Курсовая теория на тему Политические партии и российский избирательный процесс
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 Партия как
общественное объединение. 5
1.1 Понятие и
классификация политических партий. 5
1.2 Правовой статус
политических партий в России. 9
2 Особенности
участия политических партий в избирательном процессе. 12
2.1 Современное
состояние регулирования участия политических партий в избирательном процессе. 12
2.2 Перспективы
развития деятельности политических партий. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК. 31
Введение:
Долгое время в нашей стране господствовала тоталитарная
однопартийная система, взамен которой пришли форсированные демократические
преобразования. На сегодняшний день Российская Федерация все еще остается
достаточно молодым демократическим государством, в котором не все институты
демократии реализованы в полной мере на практике и исследованы в теории.
Таковым является и институт политических партий, многопартийности. Наличие
различных политических партий, которые имеют реальную возможность бороться за
власть, является важнейшей характеристикой демократического правового
государства, поэтому данная тема заслуживает отдельного внимания.
Сегодня политические партии призваны обеспечить обратную связь
между гражданским обществом и государством, выражать интересы общества,
реализовывать политические программы. Это возможно только если партия принимает
участие в выборах. Организация и проведение избирательной кампаний является
основной и обязательной функцией политической партии, поскольку партия – это
единственный вид общественного объединения, который, согласно российскому
законодательству, может принимать участие в выборах. Российское
законодательство, регламентирующее избирательный процесс, постоянно развивается
и реформируется. Политические партии, участвуя в выборах, вынуждены принимать
все новые «правила игры». Однако важно помнить, что любые реформы не должны
излишне усложнять участие в выборах политических партий, чинить препятствия и
устанавливать для них дополнительные барьеры, иначе это нанесет вред
политическому плюрализму. Поэтому так важно исследовать место и роль партий в
избирательном процессе.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод об
актуальности данного исследования.
Исследование статуса политических партий как основных участников
избирательного процесса, выявление проблем и вынесение предложений по их
разрешению способствует наиболее полной реализации закрепленных Конституцией РФ
принципов свободных выборов и многопартийности – в этом заключается
практическая значимость данной работы.
Объект работы – общественные отношения, которые складываются по
поводу осуществления политическими партиями личного права на участие в выборах.
Предмет – нормативное регулирование участия политических партий в
избирательном процессе.
Цель работы – исследовать статус политических партий как
участников избирательного процесса.
Исход из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и классификация политических партий;
2. Изучить становление и развитие политических партий в России;
3. Охарактеризовать правовой статус политических партий в России;
4.Проанализировать современное состояние регулирования участия
политических партий в избирательном процессе;
5.Выявить проблемные аспекты деятельности политических партий в
РФ;
6.Охарактеризовать перспективы развития деятельности политических
партий.
Методологической основой исследования послужили следующие
методы:анализ; формально-логический метод;системный метод;общенаучный
диалектический метод;метод сравнения.
В качестве нормативной базы исследования выступили Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон «О политических партиях», избирательное
законодательство Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили работы И.А. Василенко,
А.В. Малько, В.В. Петухова, М.В. Сербина, а также многих других авторов.
Структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из
двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения и списка используемых
источников.
Заключение:
Политическая партия —
это иерархическая политическая
организация, которая на добровольной основе объединяет людей, имеющих общие
социально-классовые, политико-экономические, национально-культурные,
религиозные и иные интересы и идеалы, ставя перед собой цель завоевания
политической власти или участия в ней. С помощью партийной деятельности ресурсы
распределяются в государстве. Взаимодействуя друг с другом, правительство и
другие политические институты партии образуют партийную систему.
Сегодня российские политические партии воспринимаются как слабый
институт политической системы, выполняющий вспомогательные функции. При этом
простого решения этой проблемы не существует. Либерализация избирательного
законодательства и снижение требований к партиям, например, значительное
упрощение процедуры их регистрации, сами по себе не сделают их эффективным
каналом выражения разнообразных общественных интересов в политике. В
современном мире сама модель взаимодействия общества и государственной власти
претерпевает изменения, порождающие нестабильность даже в тех государствах,
которые считались образцами консолидированной демократии. Поэтому первичной
задачей скорее является поиск адекватной современным вызовам модели
национального политического развития, в которой займут свое место и
политические партии, как проверенный временем институт, позволяющий упорядочить
политическую конкуренцию в целях создания общественного блага.
В
статьях 32 и 71 Конституции РФ положения об избирательных правах сформулированы
лишь в общей форме, вследствие чего они нуждаются в более детальном
конституционном регулировании. Для этого в Конституцию следует внести специальную
главу "Избирательная система" либо Федеральный закон "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" трансформировать официально в ФКЗ.
Правовые
коллизии мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, их последствия
негативно отражаются на состоянии законности и правопорядка. Они ущемляют права
и свободы граждан. Однако, как отмечают многие исследователи, коллизии не
всегда сугубо негативное явление, ведь они выступают как свидетельство естественных
противоречий, нормального развития и функционирования государства. Коллизии в
праве неизбежны, но это не значит, что не нужно с ними бороться, главная задача
законодателя – свести юридические коллизии к минимуму, используя при этом
исключительно легальные методы и средства. Это в свою очередь будет
способствовать повышению правовой культуры граждан, укреплению правопорядка, а
значит и построению правового государства в целом.
Бюрократическая
волокита в процессе документооборота при регистрации регионального отделения
партии может при определенных условиях стать причиной ликвидации уже созданной
политической партии. В связи с этим, целесообразно внести в п. 1 ст. 18 ФЗ «О
политических партиях» изменения, в соответствии с которыми для государственной
регистрации регионального отделения политической партии помимо заявления,
подписанного ее уполномоченными лицами, с указанием их фамилий, имен, отчеств,
адресов места жительства и контактных телефонов, будут прилагаться документ об
уплате государственной пошлины, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно
действующего руководящего органа регионального отделения политической партии,
по которому осуществляется связь с региональным отделением политической партии,
а также список членов регионального отделения политической партии. Предоставление копии
протокола конференции или общего собрания региональной партии политической
партии, заверенной уполномоченными представителями регионального отделения
политической партии, с указанием числа членов политической партии в ее
региональном офисе, а также расположение органов управления регионального
отделения политической партии, по нашему мнению, целесообразно проводить только
в случае получения этих данных по сравнению с состоянием на день регистрации
политической партии, что также должно быть отражено в законе.
Фрагмент текста работы:
1
Партия как общественное объединение 1.1
Понятие и классификация политических партий Слово «партия «произошло от латинского parties — часть. Ученые изучали его сущность и функции с
разных позиций. Это привело к появлению различных интерпретаций политических партий.
Процесс патогенеза в разных странах был напрямую связан с конкретными
факторами. С тех пор как первые организации начали формироваться в ходе буржуазных
европейских организаций. Например, английская буржуазная революция породила
целый спектр пред партийных группировок: кавалеры сторонников короля копателей,
выражающие интересы пред пролетарских и других[1].
Большое количество партий состоялось как политические партии двумя способами,
политическая наука классифицирует эти пути как внешние и как избирательные.
К первому способу
формирования политических партий. Первые два этапа связаны с предпосылками
возникновения политических партий, а в развитом — когда они приобретают
массовую форму. Первый вариант формирования партии включает те партии, которые
были сформированы внутри парламентской партии, сформированной на основе общих
идей. Когда эти партии начали формироваться, они отражали взгляды традиционных
элит. К такому типу партийной организации можно отнести Либеральное партнерство
по регистрации выборов, которое сформировалось в Англии, с развитием времени,
преобразованным в Либеральную партию Великобритании. пути формирования
политических партий.
Второй
тип партийного формирования включает те партии, которые возникли в связи с
требованиями социальных групп, которые не были представлены в парламенте своих
стран. Внепарламентский путь формирования включает в себя все социалистические,
коммунистические и националистические партии, которые были сформированы на
рубеже XIX-XX веков. Способы формирования политических партий определяются
конкретными факторами развития конкретного государства.
Э. Бёрк английский политический деятель, который первым дал теорию политической
партии в современном понимании. Под политической партией он имел в виду:
«объединение людей, чтобы способствовать совместному укреплению национальных
интересов, руководствуясь неким конкретным принципом, по которому они пришли к
общей идее». Он отметил, что «укрепление партий и борьба между ними
свидетельствует о слабости государства в целом». Другой английский ученый Т.
Гоббс дал негативную оценку сторонам, считая их дестабилизирующим фактором. По
его словам, стороны ведут к хаосу в государстве[2]. В. Хасбас охарактеризовал политическую
партию как союз людей, которые поставили перед собой цель завоевать власть,
чтобы воплотить свои планы в жизнь.
Некоторые партии открыто
заявляют о своей особой роли в руководстве обществом, считая себя
авангардистскими партиями, другие вполне удовлетворены ролью партий
парламентского типа, когда поддержка избирателей служит для каждой из них
главным критерием эффективности выбранный политический курс, реальный результат
его работы в массах. В политологии существует разделение партий на
«представительные», выражающие взгляды своих сторонников, и «мобилизующие»,
направленные на «переделку сознания
населения»[3].
Снижение напряженности
в межклассовых отношениях, например, в западных демократиях, достаточно высокий
уровень жизни в этих странах и другие обстоятельства привели к изменениям в
программах партий, в определенной степени объединивших социально-политические и
экономические цели. Большинство политических партий значительно расширили
состав социальных слоев, интересы которых они защищают. Позиции левых и правых
политических партий по ряду вопросов сошлись воедино[4].
Ни одно определение
политической партии не исчерпывает своего полного основного содержания.
Исследователи, выражая свое мнение о сущности политических партий, четко
связывают ее с изучаемыми реалиями и процессами, происходящими в конкретном
обществе. Следовательно, наряду с вполне реалистичными формулировками,
объясняющими основное содержание той или иной политической организации, есть и
такие, которые полностью отрицают ее существование[5].
Статья 30 Конституции РФ[6]
закрепляет право на объединение,
которое служит политической и правовой основой для формирования и деятельности
различных политических партий, профсоюзов, молодежных и детских общественных
объединений, различных некоммерческих организаций, благотворительных
организаций и другие. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ[7]
отражает общие концепции понимания
сущности партий и партийных систем. Предметом регулирования Федерального закона
являются общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением
гражданам Российской Федерации права на создание политических партий и
особенностях создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических
партий в Российской Федерации.
В связи с
этим может возникнуть необходимость принять определенные меры для расширения
прав различных политических партий, предоставления возможностей для их
образования, в том числе сокращения минимального количества партий.
Политические партии в России в настоящее время являются единственными
субъектами, реализующими волю избирателей в различных представительных
государственных органах. [1] Общая и прикладная политология: Учебное пособие
/ Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ; Изд-во “ТК Велби”,
2015. С. 41. [2]Берк Э. Проявление, политика, общество. М.,
2015. С. 24-25. [3] Острогорский М.Я. Демократия и политические
партии. М., 2016. С. 56-78. [4]Дюверже М. Политические партии / Пер.с франц.
М., 2014. С. 135. [5] Телков А.С. Политические партии и партийные
системы: направления институциональной трансформации. М., 2015. С. 145. [6] Конституция Российской Федерации (принята на
всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4
августа 2014 г. N 31 ст. 4398 [7] Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ
"О политических партиях" (с изменениями и дополнениями от 03.07.2018)
// Собрание законодательства Российской
Федерации от 16 июля 2001 г. N 29 ст. 2950