Курсовая теория Юриспруденция Конституционное право России

Курсовая теория на тему Политические партии: понятие, принципы деятельности и их место в политической системе общества.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Политическая партия как общественное объединение РФ: вопросы понятия и
содержания. 6
1.1 Понятие и классификация политических партий. 6
1.2 Правовой статус политических партий в России. 10
2 Особенности участия политических партий в избирательном. 17
2.1 Современное состояние регулирования участия политических партий в
избирательном процессе в Российской Федерации. 17
2.2 Перспективы развития деятельности политических партий в Российской
Федерации  22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 39

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы исследования связана с противоречивым
и пробельным характером действующего избирательного законодательства. За
последние годы число политических партий возросло с семи до нескольких
десятков. Новые партии являются потенциальными участниками предстоящих
избирательных кампаний. При этом число политических партий будет неуклонно
расти ввиду упрощенной процедуры их регистрации. Вместе с тем, многие нормы
избирательного законодательства в части организации и проведения выборов будут
порождать немало проблем в связи со значительным количеством политических
партий, участвующих в выборах. На этом основании требует уточнения степень
участия политических партий на каждой стадии избирательного процесса в новых
условиях.

Долгое время в нашей стране господствовала тоталитарная
однопартийная система, взамен которой пришли форсированные демократические
преобразования. На сегодняшний день Российская Федерация все еще остается
достаточно молодым демократическим государством, в котором не все институты
демократии реализованы в полной мере на практике и исследованы в теории.
Таковым является и институт политических партий, многопартийности. Наличие
различных политических партий, которые имеют реальную возможность бороться за власть,
является важнейшей характеристикой демократического правового государства,
поэтому данная тема заслуживает отдельного внимания.

Объект работы – общественные отношения, которые складываются по
поводу осуществления политическими партиями личного права на участие в выборах.

Предмет – нормативное регулирование участия политических партий в
избирательном процессе.

Цель работы – исследовать статус политических партий как
участников избирательного процесса.

Исход из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и классификация политических партий;

2. Изучить становление и развитие политических партий в России;

3. Охарактеризовать правовой статус политических партий в России;

4.Проанализировать современное состояние регулирования участия
политических партий в избирательном процессе;

5.Выявить проблемные аспекты деятельности политических партий в
РФ;

6.Охарактеризовать перспективы развития деятельности политических
партий.

Методологической основой исследования послужили следующие методы:анализ;
формально-логический метод;системный метод;общенаучный диалектический
метод;метод сравнения.

В качестве нормативной базы исследования выступили Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон «О политических партиях», избирательное
законодательство Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составили работы И.А. Василенко,
А.В. Малько, В.В. Петухова, М.В. Сербина, а также многих других авторов.

Научная новизна работы заключается в
исследовании на комплексной основе с учетом уже имеющихся изысканий вопросов
участия политических партий в избирательном процессе в новых условиях
политического плюрализма, в выработке новых теоретических подходов такого
участия. Кроме того, единых исследований, посвященных выявлению значимости
политических партий применительно к отдельным стадиям избирательного процесса,
практически не проводилось.

Теоретическая значимость работы
связана с обоснованием конкретных предложений по совершенствованию действующего
избирательного законодательства в части реализации конституционного права
граждан избирать и быть избранным в связи с участием политических партий в
избирательном процессе. Кроме того, на основе анализа действующего
законодательства и доктринальных источников автором предложены дефиниции
«избирательный процесс», «стадия избирательного процесса» и некоторые другие.
Всё это в дальнейшем может быть положено в основу других исследований в области
определения места и роли политических партий в избирательном процессе.

Структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из
двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения и списка используемых
источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Место, которое занимают
политические партии в избирательном процессе, в рамках существующей в настоящее
время в РФ избирательной системе, является одним из ключевых. Это обусловлено
рядом нормативно-правовых преимуществ, которые установлены для избирательных
объединений. Роль, которую играют политические партии в избирательном процессе,
чрезвычайно важна. Они оказывают значительное влияние на электорат посредством
информационного воздействия как в период избирательных кампаний, так и в
межвыборный период. Кроме того, политические партии вовлечены в процедуру
формирования избирательных комиссий всех уровней и на всех выборах.

Проведенное исследование
позволяет прийти к следующим основным выводам:

1. Закрепление
в нормативных актах понятия «избирательный процесс» способствовало бы
частичному разрешению многочисленных споров о сущности данной категории.
По  моему мнению, избирательный процесс
представляет собой совокупность установленных законодательством РФ о выборах
последовательных стадий, в рамках которых субъекты избирательного права
реализуют принадлежащие им права и юридические обязанности в целях формирования
в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ,
уставами муниципальных образований законодательных (представительных) органов
государственной власти, органов местного самоуправления и наделения
полномочиями выборных должностных лиц органов государственной власти и органов
местного самоуправления. Такое определение может быть закреплено в тех
нормативных актах, где упоминается об избирательном процессе. Но это
закрепление потребует и некоторых иных изменений в законодательстве, например,
четкого обозначения стадий избирательного процесса.

2. Стадия избирательного
процесса представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными
субъектами избирательных действий и процедур, проводимых в строго установленных
Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального
образования временных рамках и порядке, имеющих в качестве конечной цели
реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы
государственной власти и органы местного самоуправления. Каждая стадия может
иметь и собственную локальную цель.

3. Политические
партии – это особые субъекты избирательного процесса. Специфика их статуса
подчеркнута в определении, данном в Законе. К нормативно-правовым
характеристикам, существенным для выявления значимости партий в избирательном
процессе следует отнести следующие.

Во-первых, партия – это общественное объединение,
т.е. добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации
общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Получается, что все
перечисленные черты общественного объединения присущи и политической партии.
Некоторые из таких черт отражены в законодательном определении политической
партии.
Закон «Об общественных объединениях» выводит из-под своей «юрисдикции»
политические партии, является лишь общим, ограниченно распространяя своё
действие на политические партии.

Во-вторых, политическая партия
может состоять только из граждан РФ. Иностранные граждане и лица без
гражданства не имеют права быть членами политических партий, зарегистрированных
на территории РФ.

В-третьих, у политической
партии есть особые цели создания, к которым отнесены:

1) участие
граждан РФ в политической жизни общества;

2) участие в общественных и
политических акциях;

3) участие в выборах и
референдумах;

4)
представление интересов граждан в органах государственной власти и органах
местного самоуправления.

Таким образом, политические
партии – это единственные общественные объединения, которые наделяются
возможностью прохождения во властные структуры. Важнейшее отличие от иных
общественных объединений – совокупность особых целей, закрепленных в Законе.
Политические партии представляют собой специфический вид общественных
объединений, легально допущенный к формированию высших органов государственной
власти, выступающий неким связующим звеном между гражданским обществом и
правовым государством.

4. Включение в понятие
«избирательное объединение» при проведении федеральных и региональных
избирательных кампаний иных общественных объединений не может быть
осуществлено, так как подорвет сущность правового статуса политической партии,
которая занимает особое положение в силу норм Закона «О политических партиях».
Ведь только стабильные и крупные политические объединения, коими являются
политические партии, в демократическом государстве должны участвовать в
формировании высших органов государственной власти. При допущении к участию в
выборах иных общественных объединений, будет нарушен принцип равенства
политических партий, которые приобретают соответствующий статус именно
благодаря возможности реализации особой цели, напрямую не закрепленной законом
– завоевание и удержание власти. При появлении субъектов избирательного
процесса, не подпадающих под действие Закона «О политических партиях», но
обладающих аналогичными партиям правами, исчезнет надобность создавать
политические партии.

5. Перспективы участия политических партий в избирательном процессе
сводятся, к следующим основным моментам.

Во-первых,
информационные отношения с участием политических партий за пределами
избирательных кампаний должны подпадать под действие отдельных нормативных
правовых актов, которые должны быть приняты в ближайшем будущем. Одним из
примеров таких актов является Закон «О гарантиях равенства парламентских партий
при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и
радиоканалами», однако он охватывает лишь небольшую часть отношений по
информационному освещению деятельности партий в межвыборный период, касающихся
только парламентских партий и только государственных теле- и радиоканалов.

Во-вторых, внедрение
международных норм о деятельности политических партий в период избирательных
кампаний может способствовать развитию демократических процедур.

В-третьих, одной из
существенных проблем является отсутствие возможностей привлечения политических
партий к публично-правовой ответственности. Например, политическая партия
обязана иметь предвыборную программу, которая по общему правилу публикуется не
позднее, чем за 10 дней до дня голосования. Однако закон не устанавливает
никакой ответственности за невыполнение предвыборной программы. Это
существенное упущение, требующее нормативно-правового регулирования.

6. Политические партии в
рамках формирования состава избирательных комиссий оказывают значительное
влияние на данную процедуру. Представители политических партий находятся в
составах практически всех избирательных комиссий. Однако представительство в
комиссиях могут иметь только те партии, которые получили мандаты в
законодательных (представительных) органах власти различных уровней. Те партии,
которые не имеют указанного представительства, не могут принимать участия в
формировании избирательных комиссий. То есть, так называемые, парламентские
партии и формируют комиссии. На данной стадии значимость деятельности
политических партий является едва ли не ключевой. По сути, партии включены в
процедуру создания органов государственной власти, так как ЦИК РФ и избирательные
комиссии субъектов РФ являются государственными органами.

7. Очевидно
несоответствие подпункта в) пункта 1 статьи 32 Закона «О политических партиях»,
где сказано, что политическим партиям обеспечиваются равные условия участия в
избирательных кампаниях, некоторым положениям Закона «О выборах Президента РФ»,
в частности, пунктам 1,2 статьи 36, предоставляющим парламентским партиям
возможность не собирать подписи в поддержку своего кандидата на должность
Президента РФ. Устранение противоречия возможно одним из трех способов: 1)
обязать парламентские партии собирать подписи в поддержку своего кандидата; 2)
отказаться от сбора подписей для всех политических партий вне зависимости от
представительства в законодательных органах; 3) исключить норму подпункта в)
пункта 1 статьи 32 из Закона «О политических партиях», тем самым политическим
партиям не будут обеспечиваться равные условия участия в избирательных
кампаниях.

8. Первостепенные значимость и
место политических партий на стадиях подготовки избирательной кампании,
выдвижении и регистрации кандидатов обусловлены следующими обстоятельствами:

Во-первых, партии
функционируют постоянно и имеют возможности информационного воздействия на
электорат до официального проведения выборов. Как правило, такой возможности
лишены самовыдвиженцы.

Во-вторых, формирование
избирательных комиссий в РФ, включая ЦИК РФ, проходит при активном участии
политических партий.

В-третьих, в рамках процедуры
выдвижения кандидатов политические партии имеют прерогативу выдвижения своих
списков при проведении выборов по пропорциональной системе, вправе выдвигать
своих кандидатов на любых выборах по мажоритарной системе.

В-четвертых, партии могут
освобождаться от сбора подписей в поддержку кандидата или списка кандидатов.
Иногда для партий устанавливается пониженное число подписей в поддержку
кандидата.

9. Статью
51 Закона о выборах Президента РФ следует дополнить пунктом 2.3., где
необходимо указать, что положения пункта 2.1
настоящей статьи не применяются в отношении политической партии, если она
является правопреемником двух или нескольких политических партий, если на
ближайших предыдущих выборах Президента Российской Федерации кандидаты,
выдвинутые этими политическими партиями, получили взятые по отдельности менее 2
процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но в
совокупности – более 2 процентов. На мой взгляд, ликвидация пробела именно
таким способом позволяет учесть интересы тех граждан, которые голосовали за
кандидатов, выдвинутых партиями, действовавшими до слияния, ведь Законом
установлен барьер именно в 2 процента.

10. Финансирование
выборов – это достаточно длительная по времени стадия избирательного процесса,
практически совпадающая со сроками всей избирательной кампании и заключающаяся
в осуществлении расходов, связанных с
подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня из бюджетов публичных
образований и избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений.
Данная стадия весьма существенна для политических партий, потому что
финансировать избирательную кампанию можно только из средств избирательного
фонда. Специфической особенностью является то обстоятельство, что кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов,
выдвинутого политической партией, не вправе создавать собственные избирательные
фонды. Тем самым в финансовых возможностях Закон уравнивает самовыдвиженцев и
политические партии.

11. Может быть поставлена под
сомнение целесообразность существования членов избирательных комиссий с правом
совещательного голоса. Во-первых, на практике для решения текущих дел всегда
хватает сил членов комиссий с правом решающего голоса. Во-вторых, реальными
полномочиями члены комиссий с правом совещательного голоса не наделены.
В-третьих, поскольку часть членов с правом решающего голоса назначается
политическими партиями, постольку нет необходимости этим же партиям
дополнительно назначать членов комиссий с правом совещательного голоса.
В-четвертых, при проведении голосования статус члена комиссии с правом
совещательного голоса больше напоминает статус наблюдателя.

12. На стадии подведения
итогов голосования участие политических партий не столь велико. Оно, в
основном, связано с тремя аспектами.

Во-первых, представители
партий участвуют в подсчете голосов на паритетных началах в статусе членов
избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Во-вторых, представители
политических партий контролируют подведение итогов голосования через институты
наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

В-третьих, политические партии
имеют право обжалования итогов голосования на конкретном избирательном участке
или итогов всех выборов в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Таким образом, политические
партии являются важнейшими субъектами избирательного процесса. Законодательство
устанавливает для них достаточно широкие права. Однако ряд направлений участия
партий в избирательном процессе требуют дальнейшего совершенствования,
развития, устранения проблем. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в
современном российском демократическом государстве политическим партиям
отведена одна из ведущих ролей не только в рамках простого участия в
избирательном процессе, но и в рамках совершенствования его нормативно-правовых
основ через работу законодательных (представительных) органов всех уровней.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.
Политическая партия как общественное объединение РФ: вопросы понятия и
содержания 1.1
Понятие и классификация политических партий Политические
партии – неотъемлемая часть политической системы демократического общества.
Партии, выполняющие роль посредников между государственной властью и обществом,
выражают интересы, потребности и цели определенных социальных групп, активно
участвуют в функционировании механизма политической власти, идеологически
воздействуют на население страны, формируют политическое сознание и культуру.

Современный законодатель получил в «правовое»
наследство от СССР ограниченное законодательство, регулирующее деятельность
партийной системы. В советский период существовала политическая монополия КПСС,
закрепленная на законодательном уровне. Правящая партия являлась руководящим
центром в структуре государственного управления.

Началом возрождения многопартийности стали
изменения и дополнения в Конституцию СССР 1977 года: ст. 6 – исключено
положение о главенствующей роли КПСС в государстве и обществе; ст. 51 –
закреплено право образования иных политических партий [1].

Р.С. Мухаметов предлагает эволюцию партийного
законодательства и партийной системы России разделить на этапы.

I этап – либерализация партийного законодательства
(1990-е годы)[2].

В связи с ростом
многопартийности в СССР возникает необходимость упорядочить этот процесс. В
октябре 1990 года принят Закон СССР «Об общественных объединениях»[3],
в котором были заложены основы создания и [1] Конституция
(Основной Закон) СССР: принята ВС СССР 07.10.1977 // Ведомости ВС СССР. 1977. №
41. Ст. 617. [2] Мухаметов Р. С.
Партийная система России: «приливы» и «отливы» либерализации партийного
законодательства // Социум и власть. 2017. № 4 (66). С. 67. [3] Об общественных
объединениях: Закон СССР от 09.10.1990 № 1708-1 
// Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 42. Ст. 839.

 

Содержание:

 

введение. 3

Глава 1. Политическая партия как политико-юридическое
понятие. 5

1.1
Понятие, сущность и история политических партий. 5

1.2
Принципы и функции деятельности политических партий. 12

Глава 2. Классификация политических партий, их место и
роль в политической системе общества.. 15

2.1
Основные виды политических партий и их характеристика. 15

2.2
Современные политические партии в России. 17

заключение. 23

список использованных источников.. 25

  

Введение:

 

Актуальность работы основана на проблеме понятия политических
партий в современном мире.

В политической системе функционируют специальные институты,
которые занимаются формированием и реализацией политической власти. Помимо
государства в их число входят политические партии и движения, играющие
важнейшую роль в осуществлении политического процесса.

Большинство граждан хорошо наслышаны о существовании партий,
но далеко не все понимают, чем они занимаются.

Политическая партия — это объединение людей с близкими
политическими воззрениями, которое образовано с целью их включения в
политический процесс.

Политические партии России и других стран относятся к
категории иерархических образований, которые имеют четкую организацию и
массовое членство. При этом они подлежат госрегистрации, что позволяет
выполнять деятельность в полном объеме.

Все ведущие партии России и большинства других государств относятся
к массовым, которые отличаются следующими признаками: большое количество
сторонников; тесное взаимодействие между участниками; финансирование
посредством членских взносов; фиксированное членство; действуют внутренние
правила, присутствует жесткая партийная дисциплина; активная деятельность
первичных партийных организаций; постоянная работа как в выборный, так и в
межвыборный период.

Что такое политические партии — вопрос актуальный, так как
эти организации обладают статусом одного из ведущих политических институтов
современного общества. Они выступают связующим звеном между гражданами и
государством, выдвигая программы преобразования и направляя во власть своих
представителей, которые способны решать актуальные для социума задачи.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под политической партией понимается общественное
объединение, появлению которого способствовало желание граждан российской
Федерации участвовать в политической жизни общества, используя для этого
возможность формировать и демонстрировать свою политическую волю, участвовать в
акциях политического и иного характера, в выборах, заседанию по решению важных
вопросов, а также выступать в поддержку интересов граждан, выступая их
представителем в органах власти и местного самоуправления.

Политической партией принято
считать специализированную общественную организацию, в состав которой входят
наиболее активные приверженцы той или иной идеи, направленную на борьбу за
получение и использование власти.

Политическая партия занимает особое место в политической
системе среди ее многочисленных субъектов. Ее основная цель —
получение и удержание политической власти либо присутствие в ней посредством
делегирования своих членов в органы госвласти и местного самоуправления. Для
этого она принимает участие в избирательных
кампаниях и референдумах, организует мероприятия и проводит
агитационную работу.

В классическом определении политическая партия – это
действующая организация, которая осуществляет непрерывную деятельность на
национальном и на местном уровнях. Ее цель – получение власти и стремление к
широкой массовой поддержке со стороны населения.

Партия – это не просто группа людей: у каждого ее члена
должно быть осознание общности идеологии, целей и стратегии по их достижению.
Все они выражены в политической программе, в которую руководство вносит
постепенные изменения, опираясь на требования как со стороны населения, так и
со стороны тех процессов, которые происходят внутри государства и на
международной арене.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Политическая партия как политико-юридическое понятие 1.1 Понятие, сущность и история политических партий В действующем законодательстве и специальной литературе существуют
различные точки зрения относительно формулирования определения политической
партии. Так, в наиболее общем виде определение политической партии может быть
сформулировано следующим образом:

Политическая партия – это относительно обособленная группа
единомышленников, ставящих общей целью воплощение определенных идей,
посредством овладения и реализации политической власти в государстве, а также
путем принятия участия через собственных представителей в деятельности органов
государственной власти и местного самоуправления.

В качестве одного из признаков политической партии, в том
числе оказывающего влияние на ход и характер принимаемых ими политических
решений выступает то, что большинство партий имеют программу, отражающую
содержание разделяемой ее представителями идеологии, а также характеризующую ее
цели и способы их достижения. Иными словами, решения, принимаемые политическими
партиями, во многом обуславливаются тем, что соответствующие политические
сообщества объединяют людей на добровольной основе, исходя из признака общности
их социально-экономических, классовых, политических, культурных, национальных,
и иных интересов, и идеалов, для целей непосредственного участия в политическом
процессе и принятии государственно-властных решений[1].

В свою очередь, политическая партия выступает политической
организацией, имеющей цельные и четкие понятия о внутренней и внешней политике
государства. Партия ставит перед собой задачи по приходу к государственной
власти и удержанию её в своих руках.

Деятельность политических партий, как и всех иных субъектов,
вовлеченных в политический процесс, не может осуществляться стихийно и
непоследовательно. В этой связи, актуализируется необходимость выработки
политическими партиями стратегии последовательной деятельности, охватывающей, в
том числе, процесс выработки и принятия политических решений. В качестве такого
источника выступает программа политической партии, определяющая принципы
деятельности, цели, задачи и методы деятельности рассматриваемого субъекта
политического процесса.

Как субъект политической системы политическая партия
нацелена на долговременное действие и функционирования. Ее отличает иерархия,
организованность, наличие формальных, предписанных норм внутри партийной жизни,
которые представлены в виде партийного устава.

Каждая политическая партия помимо своего главного
представительства имеет местные отделения, которые поддерживают связи с
национальным руководством. Представительства партий находятся в каждом города
(приемные), куда могут обратиться граждане с пожеланиями или жалобами на
деятельность властей с целью дальнейшего разрешения возникших трудностей.

Политическая партия и ее деятельность полностью
направлена на завоевание политической власти и дальнейшее распоряжение ею.
Чтобы овладеть властью, для начала нужно заручиться поддержкой и доверием со
стороны населения. Также политическую партию отличает добровольность [1] Комаров С. А. Общая теория государства и права:
учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. С. 347

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы