Курсовая теория Юриспруденция Правоохранительные и судебные органы

Курсовая теория на тему Полиция в Российской Федерации: задачи, структура и полномочия.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Понятие
полиции и правовое обеспечение ее деятельности. 6

1.1.   Понятие полиции. 6

1.2. Система
и структура МВД России. 9

2.
Характеристика основных направлений деятельности полиции. 12

2.1. 
Защита жизни, здоровья, прав и свобод человека. 12

2.2. Охрана общественного порядка и
обеспечение общественной безопасности в деятельности полиции. 17

Заключение. 21

Список
использованной литературы.. 23

 



  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена особым статусом полиции, которая
является
исполнительно-распорядительным органом государственной
власти, реализующим комплекс задач, предусмотренных законодательством РФ.
Полиция осуществляет самые разнообразные функции, связанные с обеспечением
правопорядка. В процессе этой деятельности порой решаются весьма специфические
задачи, в том числе связанные с охраной и защитой прав и свобод человека и
гражданина.
Осуществляя свою правоохранительную
деятельность, сотрудники полиции реализуют нормы законодательства различной
отраслевой принадлежности[1]. Такой
подход в полной мере согласуется с предписаниями Федерального закона от
07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»[2] (далее —
Закон о полиции).

Проблематика данного исследования обусловлена изменениями, произошедшими на законодательном уровне, которые затронули сферу
компетенции органов внутренних дел. Согласно
Указу Президента РФ от
21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних
дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе
Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской
Федерации»[3], «Министерство внутренних
дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также
правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору)
в сфере внутренних дел».

Полиция является
составной частью единой централизованной системы федерального органа
исполнительной власти в сфере внутренних дел. Деятельность полиции в части ее
направлений подверглась изменениям в связи с последовательным проведением
реформ правоохранительной деятельности. В настоящее время к
административно-надзорной деятельности полиции отнесены, (помимо раннее
установленной надзорной компетенции) «контроль за деятельностью народных
дружин; контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и
их прекурсоров; федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;
контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест
лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным
законом запретов и ограничений».

Таким
образом, на основе представленной актуальности можно более конкретно
сформулировать его объект, предмет, общую цель и задачи, которые необходимо
решить для ее достижения.

Объектом данного
исследования
выступают урегулированные
административно — правовыми нормами общественные отношения, возникающие в процессе реализации полицией
законодательно определенных функций.

Предметом
исследования
выступают
нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и деятельность полиции
в Российской Федерации.

Целью данного исследования является комплексный анализ вопросов
административно – процессуальной деятельности полиции России по защите жизни,
здоровья, прав и свобод человека, охраны общественного порядка и обеспечения
общественной безопасности.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:



[1] Волошко А.И. Нормативно-правовое
регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере охраны прав личности
с учетом норм международного права // Проблемы развития правоохранительных
органов. М., 1994. С. 151.

[2] Федеральный закон от 07.02.2011 №
3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. №
7. Ст. 900.

[3] Указ Президента РФ от 21.12.2016 №
699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской
Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних
дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ. 26.12.2016. № 52 (Часть V). Ст. 7614.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках проведенного исследования представляется необходимым
акцентировать внимание на следующих основных теоретических выводах.

1.               
В настоящее время в теории
административного права не существует единой позиции относительно правовой
природы рассматриваемой правоохранительной структуры. Разнообразие в
теоретических формулировках понятия полиции обусловлено отсутствием его
легального определения. 

2.               
Перед
органами полиции поставлено большое количество задач. Ее система
непосредственно построена в строгой иерархии организационно-функциональных
элементов, представленные подразделениями, организациями, службами, которая
определяется Президентом РФ, согласно ст. 4 ФЗ «О полиции». Поэтому именно
многообразность задач, поставленных перед органами полиции, обуславливает
разнообразие источников регулирования ее деятельности.
Правовая регламентация деятельности полиции представлена основным
законом «О полиции», а также обширнейшим массивом других законодательных и
подзаконных актов, приказов, инструкций, регламентов и т.д.
Можно говорить о целой системе нормативных правовых актов, так или иначе
регламентирующих направления деятельности полиции, вопросы ее организационной
структуры и компетенции.

3.               
В настоящее время ключевой задачей
российской полиции является защита и охрана прав и свобод граждан. Иные задачи
хоть и имеют по форме другой предмет реализации, однако так или иначе связаны с
обеспечением прав и свобод граждан в сфере внутренних дел. В настоящее время
полиция реализует административное законодательство по целому ряду направлений,
в связи с чем использует для решения поставленных перед ней задач различные
формы и методы.

4.               
Содержание организации работы полицейских
аппаратов и подразделений, которые обеспечивают охраны общественного порядка
охватывает следующие направления деятельности: — анализ и оценку оперативной
обстановки (информационно-аналитическая работа); — планирование работ и
принятие иных (помимо планов) управленческих решений; — доведение
управленческого решения до исполнителя, организационное, материальное и
техническое обеспечение исполнительской деятельности; — организацию
взаимодействия между подразделениями, которые обеспечивают ООП, а также с иными
службами ОВД; — взаимодействие подразделений полиции с органами государства и
общественными объединениями, которые участвуют в охране общественного порядка;
внедрение передового опыта; — контроль и проверку исполнения; — работу с
кадрами; — учет и отчетность, оценку эффективности и качества проделанной
работы.

 



 

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие полиции и правовое обеспечение ее деятельности

 

1.1.        
Понятие полиции

 

Нормы Федерального закона «О полиции» не содержат четко
сформулированного понятия полиции и ограничены категорией «полиция предназначена».
Вместе с тем они определяют ее предназначение, основные направления
деятельности и место в централизованной системе федерального органа
исполнительной власти в сфере внутренних дел. Так, ст. 1. ФЗ «О полиции»
регламентирует предназначение полиции: «Полиция предназначена для защиты жизни,
здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства
(далее также – граждане; лица), для противодействия преступности, охраны
общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной
безопасности». Слово «полиция» происходит от греческого «
politeia» (polis – город),
именно так Аристотель называл городское, а в то время представление о
государственности было связано исключительно с городом, и в целом
государственное управление. Основной смысл усилий государственной власти
сводился тогда к обеспечению внешней безопасности.

В ст. 4. Закона «О полиции» определено, что полиция является
составной частью единой централизованной системы федерального органа
исполнительной власти в сфере внутренних дел. Исходя из обозначенных
определений, в указанных нормах можно констатировать, что полиция – «составная
часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти
в сфере внутренних дел, предназначенная для защиты жизни, здоровья, прав и
свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для
противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для
обеспечения общественной безопасности». Отказ законодателя от четкого
определения правовой природы данной правоохранительной структуры породил новую
дискуссию. В частности, А.Б. Борисов, критикуя Закон о полиции, считает, что
«законодатель в наиболее общей форме определяет назначение полиции, не давая
при этом определения полиции как таковой». Далее А.Б. Борисов утверждает
следующее: «совершенно очевидно, что полиция представляет собой орган
исполнительной власти»[1].
Однако то, что очевидно для данного автора, вряд ли очевидно для большинства
ученых, специализирующихся в административном праве. А.Б. Борисов предпринял
попытку сформулировать легальное определение понятия «полиция». Полиция, пишет
А.Б. Борисов, «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации,
иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны
общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности».

Приведенное определение полиции неприемлемо по следующим
основаниям.

Во-первых, полиция в нарушение Закона о полиции рассматривается в
качестве органа исполнительной власти.

Во-вторых, полиции предлагается придать статус не просто органа
исполнительной власти, а федерального органа исполнительной власти. Такой
подход представляется ошибочным. В ходе подготовки и обсуждения законопроекта о
полиции высказывались мнения о целесообразности подразделения полиции на
федеральную и местную.

Профессор И.В. Гончаров за несколько лет до принятия Закона о
полиции ставил вопрос о возможности формирования в России самостоятельного
федерального органа исполнительной власти — Федеральной службы полиции — в
целях создания четко структурированной по вертикали системы полиции. Эти идеи
были отвергнуты законодателем, что, безусловно, заслуживает поддержки.

В-третьих, давая определение понятия «полиция», А.Б. Борисов
наделяет полицию «функциями по выработке и реализации государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты жизни, здоровья, прав и
свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства,
противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и
обеспечения общественной безопасности»[2].
Возложение на полицию указанных функций, на наш взгляд, неприемлемо по
следующим соображениям.

В рамках административной реформы функции между тремя видами
федеральных органов исполнительной власти (федеральными министерствами,
федеральными службами и федеральными агентствами) были разделены. В
соответствии с п. 3 Указа Президента РФ № 314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти»[3]
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сферах деятельности, установленных актами Президента РФ и
Правительства РФ, возложены на федеральные министерства. С учетом сказанного
функции, которые А.Б. Борисов предлагает возложить на полицию, могут быть
только функциями Министерства внутренних дел РФ, в ведении которого находится
полиция. С учетом обозначенной природы полиции можно было бы предложить
следующее определение понятия «полиция». Полиция
«это государственный орган,
призванный защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан Российской
Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, интересы общества и
государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенный
правом применения мер государственного принуждения в пределах, установленных
федеральным законодательством»[4].
Как представляется, законодателю в Законе о полиции следовало бы четко
определить природу полиции и закрепить понятие полиции. В противном же случае
дискуссия по поводу правовой природы данной правоохранительной структуры, ее
определения будет продолжаться постоянно. Правоведы Шевченко С. В. и Юрицин А.
Е. предлагают на законодательном уровне ввести следующее определение полиции:
«Полиция – система вооруженных специализированных правоохранительных органов, являющаяся
составной частью единой централизованной системы федерального органа
исполнительной власти в сфере внутренних де, призванная защищать жизнь и
здоровье человека, его права и свободы, собственность, интересы общества и
государства от преступных и иных противоправных посягательств»[5].

Таким образом, в настоящее время в теории административного права
не существует единой позиции относительно правовой природы рассматриваемой
правоохранительной структуры. Разнообразие в теоретических формулировках понятия
полиции обусловлено отсутствием его легального определения.



[1] Борисов А.Б.
Комментарий к закону Российской Федерации «О полиции» № 3-ФЗ (постатейный) с
практическими разъяснениями официальных органов и постатейными материалами. М.,
2011. С. 23.

[2] Борисов А.Б.
Указ. соч. С. 24.

[3] Указ Президента
РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.04.2020) «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст.
945.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы