категория «политический режим», в соответствии с научными трудами одних исследователей, в связи с синтетическим характером существовала возможность рассмотрения в качестве синонима формы государства. Иные авторы говорят о том, что политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, так как функционирование государства характеризуется не политическим, а государственным режимом. Дискуссии того времени обусловили появление широкого и узкого подходов в понимании политических режимов.
Политический режим характеризуется в рамках широкого и узкого подходов, поскольку это отвечает современному пониманию политических процессов, происходящих в социуме в двух важнейших сферах: государственной и социально-политической, а вместе с тем характеру политической системы, включающей в себя государство и социально-политические негосударственные организации. Все составляющие политической системы: общественные организации, политические партии, трудовые коллективы (а кроме того и «внесистемные» объекты: массовые движения, церковь и пр.) — испытывают существенное влияние государства, его сущности, функций, методов и форм деятельности и т. д. Государство подвергнуто влиянию общественно-политической «среды обитания». данное влияние может распространяться на форму государства, в частности на политический режим.
С точки зрения В. С. Нерсесянца, разные формы политического режима, являясь правовыми по собственной сущности, наряду с этим отличаются друг от друга степень и уровнем собственной правовой развитости, качеством и характером определенного правового порядка, правовых процедур и приемов реализации государственной (публичной, политической) власти.
Согласно принятым в научной литературе признакам деления политические режимы делятся на две группы: антидемократические и демократические. Эти виды политических режимов можно охарактеризовать в качестве двух противоположных полюсов (две типологизированные крайности) в правовом пространстве бытия и существования государства, приемах и способах осуществления власти государства. Эти разновидности политических режимов можно характеризовать как крайние полюсы неразвитости и развитости правовых качеств и свойств. Кроме данных разновидностей, можно назвать большое количество разных промежуточных (с позиции их правовой развитости) ступеней, способов и форм реализации власти государства, однако принципиальное значение имеют непосредственно «пограничные ситуации» правового пространства и отражающие их противоположные типы правовых режимов государства.
Сегодняшним политико-правовым режимам свойственны переходы от одного типа режима к иному. В частности, изменение политического режима (даже если форма государственного устройства и форма правления остаются прежними), как правило, ведет к радикальному изменению внешней и внутренней государственной политики. Обусловлено это тем, что политический режим связывается не просто с формой организации власти, а и с ее содержанием.
Термин «политический режим» содержит такие качественные признаки:
— степень участия народа в формировании и развитии разнообразных институтов политической власти;
— обеспечение свобод и прав гражданина и человека с правами государства;
— обеспечение свобод и прав личности;
— характеристику осуществления определенных механизмов реализации власти в социуме;
— степень осуществления политической власти непосредственно гражданами;
— положение средств массовой информации, уровень гласности в социуме и прозрачности аппарата государства;
— роль и место негосударственных структур в политической системе социума;
— учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
— принципы взаимоотношения власти и социума;
— меру политического плюрализма, в том числе многопартийности;
— существование реальных механизмов привлечения к политической и государственной ответственности должностных лиц, включая самых высших.
Эти признаки позволяют охарактеризовать режим, который обладает таким признаком, антидемократическим или демократическим. При этом степень демократичности или антидемократичности режима можно определить количеством признаков, которые наличествуют либо отсутствуют в деятельности того либо другого государства. Собственно совокупность данных признаков дает возможность проводить последующую внутреннюю дифференциацию указанных двух важнейших разновидностей политических режимов.
Политический режим устанавливает, как реализуется власть, как действуют политические отношения и политические институты, какова динамика политической системы, каково соотношение между собой власти и общества, кто кем контролируется, а также гарантирует достижение целей политики, осуществление интересов господствующей элиты.