Истории России XVII-начала XIX века Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Политический портрет Александра I (по свидетельствам дореволюционных исследователей).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Первые годы правления и реформы
Александра I 11

1.1. Александр 1 в первые годы своего царствования. 11

1.2. Реформы начала века. 14

Глава 2. Отражение внешней и внутренней политики в
историографии. 18

2.1. Внешняя политика при Александре I 18

2.2. Александр I в последние годы.. 20

Заключение. 25

Список использованной литературы.. 27

  

Введение:

 

Актуальность
работы. В настоящее время, в современной России, очень остро стоит вопрос
патриотизма и поднятие его уровня в гражданах

страны. Это
связано со сложной внешнеполитической и внутригосударственной ситуацией. Одним
из таких рычагов поднятия патриотизма является история. Именно эта наука, как
нельзя лучше, показывает успехи нашего государства в те или иные годы,
рассказывает о том, каким могущественным оно может быть.

Александр I,
пожалуй, один из самых таинственных и неоднозначных правителей нашей страны за
все годы ее существования. Именно по этому, его личность занимает особое место
в истории русского государства. Интерес

к данной
исторической персоне растет с каждым годом все больше. Во все времена
исследователи давали совершенно неоднозначные оценки, как его человеческим
качествам, так и его политическому курсу.

Актуальность
данной проблемы можно обозначить следующими обстоятельствами:

Во-первых, это
грандиозность исторических событий времен Александра I. Отечественная война
1812 г. имела судьбоносное значение не только для Российской Империи, но и для
всей Европы в целом. Именно русский император смог остановить Наполеона
Бонапарта и не дать ему продвигаться далее в своих планах. Но, также, следует
отметить неоднозначность итогов последующей борьбы двух держав. Она вызывает
множество споров у исследователей и в настоящее время. Это и позволяет ученым
вновь и вновь обращаться к личности Александра I, чтобы провести всесторонний
анализ источников эпохи императора и придти к единому выводу.

Во-вторых, это
неоднозначность самой личности монарха. Его достаточная скрытность во внешней и
внутренней политике, изменчивость характера, неискренность, преобладание в
политической линии личностных мотивов – все это порождало самые разные отзывы о
его персоне, как у современников, так и у исследователей, живших в последующие
исторические периоды.

В-третьих,
дискуссионным и спорным характером темы, которая исследуется. В современной
историографии нет четкого, единого, устоявшегося мнения касаемо личности,
внешней или внутренней политики императора. Личность Александра I всегда
оставалась, и будет оставаться, неоднозначной. Его современники абсолютно
по-разному отзывались о нем.

Многие только
положительно, подмечая невероятное обаяние и привлекательность государя. Другие
же говорили о его неестественность, неискренность, нарочитом желании понравится
своим подданным, и в особенности, иностранным гражданам.

Внешняя и
внутренняя политика также вызывает много споров. Например, какие цели и задачи
преследовал Александр I в своих взаимоотношениях с наполеоновской Францией и
всей Европой в начале XIX века. Или почему внутриполитический курс в начале и
конце правления императора был настолько различен. Ни на один из этих вопросов
нет четко сформулированного исторического мнения. Что позволяет исследователям
вновь возвращаться к данной проблематике и проводить все более детальные,
аргументированные анализы.

В-четвертых,
отсутствием в современной историографии преобладающей точки зрения относительно
военно-политической деятельности монарха. Во многом, этому способствовало
давление идеологии на исследователя в предыдущие периоды истории нашего
государства. В основном, из-за этого формировались различные взгляды на
деятельность Александра I и, в целом, на эпоху его правления.

Все вышеизложенные
обстоятельства делают изучение личности императора Александра I, его внешнего и
внутреннего курса достаточно актуальным и интересным для исследований в
настоящее время.

В первый год XIX
в. на российский престол вступил новый император- сын Павла 1 Александр 1. Он
родился в 1777г. и был любимым внуком Екатерины 2. Александр воспитывался при
дворе бабки и быстро усвоил царившие там нравы. В нем формировались лицемерие,
скрытность, критическое отношение к Екатерине, и к отцу.

Значительное
влияние на будущего императора оказал один из его воспитателей Ф.С. Лагарп.

Приверженец идей
либерализма, он пытался внести эти идем в сознание Александра. Среди них было
отрицательное отношение к крепостничеству. В области политического устройства
государства важнейшим требованиям либералов являлось введение конституции. Ф.С.Лагарп- швейцарец
по происхождению, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов, был
для Александра с 1783 г. не просто учителем, но и нравственным авторитетом,
наставником. Благодаря ему взгляды Александра в юности носили весьма
радикальный характер: великий князь симпатизировал Великой французской
революции и республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию,
крепостное право, фаворитизм, взяточничество.

Целью работы является анализ политического портрета Александра I.

Предмет исследования: анализ
политического портрета Александра I.

Объект исследования: портрет Александра I.

Задачи:

 1. Проанализировать деятельность Александра 1
в первые годы своего царствования.

 2. Проанализировать  реформы начала века.

 3. Проанализировать  внешнюю политику при Александре I.

 4. Проанализировать  Александр I в последние годы.

Степень изученности
исследования. В начале XIX века Российская Империя вступает в новый этап
развития. Именно в такой переходный период императором становиться Александр I.
Его неоднозначность внешней внутренней политики на протяжении двух веков
привлекала интерес ученых и историков.

В конце XIX в.
александровский период исследовался М.И. Богдановичем и Н.К. Шильдером. Но
трудность их работы заключалась в том, что с момента смерти Александра I прошло
еще совсем ало времени. И, следовательно, мнения этих ученых не могли быть
абсолютно объективными. Но с другой стороны, сочинения этих авторов составляют
особую ценность, так как они имели доступ к документам эпохи и к общению с
современниками Александра I.

Следующим автором, внесшим
вклад в изучение личности и периода Александра Павловича, является А.Н. Пыпин.

Он говорил, что цель его
деятельности – историческое сравнение времен, характеров, общественных
положений. Свою первую работу он издал в 1870 г., в ней он увеличил количество
источников, дополнил и исправил текст и предпринял новые издания. Он отмечал, что
своеобразие данного периода связано с самой личностью императора. Кроме того,
отличительным моментом эпохи стало влияние общественно-политических
западноевропейских идей на русскую историю. Именно оно и стало, по мнению
Пыпина, причиной возникновения тайных политических обществ и дела декабристов.
Автор справедливо отметил, что личность Александра выразила в себе картину
настроения умов в русском обществе.

Особое место в разработке
темы принадлежит трудам великого князя Николая Михайловича. Он предпринял
попытку создать портрет Александра Павловича не только как императора, но и как
человека. Принадлежность к дому Романовых дала Николаю Михайловичу возможность
высказывать свое мнение об Александре и его окружении, чего не могли себе
позволить предшественники.

Именно Николай Михайлович
первым высказал мысль о том, что в первые годы царствования Александра I не
только не был реформатором, а даже являлся консерватором, а многочисленные идеи
и проекты принадлежали его окружению, которое и убеждало императора соглашаться
с тем или иным предложением.

Среди крупнейших русских
историков к. XIX-н. XX в. необходимо назвать С.М. Соловьева и В.О. Ключевского.

Размышляя об этапах
правления царя, С.М. Соловьев выделял рубеж 1814 г.: до него основным событием
стала борьба с Наполеоном, после – установление «нового мира» в Европе.
Император был убежден в возможности достичь поставленной цели благодаря своей
уверенности в том, что, удерживая направления от крайностей, можно заставить их
существовать друг возле друга.

Именно это убеждение
объясняет столь противоречивые, на первый взгляд, решения Александра и во
внутренней политике. Историк отмечал, что императору не хватило образования, он
вынужден был относиться ко всему или страдательно, или отрицательно.

По мнению В.О.
Ключевского, главная задача внутренней политики начала XIX в. – уравнение
сословий перед законом и введение их в совместную дружную государственную
деятельность. Автор отметил, что Александр был человек более восприимчивым, чем
деятельным. Действительно, и до появления трудов В.О. Ключевского и после
историки в один голос утверждали, что император избегал кропотливой ежедневной
работы, увлекался мечтами.

Подводя итог царствованию
государя, историк отметил, что все начинания Александра были безуспешны.
Причина состояла том, что нельзя было начинать сеять законность, когда 40
миллионов душ находятся в рабстве. Источником неудач Ключевский называет
заблуждения современников и самого императора о всесилии форм правления. В
обществе господствовала идея о том, что правильное правление и законы обеспечат
благоденствие народа и государства. Он писал, что и Александр, и его
сотрудники, и «участники 14 декабря» совсем не понимали экономических
отношений.

Среди значительных работ
начала XX в., следует упомянуть «Курс истории России XIX в.» А.А. Корнилова .
Первое издание было издано в 1912-1914 гг., а после 1918 г. имя историка было
забыто до 1960-х гг.

Несколько лекций
обширного курса посвящены царствованию Александра I. Автор считал, что с 12
марта 1801 г. начинается настоящая история XIX в.в России, поскольку именно
Александр впервые начинает попытки решения крестьянского вопроса.

Дальнейшие события автор
разделяет на шесть этапов, при этом период с 1812 по 1819 гг. представлен, по
мнению Корнилова, только внешнеполитическими акциями. Завершающим этапом
царствования стали 1819-1825 гг. – период вполне определившейся реакции в правящих
сферах, отчаяние общества, революционное движение. Корнилов отмечает, что
власть не смогла решить сиюминутные задачи, хотя стремление императора к
проведению реформ было явным.

Обширное исследование
периода царствования Александра I рассматривается в лекциях по истории России
первой четверти XIX в., составленных С.Ф. Платоновым.

Труды А.Е. Преснякова,
посвященные российским самодержцам, также содержат раздел об императоре
Александре I. Период его царствования автор считал наиболее сложным, насыщенным
противоречиями своеобразным драматизмом самодержцы, поскольку Россия находилась
на распутье между самодержавно-крепостническим строем и поиском новых форм
социально-политической организации. Характер самого императора автор изучал на
фоне эпохи европейского кризиса. Пресняков отметил, что Александр изначально
поставил перед собой утопическую задачу умиротворения, что было совершенно
невозможно в век нараставшей ломки. Таким образом, в русской историографии
сложилась устойчивая традиция изучения эпохи Александра I. Основное внимание
исследователей привлекали такие проблемы царствования, как соотношение
внешнеполитического курса и внутриполитических реформ, личность самого
императора и его влияние на историческое развитие страны. По-разному оценивая
возможности и результаты либерального курса во внутренних делах, все авторы
признают значительные успехи и достижения Александра I в делах  европейских. 
В  последующий  марксистский 
период  развития отечественной
исторической науки многие идеи оказались невостребованными, часть же подходов
была воспринята советскими исследователями и получила дальнейшее развитие. Источники.
Источниковая база изучаемого периода достаточно широка. В ней представлены как
воспоминания современников об Александре I, так и воспоминания о периоде его
царствования (Записки Лагарпа о воспитании в. к. Александра и Константина
Павловичей 1786-1789 гг. 10 , Мнение одного из германских владельцев о внешней
политике Александра I и др.).

Это официальная и частная
переписка царя. Сюда входят письма, которые писали монарху, и те, которые писал
он сам (Указы, рескрипты, письма: Петра I, Екатерины I, Анны Ивановны, Ивана
Антоновича, Павла I, императрицы Марии Федоровны, Александра I и Николая
Павловича 1705-1826 гг., Записка В.Н. Карамзина, представленная императору
Александру I 1820 г.г. и др.). Кроме того, достаточно подробно о политической
деятельности и периоде нахождения у власти Александра Павловича могут
рассказать официальные законодательные акты: указы, манифесты, рескрипты и
другие документы (Об обращении с крестьянами. Проект циркулярного секретного
указа губернаторам. 1802 г.).

Научная новизна. Несмотря на то, что Александр I –
один из самых исследуемых правителей в России, научная новизна в данной работе,
все же, присутствует. Она заключается в том, что основным источниковым
материалом для изучения стали документы, которые были опубликованы на страницах
журнала «Русская старина». Это материалы эпохи Александра I, воспоминания его
современников, которые лучше помогут понять период правления монарха и саму его
личность.

Практическая значимость
исследования. После изучения исторического материала, документов, воспоминаний
связанных с Александром I, можно сделать более подробный вывод о личности и
периоде правления монарха. В этом и заключается практическая значимость исследования.
Вплоть до настоящего времени, ученые не могли сделать определенные выводы об
этом таинственном императоре. Именно изучение практических источников может
помочь прийти к какому-либо единому мнению в его отношении.

Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом,
подводя итог всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что воспоминания,
дневниковые записи, мемуары современников Александра I – это самая обширная
категория исторических источников, которые представлены на страницах журнала
«Русская старина».

Именно по этим
документам можно сложить полную картину не только самого периода правления
Александра Павловича, но и сделать выводы относительно личности монарха. Именно
эта категория документов, на мой взгляд, является самой ценной в изучении
Александра I, так как большую часть воспоминаний о нем оставили люди,
действительно приближенные к императорскому двору. К тому же, большое
количество материала облегчает задачи исследователя и позволяет рассмотреть
конкретную ситуацию с разных сторон, при помощи различных взглядов
современников.

Политика, которая
была разработана в первые годы правления Александра, приводила к установке
таких двусторонних отношений Российской империи с каждой западноевропейской
страной, которые не включали бы в себя обременительных условий для нее. Кроме
того, не позволяли бы втянуть ее в будущие мировые конфликты, которые могли
случиться.

Во время совещаний
Негласного комитета было принято решение: быть открытыми во внешней политике, и
не ограничивать себя любыми договорами. Александр хотел перестроить мировые
связи, чтобы обеспечить силу всеобщего мира.

От века
Просвещения император получил в наследство идеи о том, что Россия есть
европейская держава108(так говорила его бабушка – Екатерина II), а Европа –
общее и неделимое историческое и культурное пространство.

После того, как в
марте 1802 г. Франция и Англия заключили договор о мире, мировая напряженность
сошла на нет. Впервые за долгое время в Европе закрепился мир109. Но стоит
отметить, что в этот период отношение Александра к Наполеону сильно изменилось
и ухудшилось. Возможно, это связано с тем, что в это время Бонапарт наделил
себя титулом пожизненного консула.

Подводя итог,
можно сделать вывод, что Александр I неспроста считается одним из самых
известных и загадочных правителей Российской Империи. Значение его личности не
может быть переоценено или приуменьшено. Во-первых, это его роль в
международных отношениях. Во-вторых, его внутренняя политика.

Необходимо
отметить, что его реформы государственного управления просуществовали вплоть до
Революции 1917 года. А его первые послабления в отношении крестьянского вопроса
стали несомненной основой для последующей отмены крепостного права. И большое
количество материалов опубликованных на страницах журнала «Русская старина»,
относящихся к периоду его правления, тому подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Первые
годы правления и реформы Александра I

1.1.
Александр 1 в первые годы своего царствования Начиная с самого
первого номера журнала «Русская старина», на его страницах публикуется большое
количество источников относящихся к личности и периоду правления Александра I.
Их видовое разнообразие также широко.

Эти источники
включают в себя как законодательные акты и распоряжения монарха, его письма
официальные и частные, так и материалы

о самом
императоре: воспоминания его ближайшего окружения и других современников. Кроме
того, начиная с середины 80-х годов XIX века, на страницах журнала регулярно
публикуются исследования касающиеся личности Александра Павловича и периода его
правления [15,с.43].

Если рассмотреть
общее количество источников опубликованных в журнале в период с 1870 по 1899
гг., можно заметить, что из 218 документов большая часть – это мемуары,
дневниковые записи и воспоминания современников о монархе и его деятельности.

Одним из наиболее
важных источников этой категории по праву можно считать документ, из которого
мы можем узнать о детстве и воспитании великого монарха «из первых уст» – это
«Записки Лагарпа о воспитании в. к. Александра и Константина Павловичей
1786-1789 гг.» [15,с.43].

Фредерик Сезар
Лагарп (1754-1838) находился, как известно, при великих князьях Александре
Павловиче и Константине Павловиче с 1783 по 1795 год. Он поступил на эту
должность по рекомендации Ланского, одновременно с графом Салтыковым, которому
Екатерина II поручила главный надзор за воспитанием своих внуков, и главное –
будущего наследника. Именно графу Салтыкову Лагарп предоставлял время от
времени отчеты о своей педагогической деятельности.

О воспитании
великих князей, на момент публикации воспоминаний Лагарпа, было известно
достаточно мало. Ранее современники Александра I обращали внимание, в основном,
на время его царствования, мало повествуя о детстве и юношестве императора.
Воспоминания Лагарпа стали первым материалом, полноценно описывающим воспитание
молодого будущего монарха и его брата Константина. Именно в этом заключаются
особенность и важность этих записей. Тем более, что нам известно, что уроки
Лагарпа имели большое влияние на развитие тех либеральных политических
убеждений императора Александра I, которые получили распространение
непосредственно в первые годы его правления [12,с.12].

Из всего разнообразия дневниковых записей об
Александре Павловиче, следует выделить воспоминания его

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы