Курсовая теория на тему Полемика отцов Церкви второго века против гностиков: богословие и экзегеза
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА I.
ВТОРОЙ ВЕК ХРИСТИАНСКОЙ ЭРЫ КАК ВОСХОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА К СРЕДНЕВЕКОВЫМ
ТЕНДЕНЦИЯМ.. 7
1.1 Отцы Церкви второго века – ревнители церковного
авторитета. 7
1.2 Гностицизм как альтернатива христианству: расцвет и
разновидности гностических систем во втором веке. 12
1.3. От экзегезы к систематическому богословию:
герменевтический круг как историческая модель богословия. 16
ГЛАВА II.
ПОЛЕМИЧЕСКИЕ АТРИБУТЫ ПРОТИВОПОЛОЖЕНИЯ ГНОСТИЦИЗМА ОРТОДОКСАЛЬНОМУ.. 22
2.1 Полемические аргументы отцов Церкви (Ириней Лионский,
святитель Феофил, Климент Александрийский). 22
2.2 Решающий этап формирования методик христианской
экзегезы: полемика Валентина с христианскими богословами и апологетами. 25
2.3 Гностицизм в противоположении ортодоксальному
христианству как вечная патрологическая тема. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
Введение:
В древнехристианской истории
отрезок времени с конца I
по
конец II
века
характеризуется как протодогматический период ранней патристики (патристика получает институциональное оформление в первых теологических
школах – Александрийской, возникшей в 180 г. н.э., и Антиохийской, завершившей свою
институционализацию к концу III века).
В
обозначенном хронологическом контексте сущностной чертой II века
является господство полемических настроений –
именно в это время на историко-мировоззренческой карте мира обозначаются два главных
идеологических противника – христианство и гностицизм.
Патрология, имея богатейшую историю, и, соответственно, источниковую/текстологическую
базу, и по сию пору «осваивает» широкие компаративистские
перспективы, вызванные к жизни полемикой святых Отцов II века и гностиков этого века,
самыми влиятельными среди которых были Маркион, Василид, Валентин. Святые отцы Церкви
— Иреней Лионский, святитель Феофил, Климент Александрийский, посредством полемики
с гностиками — валентиновцами совершили решающий шаг в формировании методик христианской
экзегезы [22, с.15].
Деятельность апостольских
Отцов II века, обусловливаемая представлениями Нового Завета, и апологетов, отстаивающих логоцентризм
античного стоицизма, заложила фундаментальную основу построения христианской теории.
Христианское теоретизирование получало оформление посредством экзегетики текстов
Священного писания на основе принципа «Писание есть источник истины в последней
инстанции», и при помощи религиозной герменевтики, основывающейся на аллегорических
методиках, получивших распространение в ранней античности. На осмысление главных
(парадигмальных) установок греческой философии была направлена метафизическая экзегеза,
в структурах которой получили оформление отрицательный и положительный типы богословия,
олицетворяющие, соответственно, апофатическую и катафатическую теологию.
Конец II века ознаменован началом освобождения от гностического
влияния, это время характеризуется как начало построений теологических систем универсального
свойства. В этот период времени аллегорический метод толкования
текстов Священного Писания получает статус герменевтической нормы.
Актуальность темы исследования обусловлена социально-историческими реалиями.
Сегодня, в условиях специфичности социокультурного бытия — секуляризированного либо
постсекулярного окружения, сложной полиэтнической и поликонфессиональной структуры
современных обществ, а также набирающих ход процессов глобализации, необходимы действенные
усилия по сохранению у россиян глубинной (религиозной) идентичности, в общекультурной/сущностной
своей основе являющейся христианской.
Степень изученности проблемы. Исследования
гностицизма в аспекте полемики с отцами Церкви II века – это огромный массив теоретических исследований.
Обозначим фундаментальные исследования этого вопроса – это работы В.В.
Болотова, В.Ф. Иваницкого, архиеп. свщмч. Иллариона
(Троицкого), П.А. Милославского, М.Д. Муретова, В.В.
Плотникова, М.Э. Поснова, Н.И. Сагарды, С.Н. Трубецкого, И.С. Свенцицкой, А.Л. Хосроева,
А.Б. Ранович, Р.В. Светлова, М.К. Трофимовой. К числу виднейших западных исследователей
гностицизма относятся Г. Ионас, У. Бьянки, В. Буссет, И. Вейсс, Р.
Грант, Р.
Рейценштейнр, М. Смит. Из современных отечественных исследователей данной тематики
следует выделить работы Афонасина Е.В., который, в частности, отмечает, что «зарубежная библиография
по истории гностицизма практически необозрима» [4, с.3].
Цель исследования – аналитическое обозначение
богословско-экзегетической сути полемизирования Отцов Церкви II века
с гностиками этого времени.
Заключение:
Аналитическое
изучение темы настоящей работы позволяет сделать следующие резюмирующие выводы.
Для
внутренней жизни христианской Церкви с I по
III века
гностицизм являет собой выдающееся явление. Гностицизм представляет собой не просто
христианскую ересь, он есть целое, сложное движение тогдашнего мира; сущностно гностицизм
есть явление религиозного характера, выразившее собой «самую сокровенную думу всего
языческого мира последних столетий пред рождеством Христовым – как избавить человека
от бедствий его земной жизни и спасти его» [14]. Таким образом, можно констатировать
актуальность, своевременность появления гностических учений на историко-мировоззренческой
карте Древнего мира.
II век стал важнейшим этапом
в развитии Церкви во многом благодаря полемике ортодоксального богословия с гностическими
учениями, представители которых претендовали на получение для своих взглядов статуса
«подлинного христианства». Принимая во внимание деятельность гностика Валентина
и школы валентианцев, в полемике с которыми, по сути, и формировалась христианская
доктрина, можно постулировать – гностицизм II века
являл собой подлинную альтернативу христианству.
Церковь
во II веке
сосредотачивала свои усилия на сохранности книг Нового Завета, руководствуясь принципом
— несомненной подлинностью обладает то, что сохранено в Церкви издревле. Церковь
как мистическое тело Христово, она есть земной рай, и только в ней возможно неподдельное
соблюдение Писаний, т.е. без искажений и прибавления/убавления. Закономерно поэтому,
что Отцы Церкви II века противились гностическому — аллегорическому толкованию текстов
Священного Писания.
Принципиальной
чертой гносиса является принципиальный отказ от выделения какой-либо школы в качестве
основополагающей (ортодоксальной), что позволяет характеризовать гностицизм как
своеобразный античный постмодернизм, в котором нет общезначимых критериев, позволяющих
измерять «правильность» и «праведность» [23, с. 77].
Можно
сказать, что принцип параллельной множественности смыслов, обозначенный богословской
и гностической экзегетикой, явился концептуализованной попыткой воспринимать Библейский
текст глазами Бога. Выражаясь радикальнее: вся символико-аллегорическая картина
мира II
века
как протодогматического периода ранней патристики была определена этим стремлением.
Зарождение
богословия благодаря деятельности александрийских экзегетов – Климента, Оригена,
происходило при помощи углублённого понимания, свойственного сущности символическо-аллегорической
герменевтики, присущей поздней античности и послужившей ключевым эпистемологическим
методом для средневековой культуры [22, с.15].
Компаративистские
перспективы, вызванные к жизни полемикой святых Отцов
и гностиков II века можно рассматривать как выражение
компаративного религиоведения, согласующегося с принципами
феноменологии религии. Для современной феноменологии религии отказ от сравнения
неприемлем: отказаться от сравнения — значит отказаться, как от религиозного плюрализма,
так и от межрелигиозного диалога, особо ценимых в современном мире [18, с.
253-254].
На
сегодняшний день патрологическая проблематика, связанная с генезисом гностических
идей, происхождением гностических сект, а также их взаимоотношений с церковным христианством/иудаизмом/различными
языческими культами, не имеет окончательных (однозначных) ответов и решений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ВТОРОЙ ВЕК ХРИСТИАНСКОЙ ЭРЫ КАК ВОСХОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
К СРЕДНЕВЕКОВЫМ ТЕНДЕНЦИЯМ 1.1 Отцы Церкви второго века – ревнители церковного авторитета. Следует обозначить социально-исторические характеристики, обусловившие складывание
авторитета Церкви во II веке.
1. Быстрый рост числа приверженцев христианства, обусловленный демонстрацией
христианами правоты своего учения собственной жизнью, а также любовью к ближнему,
включая практическое применение любви – помощь обездоленным, похороны людей бедных,
гостеприимство etc.
2. Укрепление церковной организации с обозначением основных центров церковной
жизни – Рим, Александрия, Антиохия, Эфес, Кесария, а также складывание церковной
иерархии с появлением института епископата.
3. Формирование основных понятий христианского вероучения, основанных на Священном
Писании и Священном Предании с определением четырёх канонических Евангелий, а также
появление первых сборников книг Нового Завета. Древнейшим собранием книг Нового
Завета, дошедших до нашего времени, является Синайский кодекс IV века, в который была также частично включена книга Герма «Пастырь», одна из
центральных тем этого сочинения – строительство единой Церкви [21, с.133].
Следует отметить, что началом «Строматов» — главного сочинения
Климента Александрийского, послужила цитата из «Пастыря».
4. Складывание канонических практик богослужения: пение псалмов, чтение отрывков
из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, проповедь, общую молитву, лобзание
мира, приношение хлеба и вина, молитву над ними и освящение их, причащение и благодарение.
5. Оформление и распространение таинства крещения.
6. Обозначение и закрепление постных дней в неделе/году, а также годовых праздников
– Пасхи и Пятидесятницы. 7. Дух мира и взаимной любви сопровождал совещания Церквей различных стран между
собой, а степень уважения епископов зависела не от места их служения, а только лишь
от их личностных качеств/достоинств.
Христианская Церковь II века в лице своих великих
представителей – отцов Церкви — вела напряжённую борьбу с еретическим
учением – гностицизмом, результатом борьбы явилось зарождение богословия (теологии)
[24].
Свщм. Ириней Лионский (ок. 140–202 гг.) осуществляет первые толкования Евангелий, утверждая, что «столпом
и утверждением Церкви» служат четыре новозаветных Евангелия, написанные учениками
Господа [2, с.19; 20, с.155]. Исповедание веры, составленное Иринеем Лионским, послужило
основой Символа Веры, который был принят на Первом Вселенском соборе: «Во единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего
небо и землю и все, что в них, и во единого Иисуса, Сына Божьего, воплотившегося
нашего ради спасения. И в Духа Святого, возвестившего чрез пророков события и предначертания:
девственное рождение, страсти и воскресение из мертвых и вознесение на небеса с
плотию возлюбленного Христа Иисуса Господа нашего, и Его пришествие, когда Он явится
с небес одесную отца, чтобы все восстановить и воскресить».
Святитель Феофил, шестой епископ Антиохии (169-182
гг.), в своём главном сочинении «Три книги к Автолику», изложил основы православной
веры. Феофил является основоположником «опытного богословия». Суть богословия, по
его мнению, заключается не в разумности и рассуждениях, а в духовной подготовке.
Феофил первым употребляет понятие «Троица» (Триас — Триада) в следующем контексте:
«Подобным образом те три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы,
Бога и Его Слова и Его Премудрости».
Климент Александрийский (150-213 гг.) был учеником и продолжателем
дела Пантена – своего учителя из Александрийского училища. Евсевий Памфил характеризует
Пантена следующим образом: «человек, известный своей образованностью <…> Он,
по рассказам, проявил такое горячее рвение к слову Божию, что явился смелым проповедником
Христова Евангелия у язычников на Востоке и доходил даже до земли индийцев… и, говорят,
нашел у местных жителей, познавших Христа, принесенное к ним еще до его прибытия
Евангелие от Матфея… Пантен многое улучшил в Александрийском училище; он руководил
им до смерти, поясняя и письменно, и в живой беседе сокровища Божественных догматов» [7].
Три главных труда, написанных Климентом
Александрийским, сегодня представляют собой учебники Закона Божия, это: «Протрептик»
(«Обращение»), «Педагог» и «Строматы» («Смесь»). В них Климент поступательно разъясняет
преимущества христианства по сравнению с язычеством («Обращение»), предлагает общие
понятия, связанные с христианской верой, важные для новообращённых