Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Политическая система общества

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение. 3

Глава 1.
Сущность, место и роль политики в обществе, ее виды и детерминанты   5

1.1. Сущность
и основные определения политики. 5

1.2. Место и
роль политики в обществе, ее виды и детерминанты.. 7

1.3.
Определение политической системы общества. 12

Глава 2.
Структурные элементы российской политической системы.. 14

2.1.
Политические и экономические отношения. 14

2.2.
Политические партии в современном обществе. 17

2.3.
Гражданское общество как политический феномен. 23

Заключение. 26

Библиографический
список. 28

  

Введение:

 

Введение

Актуальность темы. Политика
– сложное многоаспектное понятие. Как вид социальной деятельности по принятию
решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству,
соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния
политика осуществляется внутри любой общественной группы.

Роль политики как особой
сферы общественной жизни обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью,
всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на все
стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенностью, или
проникающей способностью, те возможностью безграничного проникновения и, как
следствие, способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями,
отношениями и сферами.

Значение политики
обусловлено функциями, которые она выполняет в обществе, и которые
характеризуют важнейшие направления ее воздействия на общество:

1. Обеспечение
целостности и стабильности общества как сложной социальной системы, интеграция
различных слоев населения

2. Управление
и регулирование социальными процессами;

3. Выражение
властно-значимых интересов всех групп и слоев общества.

В последние годы российское
общество притерпело значительные изменения, которые следует рассматривать в
контексте общемировых тенденций. Страна находится в кардинально новой
политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации.

Современная политическая
система России — сложнейший комплекс элементов, структур, норм, традиций,
образов национально-историческом, социально-психологической природы, В широком
значении — это целый мир, имеющий свою жизненную организацию, источники,
архитипы и будущее.

Сложившаяся система есть
одновременно и причудливое смешение противоположных идей, эпох, тенденций,
разновременных и разнохарактерных реформ и изменений, противоречиво
соседствующих друг с другом в одних и тех же актах и институтах и совокупный
эффект которых во многом придает ей своеобразный колорит и в то же время лишает
ее логической связанности и культурной концептуальности.

Предмет курсовой работы — отношения
между политической системой, государством и общественными объединениями в
теории российского государства и права.

Целью работы является
определение политической системы современного общества.

Для достижения цели были
поставлены следующие задачи:

¾ Охарактеризовать
определение политической системы общества;

¾ Описать
политические и экономические отношения;

¾ Проанализировать
политические партии в современном обществе.

¾ Охарактеризовать
гражданское общество как политический феномен. Курсовая работа состоит из введения,
где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в
ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

Политическая система
является одной из форм социального движения гражданского общества. Она
представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы
и занимает в ней центральное положение, обусловленное ведущей организационной и
регулятивно-контрольной ролью. Политическая система является, прежде всего,
системой управления, с помощью которой общество регулирует существующие в ней
подсистемы: социальную, экономическую, идеологическую, этическую, культурную.
Распределяет природные ресурсы и взаимодействует с внешнеполитическим
окружением.

Основой политической
системы является власть. Власть — это своего рода почва политики, ее
питательная среда. Причем речь идет не только о завоевании, но и об
использовании и сохранении власти, и не власти вообще, а власти
государственной. До тех пор, пока участники общественных отношений не выдвигают
притязаний на власть, они остаются вне сферы политической системы. Суммируя
вышеизложенное можно сформулировать определение политической системы, как
деятельности взаимосвязанных, взаимодействующих политических организаций
общества, основой, которой является стремление к завоеванию, удержанию и
использованию государственной власти.

Экономика и политика
являются двумя подсистемами единой общественной системы. По общему закону
системности они являются взаимосвязанными, и в то же время относительно
самостоятельными. Они относительно самостоятельные постольку, поскольку
подчиняются своим особым законам развития.

Взаимообусловленность
политики и экономики на уровне систем является предметом социологии. Для политики
важны, прежде всего, взаимоотношения субъектов политической и экономической
власти, а также между субъектами политической власти по поводу экономики.

Экономика и политика
различаются по сфере своего действия и по механизму осуществления. Политика
означает подчинение и принуждение людей к выполнению определенных законов,
предписаний, норм общественной и государственной жизни посредством
политического (государственного) авторитета и силы. Экономика же является
регулированием взаимоотношений между людьми по поводу производства, обмена и распределения,
материальных благ, в основе которого — собственность на средства производства. Субъектами
экономической власти есть владельцы, то есть отдельные лица или коллективы,
группы совладельцев, а также государство и другие политические или общественные
организации.

Таким образом, экономика
определяет политику, политика определяет экономику, но что более высокий
уровень развития экономики, тем слабее влияние политики. Наиболее глубокие
экономические процессы происходят независимо от политики. Наоборот, наиболее
глубокие политические изменения — прямое следствие экономики.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Сущность и основные определения политики

Политика — это одно из
основных явлений в системе других важных сфер жизни общества: экономической,
идеологической, правовой, культурной, религиозной. Политика обязана своим
возникновением произведения выдающегося мыслителя античного мира Аристотеля о
государстве, правление и властвования, которое называлось «Политика». Именно с
этого периода почти до конца XIX века политика традиционно трактовалась как
учение о государстве. И только при новой эре развитие политической мысли и
положений о государстве завершилось выделением целой системы наук о государстве
и их обособлением от политической науки [5].

Политика — это
организационная и регулятивно — контрольная сфера общества, главная системе
таких же сфер как экономической, идеологической, культурной, правовой,
религиозной [8]. Сам термин «политика» получил распространение под влиянием
трактата Аристотеля о государстве, правление и правительство, названного им
«Политика». До конца 19 в. политика традиционно рассматривалась, как учение о
государстве. В настоящее время, рассматривая понятие политики, необходимо
подчеркнуть, что это:

1) отношения,
включающие согласование, подчинение, господство, конфликты и борьбу между
классами, группами и людьми (внутренняя политика) и государствами (внешняя
политика). В основе такого понимания политики лежит представление об отношениях
людей, их взаимодействие, совместное решение ими их общих дел, которые
считаются делом государства; а также:

2) главный
фактор общественно-исторического процесса, который осуществляет две основные
функции:

a) общей
организационной основы общества,

b) конкретной
регулятивно — контрольной системы, которая направляет жизнь, деятельность,
отношения людей, общественных групп, классов, наций, народов и стран [2].

Несмотря на все
разнообразие подходов к определению сущности политики, имевшие место в истории
политологической мысли, их можно, обобщая, свести к двум основным. Это,
во-первых, понимание политики как столкновения и противоборства больших групп
людей, социальных общностей, стремление к господству одних над другими,
стремление иметь преимущество в осуществлении интересов.

Во-вторых, это попытки
видеть в политике средство согласования интересов различных социальных групп,
подчинения их совместном началу, достижению общезначимых целей. Каждая из этих
позиций, которые, казалось бы, исключают друг друга, не является ошибочной;
более того, сформировать полное, целостное представление о политике можно, лишь
приняв во внимание обе. Каким же образом это становится возможным?

Предположение о том, что
в политической жизни общества идет непрерывная борьба различных социальных
групп, слоев, родов, встречаем уже у Платона и Аристотеля. На противоборство
аристократии и народа обращал внимание Н. Макиавелли. Д. Вико видел в борьбе
патрициев и плебеев движущую силу общественного развития. Еще дальше в этом
направлении пошли французские историки Минье и Тьерри. Они первыми попытались
объяснить природу политики как социального явления исходя из понятия «классовый
интерес», усматривая источник общественного прогресса в борьбе классов [6].

Все разнообразное и
сложное политическую жизнь они сводили к общественному и политическому
господству определенных классов. Марксизм выяснял причины, источники, механизм
возникновения классов исходя из процесса материального производства.

Как считал Л. Гумплович,
движущей силой истории является борьба рас за существование. П. Кропоткин писал
по этому поводу: «Государство — нечто большее, чем организация администрации с
целью внедрения гармонии» в обществе, как это преподают в университетах [4].

 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы развития
политической системы общества. 5

1.1. История развития политической системы
общества. 5

1.2.
Сущность и функции политической системы общества. 8

1.3. Типология политических систем общества. 13

Глава 2. Особенности политической системы России. 16

2.1.
Анализ современной политической системы России. 16

2.2. Роль политических партий в политической
системе современного российского общества. 22

2.3. Пути совершенствования современной политической системы
России. 25

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 32

  

Введение:

 

В России политическая
система сегодня стабильная, но малоэффективная. Очевиден кризис
представительства: электоральное ядро политических движений стремительно
сужается, люди не видят различий между ними. Парламентские партии
воспринимаются как несамостоятельные и зависимые от исполнительной власти, а
непарламентские не имеют ни ресурсов, ни сторонников, ни мотивации. В итоге мы
наблюдаем дефицит политической конкурентности, кадровую нищету, нарушенный
принцип разделения власти. Собственно, угроза нестабильности и есть тот главный
фактор, который сегодня буквально вынуждает власть и общество поднимать вопросы
о редизайне политической системы.

Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие
в процессе развития политической системы общества.

Предметом исследования курсовой работы являются механизмы
функционирования и развития политической системы общества.

Целью курсовой работы является
системное и функциональное изучение политической системы общества..

Для достижения поставленной цели были
поставлены следующие задачи курсовой
работы:

— изучить
историю развития политической системы общества;

— раскрыть сущность и функции политической
системы общества;


рассмотреть типологию политических систем общества;

— провести
анализ современной политической системы России;


охарактеризовать роль политических партий в политической системе современного
российского общества;


определить пути совершенствования современной политической системы России.

Нормативную
и эмпирическую базу курсовой работы составляют правовые акты, содержащие положения Конституции
РФ[1];
нормативные правовые акты Российской Федерации, а также электронные ресурсы
удаленного доступа.

Методология
и методы курсовой работы. При исследовании
политической системы общества использовалась совокупность
общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и
частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный)
методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались
специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования
права, сравнительно-правовой метод.

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что в ходе исследования были
выявлены основные особенности политической системы общества.

Структурно курсовая работа
соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении курсовой
работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая основа и
значимость курсовой работы.

В первой главе курсовой
работы проведен анализ теоретических основ развития политической системы
общества.

Во второй главе курсовой
работы выявлены особенности политической системы России.

В заключении обобщены
результаты курсовой работы. [1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993
г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской
Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30
декабря 2008 г.
№ 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г.
№ 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г.
№ 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398;

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.

1. Развитие политической системы в России
совпадает по времени с рыночными преобразованиями экономики. Новая система
начала возникать в условиях резкого разрушения советской политической системы.
Время, которое прошло после распада СССР, оказалось действительно малым для
утверждения новой демократической политической системы. Политическая система
общества – это целостная, упорядоченная совокупность «государственных и
негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные
политические функции.

Политическая система содержит организацию
политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует
развитие политических процессов, которые включают институционализацию власти,
положение политической деятельности, степень политического творчества в
обществе и направление политического участия.

Современная политическая система России
положила своё начало 12 декабря 1993
г.

2. Сейчас политическая система общества имеет определяющее
теоретическое и практическое значение. В процессе ее исследования становится
заметным тот факт, что она содержит достаточно мощный механизм, который требует
понимания своей сущности при помощи научного толкования понятия, освещения
свойственных признаков, определения содержания структуры и ее осуществляемых
функций, поскольку от них зависит влияние на современную гражданскую жизнь.
Стремление политической системы к быстрому развитию предусматривает активную
работу на пользу и благо каждого человека, что будет способствовать охране
предоставленных Конституцией прав, утверждению демократических, моральных,
духовных, правовых, этичных и культурных основ дальнейшего социального и
политического развития. Усовершенствование политической системы означает прежде
всего уважение к закону и праву, а безукоризненное соблюдение правовых и
политических норм свидетельствует о практических шагах на пути к скорейшему
достижению поставленной цели.

3. История государства и права всех стран и народов
свидетельствует о преобладании политических систем моноструктурного типа с
тоталитарными политическими режимами, партийными государствами, идеологическими
правовыми системами и лишь изредка повествует о политических системах
полиструктурного типа с демократическими политическими режимами, правовыми
государствами, юридическими правовыми системами. Каждое политическое устройство
создается людьми, которые сами выбирают направление и способы действия.

4. Специфика российской политической системы, таким образом,
состоит в следующем: во-первых, в переходном характере политической системы
общества от социалистического типа к капиталистическому, т.е. появление и
функционирование новых политических институтов, во-вторых, в том, что в
соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью является достоинства и
благополучие граждан страны, в-третьих, в отклонении от доминирования в
политической системе современного российского общества одной официальной
идеологии и формирование принципа множества идеологий, в-четвертых, в том, что
политическая система современной России опирается на экономическую систему,
базирующейся на различных формах собственности.

5. В политической системе современного российского общества
политические партии играют значимую роль. Они становятся необходимым
структурным элементом демократического государства, поскольку регулируют
социально-политическую жизнь общества, «связывают» народ (гражданское общество)
и государство, вовлекают граждан в политическую деятельность, выражают интересы
граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, развивают
политическую культуру граждан, выдвигают кандидатов в законодательные органы
государства, готовят и выдвигают кадры для государственных и общественных
структур. Партии выполняют свои цели, при этом распространяют
свою деятельность на многие сферы общественной жизни, стимулируют внимание
граждан в политической жизни общества, влияют на развитие общественного мнения,
воспитывают в гражданах культуру, создают отношение между обществом и
государством, фигурируют в выборе органов власти и оказывают различную
поддержку в деятельности выборных органов власти, правительства, администрации
и т.д.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития политической системы
общества

1.1. История развития политической системы общества Политика – динамичное явление. Современное
состояние политической системы нашего государства формировалось с конца XX
века, но все еще продолжает свое развитие и становление, поэтому зачастую мы
можем встретиться с некоторыми переходными моментами, перешедшими в
современность из ранее господствующей советской системы.

Для большей наглядности следует сопоставить
основные характеристики политики СССР и РСФСР с политикой Российской Федерации.
В первой половине XX века политическая система СССР, а соответственно и РСФСР,
носила тоталитарный характер, после 1956 г. – авторитарный.

Статья 6 Конституции СССР 1977 года
закрепляла, что Коммунистическая партия является ядром политической системы
государства, следовательно, выделялся главный политический институт, стоящий
выше любого другого, – КПСС.

Однопартийность является одной из важнейших
черт политической системы СССР и РСФСР. Стоит отметить, что именно из нее
вытекают иные особенности рассматриваемой нами системы, обратимся к ним ниже.

Советская политическая система, которая
утвердилась после Октябрьской революции 1917 года, обладала множеством уникальных
черт, например[1]:

1. Достаточная закрытость от внешнего мира,
то есть практическое отсутствие влияния иностранных государств на внутреннее
положение дел Советского государства;

2. Действие в интересах господствующего
класса, а именно трудящихся, расслоение общества было приближено к нулю;

3. Полнейшее непринятие плюрализма,
концентрация власти исключительно в руках единой правящей партии;

4. Запрет аппозиционных взглядов;

5. Существование номенклатуры.

В доказательство обозначенной выше
динамичности политической системы в целом можно привести следующее явление. Она
закончила свое существование до развала СССР.

Первой предпосылкой для необходимости
проведения политических реформ стала демократизация Советского Союза,
начавшаяся в 1989 году после проведения выборов в Съезд народных депутатов
СССР. И уже в следующем году власти СССР законодательно закрепили новый для
страны пост Президента, место которого занял М. Горбачев. 609 Как и ранее,
РСФСР следовала за общесоюзными нововведениями.

Таким образом, впервые за всю историю России,
она обрела своего первого Президента – Б. Ельцина, избранного путем
всенародного голосования 12 июня 1991 года. Помимо создания института
президентства, в России начался период возрождения многопартийной системы. Были
созданы первые политические партии, такие как Демократическая партия России и
Социал-демократическая партия России. Также еще в 1990 году образованы партии,
существующие до наших дней – ЛДПР (под предводительством В. Жириновского) и
Яблоко во главе с Г. Явлинским. Это ознаменовало окончательный переход к
демократической многопартийности, однако финальным шагом в становлении России
на путь демократии стало принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря
1993 года путем всенародного голосования.

Политическую систему России можно
охарактеризовать, как «авторитарную демократию» или «режимную систему», для
которых характерны слабые места государства и незрелость гражданского общества.
Она имеет мало отличий от политических систем других стран: носит подобную структуру
в виде государственных, партийных и общественных организаций, реализует функции
политической системы. Но в практическом плане политическая система современной
России в значительной степени отличается как от политических систем других
стран, так и от политической системы СССР и РСФСР. [1] Мулюков И.М., Бадретдинова С.А. Особенности современной политической системы России // Colloquium-journal. —
2020. — № 8-3 (60). — С. 23-25.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы