Курсовая теория Гуманитарные науки История русской литературы

Курсовая теория на тему «Поэтика и теория русского имажинизма.»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Раздел 1. Теоретическое понятие русского имажинизма. 5

1.1 Имажинизм как литературное направление 5

1.2 Имажинизм в контексте европейских и отечественных авангардистских течений начала ХХ века 9

Раздел 2. Поэтика и теория русского имажинизма на примере творчества Есенина 19

2.1 Есенин как представитель имажинизма 19

2.2 Имажинизм в пейзажной лирике Есенина 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

  

Введение:

 

Имажизм (в переводе с французского и английского — образ) — литературно-художественное направление, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературных практик футуризма.

Основными характеристиками имажизма являются:

-примат «образа как такового»; образ — наиболее общая категория, заменяющая оценочное художественное понятие,

— поэтическое творчество — это процесс, в котором язык развивается через метафору,

— прилагательное — это совокупность метафор, сравнений и сопоставлений объекта,

— поэтическое содержание — это развитие образа и прилагательного как самого примитивного образа,

— Текст с определенным связным содержанием нельзя назвать поэзией, так как он имеет скорее идеологическую функцию; поэма должна быть «каталогом образов», который читается одинаково от начала до конца.

Актуальность. Имажизм был последней нашумевшей школой русской поэзии в двадцатом веке. Это движение возникло через два года после революции, но по всему своему содержанию оно не имело ничего общего с революцией.

20 января 1919 года в Московском отделении Общества русских поэтов состоялся первый вечер «Фантастов». На следующий день была опубликована первая декларация (журнал «Сирена», Воронеж, 1919, №4/5, 30 января), в которой провозглашались творческие принципы имажизма. Его подписали поэты С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф и В. Шершеневич и художники Б. Эрдман и Г. Якулов, которые называли себя «передовым отрядом имажинистов». Так родился русский имажист, у которого с английским предшественником было только название.

Этот термин был заимствован из имажизма, который был англоязычной авангардной поэтической школой. Впервые это слово вошло в сознание русских читателей в 1915 году, когда З. Венгерова опубликовала статью о лондонской поэтической группе Imagists, которую возглавляли Эзра Паунд и Уиндем Льюис.

Одним из организаторов и признанным идейным лидером имажинистов в России был В. Шершеневич. Он известен как теоретик и пропагандист фантастицизма и как резкий критик и ниспровергатель футуризма, но начинал он именно как футурист. Общество состояло из поэтов, которые были очень разнообразны и неоднородны. Например, критики неоднократно отмечали, что поэзия Ивнева не в полной мере отвечает требованиям беллетристической теории. Однако коллеги по клубу высоко ценили поэзию Ивнева и считали его своим человеком.

Творческие разногласия фантастов привели к разделению на правое крыло (Есенин, Ивнев, Кусиков, Грузинов, Ройзман) и левое (Шершеневич, Мариенгоф, Н. Эрдман), с противоположными взглядами на задачи поэзии, ее содержание, форму и образ. В 1924 году С. Есенин опубликовал в газете («Правда», 31 августа) письмо, в котором объявил о своем выходе из группы фантастов. С уходом Есенина перестал существовать и официальный орган фантастов — «Гостиница для путешественников в прекрасном».

Цель работы – рассмотреть поэтику и теорию русского имажинизма.

Предмет работы – школа русской поэзии – имажинизм.

Объект работы – русский имажинизм.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть имажинизм как литературное направление.

2) Рассмотреть имажинизм на примере нескольких русских поэтов.

3) Сделать выводы.

Работа состоит из введения, 2 разделов с параграфами, заключение и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Русская литература двадцатого века ознаменовалась появлением множества литературных течений и подъемом фантастики. В творчестве Есенина русский пейзаж запечатлен полнее, чем у Есенина, настоящего русского поэта. Глубокое знание Есениным русской сельской жизни помогло ему стать популярным поэтом.

О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском быте, он вынужден был возвращаться к теме Отечества. Для него родина была чем-то светлым, и писать о ней было смыслом всей его жизни. Представления, сравнения и метафоры в поэзии Есенина существуют не сами по себе, а призваны лучше выразить эмоции поэта и донести их до читателя.

В ходе исследования были достигнуты вышеуказанные цели и проведена обработка работы. Рассматривается иманизм как литературное течение, а также кружок Есенина, который прослеживает принципы иманизма в создании русских пейзажей.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретическое понятие русского имажинизма.

1.1 Имажинизм как литературное направление

Имажизм (от французского и английского image — образ) — литературное и художественное течение, возникшее в России после революции, основанное на литературной практике футуризма. Имажизм был последней известной школой русской поэзии в 20 веке. Это направление было создано через два года после революции, но по своей основной направленности оно не имело ничего общего с революцией. 29 января 1919 года в штаб-квартире Всероссийского общества поэтов в Москве состоялся первый вечер поэзии имажинистов. На следующий день была опубликована первая декларация, объясняющая творческие принципы нового движения. Его подписали поэты С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгов и В. Арьевича, А. В. Марьинова, А. В. Врайнина, А. М. Р. Венина, А. Серсеневича и художников В. Мавинов и В. М. М. Ширнович. Эрдман и Э. Якулов, претенциозно называвшие себя «передовиками фантастики». Якулов. Так родился русский имажизм, единственное название которого было общим с его английским предшественником. Среди ученых и литературных критиков до сих пор идут споры о том, следует ли ставить имажизм на один уровень с символизмом, акмеизмом и футуризмом, и стоит ли рассматривать творческие достижения этой поэтической группы как «интересное явление в постсимволистской литературе и определенную фазу развития», или правильнее было бы рассматривать это явление как одно из многочисленных движений и объединений 1920-х годов, которые, хотя и развивались в общем духе гвардейского авангарда, не смогли открыть радикально новые пути развития поэзии и в итоге остались лишь потомками футуризма [1, c. 176].

Как символизм и футуризм, имажизм зародился на Западе и был перенесен оттуда на русскую почву Сергеевичем. И, как символизм и футуризм, он значительно отличается от имажизма западных поэтов.

Термин заимствован из новаторской школы имажизма в английской поэзии и стал известен русским читателям в 1915 году благодаря статье 3 Венгеровой, которая описала поэтическую группу лондонских имажинистов, возглавляемую Эзрой Паундом и Уиндемом Льюисом. Однако русских имажинистов нельзя назвать преемниками имажинистов. Хотя теоретическая позиция английских поэтов во многом соответствовала творческим устремлениям Сергеевича («Мы не футуристы, — писал Паунд, — в поэзии мы «имажинисты». Наша задача — сосредоточиться на образах, которые являются первичными элементами поэзии…»), но сами представители имажизма никогда не называли лондонских имажистов своими предшественниками-имажистами; теория поэзии имажистов провозглашала, что «образ как таковой» является первичным принципом поэзии. Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с конкретным значением — основа имажизма. В декларации имажисты заявляют, что «единственный закон искусства, единственный и непревзойденный метод — раскрытие жизни через образ и ритм образов». Изображение, и только изображение, является орудием производства художника.

Это образ, который спасает произведение искусства от тьмы времени, как нафталин, переполняющий произведение искусства. Образ — это броня линии. Это броня живописи. Это артиллерийское орудие. Все содержание произведения искусства так же глупо и бессмысленно, как газетные наклейки на картинах». Теоретическое обоснование этого принципа фантасты свели к аналогии между поэтическим творчеством и процессом развития языка через метафору.

В принципе, нет ничего особенно нового ни в их технике, ни в их «объективах». Имажизм» как прием художественного творчества широко использовался не только в футуризме, но и в символизме. Новым было то, что имажисты выдвинули образ на первый план и свели к нему все в поэзии — и содержание, и форму.

Особенностью развития русской поэзии в первые десятилетия XX века было то, что рождение каждого литературного направления было отмечено непримиримой борьбой и соперничеством с предшественниками. Если начало 1910-х годов характеризовалось «трансценденцией символизма» ахмистов и футуристов, то к концу десятилетия конечной целью зарождающегося имажизма стала «трансценденция футуризма», с которым он во многом солидаризировался. Возможно, более раннее участие некоторых имажистов в футуристическом движении заставило их напасть на своих бывших товарищей в первом имажистском манифесте». Младенец, десятилетний огурчик, мертв (родился в 1909 — умер в 1919) — Футуризм мертв». Давайте дружно крикнем: футуризм и смерть футуризма!» [2, c. 87].

Теоретическое и поэтическое творчество С. Есенина, одного из основных членов группы, оказало большое влияние на развитие движения. К моменту создания группы у него уже была своя программа, которую он представил в эссе «Ключ Марии», в котором поэт размышлял о творческом письме в целом и о письменном искусстве в частности, опираясь на личный опыт. Она выражает стремление Ещинина творчески освоить «органическую образность» русского языка и содержит несколько очень интересных идей об использовании национальных элементов и фольклора. Фольклор — один из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель между «природой и человеком» стала основой его подхода к поэзии. Однако Есенин присоединился к имажистам и подписал манифест, который во многом отражал идеи Серьевича и Марианхова, первый из которых принадлежал к квазифутуристическому кругу, а второй духовно тяготел к нему. Эти новые друзья Есенина втайне были обеспокоены его «национализмом», но нуждались в его громком имени как в знамени для растущей силы движения. В своей рецензии на «Ключ Марии» Серженевич писал: «Эта маленькая книга, написанная одним из мыслителей имажизма, описывает философию имажизма и мировоззрение Новой школы, которую враги модерна упорно не замечали. Обличив беспочвенный машинизм русского и итальянского футуризма, Есенин создал новый образ современной идеологии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы