Курсовая теория на тему Политическая конкуренция в РФ: современный опыт и перспективы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. Роль политической конкуренции в
современных теориях демократии. 5
1.1. Конкуренция как форма
упорядоченного политического конфликта 5
1.2. Политическая конкуренция в
плюралистической демократии. 8
2. Основные направления государственной
конкурентной политики: актуальные проблемы и решения. 21
2.1. Предупреждение монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции. 21
2.2. Государственный контроль
экономической концентрации. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ… 31
Введение:
Актуальность
исследования. Политическая конкуренция играет
фундаментальную роль в развитии демократических процессов. Без нее понятие
демократии становится выхолощенным, лишенным содержания, и остается лишь
ярлыком, которым могут прикрываться некоторые авторитарные режимы
современности.
Наличие или отсутствие
конкуренции является главной причиной прогресса – или его отсутствия –
практически в любой сфере жизнедеятельности общества. Этот вопрос тем самым
становится залогом успеха процессов модернизации, которые происходят с тем или
иным успехом во многих странах мира.
В России вопросы
политической конкуренции встали со времен перестройки. Формирование действенных
институтов государственного управления и политической системы в целом, которая
способствовала бы развитию конкуренции, стало важнейшей задачей успешной
реализации модернизационного проекта.
В отличие от традиционного
понимания политической демократии с ее попытками установить действенный контроль
над государственной властью на всех уровнях, концепции экономической демократии
уделялось гораздо меньше внимания. Сам термин экономическая демократия может
встретить непонимание относительно его содержания. В то же время, экономическая
демократия предполагает обеспечение конкуренции и прав человека на участие в
экономических отношениях.
Определение и утверждение
принципов экономической демократии предполагает реализацию на практике
концепции социального государства, и может представляться в качестве базового
условия распространения политической демократии, хотя в современной
политической экономии приоритет экономики не является безусловным, более того,
распространены концепции, обосновывающие зависимость экономической демократии
от демократизации политической системы[1]. В этой связи
представляется актуальным анализ критериев и параметров политической конкуренции,
в том числе сквозь призму экономического развития.
Современная Россия
следует демократическому пути развития. Этот выбор предопределяет актуальность изучения
политической конкуренции в условиях, сложившихся в стране к началу третьего
десятилетия XXI
века, анализа перспектив ее реализации.
Объект исследования – политическая конкуренция.
Предмет исследования – современный опыт и перспективы развития
политической конкуренции в Российской Федерации.
Цель работы – проанализировать
современный опыт и перспективы развития политической конкуренции в Российской
Федерации. К задачам исследования относятся следующие:
— рассмотреть конкуренцию
как форму упорядоченного политического конфликта;
— проанализировать особенности
политической конкуренции в плюралистической демократии;
—
охарактеризовать
предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
— выявить роль государственного
контроля экономической концентрации.
Методы
исследования. В работе были использованы методы сравнительного
анализа, классификации, анализа, обобщения, экспертной оценки, а также
исторический, логический и иные методы. [1] См.: Аджемоглу Д., Робинсон Дж. Почему одни
страны богатые, а другие бедные. – М.: АСТ, 2015. 704 с.
Заключение:
Политическая
конкуренция является характерной чертой современных политических систем с
демократическими институтами. Основной формой ее выражения является наличие
конкурентной борьбы между политическими партиями.
Демократия является
попыткой следования древнему принципу народовластия. В современном мире имеется
несколько наиболее распространенных форм демократии, из которых наиболее
приближенной к реализации принципа народовластия является плюралистическая
демократия, представляющая собой систему сдержек и противовесов в которой
конкурируют несколько политических элит, каждая из которых не в состоянии
единолично диктовать принятие тех или иных решений. В такой системе наиболее
полно реализуется принцип упорядоченной политической конкуренции.
Принципы конкуренции в
экономике служат необходимым дополнением демократической политической системы.
Для экономической демократии характерны различные формы более широкого участия
трудящихся в экономических процессах, прежде всего, за счет участия в
управлении и прав собственности на предприятия и другие объекты хозяйствования.
В России сформировалась республика
с сильными президентскими полномочиями как разновидность обычной
демократической республики. Россия, несмотря на сильную президентскую
составляющую, в большей степени соответствует президентско-парламентской
республике, и в этом плане сложившаяся политическая система приемлема для
реализации принципов политической конкуренции.
Принципы экономической
демократии нашли отражение в Основном законе России. В то же время, необходимо
отметить, что лишь законодательного утверждении принципов экономической
демократии в современных условиях уже недостаточно. Необходимы механизмы, на
практике гарантирующие возможности экономической вовлеченности граждан страны,
гарантии их прав и предоставления равных возможностей по их реализации.
Очевидно, что реализация
заложенных в Основном законе принципов экономической демократии напрямую
зависит от того, в каком направлении развивается политическая система страны и
все общественные отношения. Демократизация политических процессов создаст
больше возможности для внедрения принципов экономической демократии, в то время
как усиление авторитарных тенденций в политической жизни, характеризуемая
сменяемостью власти и концентрацией полномочий, служит препятствием для
развития экономической демократии и может развернуть ее вспять.
В настоящее время
государство осуществляет контроль за соблюдением принципов конкуренции в
экономике посредством создания и наделения специальными полномочиями
специализированных органов, прежде всего, Федеральной антимонопольной службы.
Фрагмент текста работы:
1. Роль политической конкуренции в современных теориях
демократии 1.1. Конкуренция как форма упорядоченного политического
конфликта В самом общем виде конфликт определяют как
столкновение интересов. В свою очередь, «политический
конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов,
обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и
взглядов»[1].
Стороны конфликта выступают в роли конкурентов,
которые борются за те или блага, в политической сфере выражающиеся в терминах
властных отношений.
Конфликт обычно начинается в скрытой, или
латентной форме. На этой стадии происходит формирование противоречий между
сторонами и постепенное их нарастание. Затем стороны конфликта осознают
существующие противоречия, обозначают свои позиции и наступает стадия открытого
конфликта. На этом этапе может происходить эскалация конфликта, когда стороны
пытаются добиться своей цели усилением разных форм давления друг на друга, или
же участники конфликта могут попытаться урегулировать его посредством
переговоров, достигнув компромиссного решения[2].
Переход к стадии открытого конфликта сопровождается кризисом. Выделяют
следующие типы кризисов[3].
Во-первых, кризис легитимности, который происходит вследствие масштабного
расхождения представлений правительства и граждан о формах и методах
политического управления. [1] Василик М.А. Политология. Москва, издательство
Гардарики, 2006 г. С.
86. [2] The Handbook of Conflict Resolution: Theory
and Practice. Edited by M. Deutsch, P. Coleman, E. Marcus. Jossey-Bass 2 edition, 2006.P.
44-48. [3] The
Handbook of Conflict Resolution. Edited by J.Bercovitch, V. Kremenyuk and
W.Zartman.SAGE Publications, 2005.367 p.