Филология Курсовая теория Иностранные языки

Курсовая теория на тему Поэтический текст как объект школьного филологического анализа

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

&1. Основные направления в лингвистическом изучении поэтического текста 5

& 2. Методика школьного филологического анализа поэтического текста 15

& 3.Особенности лирики Беллы Ахмадулиной 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 28


  

Введение:

 

Поэтический текст, являясь текстом особого типа, принадлежит к одному из самых трудных для изучения объектов. Он обладает наиболее богатой внутренней структурой, которая практически не подлежит классифицированию и упорядочению. Структура поэтической речи очень усложнена по отношению к естественному языку, при этом специфика поэзии заключается в том, что с помощью одного образа в двух четверостишьях, порой, можно сказать больше, чем в нескольких страницах обычного текста.

Художественный текст – это текст, опирающийся на образное отражение мира. Очень важным свойством художественного текста является его эмоциональной воздействие на читателя. Это позволяет определить цель создания текста, которая, собственно, и заключается в воздействии.

Исследованием текста занимался видный ученый, основатель знаменитой «Тартусской школы» Ю.М. Лотман. Пространство текста Лотман анализирует как модель мира, созданного автором. Этот мир имеет свою политику, свою культуру, религию. Лотман выделяет точечное, линеарное, плоскостное и объемное пространство художественного произведения [Лотман, 1998].

Формированию теоретических основ лингвистического анализа поэтического текста посвящены труды Л.В. Щербы, Ю.М. Лотмана, В.В. Виноградова. Методики анализа художественного текста описаны в работах М.Л. Гаспарова, Л.А. Новикова, Л.Г. Бабенко, Н.А. Купиной, Н.С. Болотновой, Н.М. Шанского.

Изучение проблемы анализа поэтического текста в школе мы построили на творчестве Б.А. Ахмадулиной – одного из самых ярких и значительных явлений русской словесности второй половины XX столетия. Читательское признание подтверждается многочисленными переизданиями ее произведений, а в литературоведческой науке – тем, что их не обходит ни одно исследование, посвященное проблемам русской литературы второй половины XX в. Одной из наиболее значительных работ о творчестве Ахмадулиной с точным и тонким анализом поэтических текстов является предисловие П.Г. Антокольского «Белла Ахмадулина» к ее сборнику «Стихи» [Антокольский, 1975 с. 4]. В статье А.А. Михайлова «Открытие Пушкина» подчеркивается тяготение стиха Ахмадулиной к пушкинской литературной традиции, а рецензии В. Новикова «Боль обновления» [Новиков, 1985, с.23] и З. Паперного «Под надзором природы» содержат попытку выявить качественно новые элементы в поэтике Б.А. Ахмадулиной [Паперный, 1984, с.204].

Актуальность исследования: при наличии достаточно большого количества исследований творчества Беллы Ахмадулиной работ по изучению в школе ее произведений и лингвистическому анализу её текстов нет.

Цель исследования – рассмотреть поэтический текст как объект школьного филологического анализа на примере стихов Беллы Ахмадулиной.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать обзор основных направлений в лингвистическом изучении поэтического текста

2. Проанализировать методические пособия по методике школьного филологического анализа текста

3. Представить основные направления лирики Беллы Ахмадулиной, произвести выборку стихотворений, наиболее отвечающих задачам школьного филологического анализа поэтического текста.

Объект исследования – поэтические тексты Беллы Ахмадулиной.

Предмет исследования – изучение поэзии Беллы Ахмадулиной в школе.

Методы исследования: изучение, анализ, синтез.

Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одной из самых актуальных задач, стоящих перед современной школой, является повышение культуры речи учащихся. Связность и развитость речи может свидетельствовать об уровне культуры и интеллекта человека. С самого первого класса необходимо развивать речь, обогащать словарный состав учеников, формировать у них навыки владения богатством родного языка, — все это составляет один из самых важных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении школьников.

В лингвистике существует множество подходов в вопросе классификации типов текста. Это объясняется, прежде всего, большим количеством коммуникативных условий, в которых формируется тот или иной текст.

Все тексты подразделяются на монологические и диалогические, устные и письменные. Так, структурно-содержательная целостность зависит от стиля, жанра и объёма текста. Наиболее сложной структурой обладают крупные научные художественные произведения. А наибольшая структурно-содержательная целостность наблюдается именно в произведениях малого жанра.

Художественный текст принадлежит к одному из самых трудных для изучения объектов. Он обладает наиболее богатой внутренней структурой, которая практически не подлежит классифицированию и упорядочению. Мы убедились в этом, пытаясь раскрыть лишь только одно понятие «концепта», находящееся в сфере художественного текста.

В своей работе мы раскрыли особенности изучения поэтического текста в школе, а также рассмотрели своеобразие поэтического языка Беллы Ахмадулиной.

На протяжении более чем 40-летнего творческого пути Б. Ахмадулина много сделала для сближения литератур разных народов. Её переводы классических и современных поэтов народов бывшего Советского Союза (с грузинского, армянского, абхазского, кабардино-балкарского и других языков), а также европейских и американских поэтов (с английского, французского, итальянского, польского, чешского, сербскохорватского языков) получили заслуженно высокую оценку. Творчество самой Б. Ахмадулиной хорошо известно в мире. Ее поэтические произведения переведены на многие языки.


 

Фрагмент текста работы:

 

&1. Основные направления в лингвистическом изучении поэтического текста

Раздел «О поэзии» в своем знаменитом труде «Анализ поэтического текста» начинает следующими словами: «Когда спрашивают: «Зачем нужна поэзия, если можно говорить простой прозой?» — то неверна уже сама постановка вопроса» [Лотман 1996: 185].

О специфике лирики еще в начале XX века писал видный теоретик и историк литературы Д. Н. Овсянико-Куликовский. В своей статье «Лирика как особый вид творчества» [1914] он не только отделяет лирику от эпоса и драмы, но и «от искусства слова и даже от художественного творчества вообще» [Сухих 2001: 14]. Далее эту мысль продолжил исследователь литературы В.В. Кожинов: «Лирика и эпическое повествование – это, в сущности, разные искусства. Тот факт, что они создаются из одного и того же материала – слова, – вовсе не означает их однородности» [Кожинов, 1978: 5].

Текст является предметом интереса ученых различных областей: филологов, лингвистов, литераторов, историков и др. К. С. Шиляев утверждает, что в современном мире происходит «текстоцентризм» всего гуманитарного знания в целом. Н. Ф. Алефиренко называет текст «исходной данностью любой гуманитарной дисциплины» [Алифиренко, 2012: 5-6].

Впервые заговорил об анализе фрагмента речи длиною более одного предложения З. Харрис в своей работе «Анализ дискурса» в 1952 году [Harris, 1952]. В конце 60-х годов в США и Европе уже появляются первые исследования текста, направленные на выявление его структуры и составление типологии.

В период с 1972 по 1989 г. выходит несколько основополагающих работ, посвященных анализу текста. Среди них важное место занимает труд ван Дейка [Дейк, 1989]. В этой работе ученый рассматривает взаимодействие

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы