Курсовая теория на тему Подзаконные нормативные правовые акты
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
I. Общее понятие и особенности нормативного правового акта 6
1.1. Понятие и признаки нормативного правового акта 6
1.2. Классификация нормативных правовых актов в Российской Федерации 10
II. Понятие и виды подзаконных нормативных правовых актов 14
2.1. Федеральные подзаконные акты 14
2.2. Подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые на уровне субъектов Российской Федерации 18
2.3. Подзаконные нормативные правовые акты органов местного самоуправления в Российской Федерации 20
2.4. Локальные подзаконные нормативные правовые акты 21
Заключение 25
Список использованной литературы 28
Приложение А 31
Введение:
В любых правоотношениях нормативные правовые акты занимают очень важное место. Практически каждое правоотношение, урегулированное в рамках законодательства, должно быть подкреплено силой государственного принуждения или другими регуляторами, гарантирующими его исполнение. Однако, помимо непосредственно наличия института ответственности, необходимо четкая и понятная структура его соотношения и применения. Дело в том, что существуют различные формы нормативных правовых актов. Институт юридической силы и структуры нормативно-правовой базы в праве очень важен, так как защищает как участников правоотношений, так и устройство государства в целом. Особое место в структуре права занимают подзаконные акты.
Вопросы, связанные с подзаконными нормативными правовыми актами, всегда являются актуальными. В последнее время в юридической науке данный институт обсуждается в связи с различными изменениями в законодательстве в последние годы. Это обусловлено тем, что в некоторых вопросах общепризнанные правила применения ответственности не до конца ясны и понятны. Ввиду этого необходимо изучать и продолжать формировать единый структурированный подход к классификации и применению нормативных правовых актов. В настоящий момент разные авторы приводят различные основания для классификации. Некоторые разделяют подзаконные нормативные правовые акты в зависимости от сферы применения на общие, местные и локальные. Другие же авторы считают, что приоритетной должна быть классификация в зависимости от органа, принимающего акт, и разделяют акты на федеральные, региональные, акты органов местного самоуправления и локальные. Эти и другие важные аспекты будут рассмотрены в данном курсовом исследовании.
Целью курсового исследования является определение понятия и основных видов подзаконных нормативных правовых актов.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи курсового исследования:
— Определить понятие нормативных правовых актов в законодательстве Российской Федерации;
— Изучить признаки нормативных правовых актов в Российской Федерации;
— Выделить и классифицировать различные виды нормативных правовых актов;
— Классифицировать различные виды подзаконных нормативных правовых актов;
— Исследовать федеральные подзаконные нормативные правовые акты;
— Исследовать региональные подзаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
— Изучить подзаконные нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
— Определить особенности локальных подзаконных нормативных правовых актов.
Объектом исследования являются правовые отношения между субъектами, в сфере нормотворчества и правоприменения, урегулированные законодательством. Предмет курсового исследования – это институт подзаконных нормативных правовых актов, особый порядок с момента установления нормы в подзаконных нормативных правовых актах до момента наступления определенных последствий и их реализации.
В процессе исследования были применены следующие общенаучные и специальные юридические методы исследования: метод системного анализа; исторический метод познания; сравнительно-правовой метод; структурно-системный метод исследования.
Работа, в соответствии с выделенными задачами исследования, структурно состоит из двух глав: «Общее понятие и особенности нормативного правового акта» и «Понятие и виды подзаконных нормативных правовых актов», введения, заключения и библиографического списка.
Теоретическую базу исследования составляют исследования таких ученых-цивилистов, как А.Ю. Бежецкий, Б.М. Гонгало, И.А. Иванчак, В.А. Микрюков и Г.А. Микрюкова, В.А. Цветков, которые являются авторами научных и учебных работ по проблемам, связанным с недействительностью сделки.
Нормативную базу составили Конституция Российской Федерации некоторые подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Заключение:
В Российской Федерации в первую очередь все нормативные акты разделяются на законы и подзаконные нормативные акты. Классификация актов на законы и подзаконные акты важно с точки зрения реализации принципа разделения властей. В публичных правоотношениях принцип разделения властей занимает очень важное место. Практически каждое правоотношение, урегулированное в рамках гражданского или уголовного законодательства, должно быть подкреплено нормативно-правовыми актами и силами государственного принуждения. Однако, помимо непосредственно наличия такого закрепления, необходимо четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. В противном случае может возникнуть коллизии и разные противоречивые ситуации. Институт разделение властей каждое направление власти и помогает сохранять демократическую форму правления, что, в свою очередь, защищает права субъектов конкретных правоотношений, чьи гражданские свободы могут быть нарушены действиями органов власти, противоречащих установленным нормам.
Рассматривая классификацию нормативных правовых актов, можно сделать вывод, что подзаконные акты занимают важное место в системе права в Российской Федерации.
В настоящий момент разные авторы приводят различные основания для классификации подзаконных актов. Некоторые разделяют подзаконные нормативные правовые акты в зависимости от сферы применения на общие, местные и локальные. Другие же авторы считают, что приоритетной должна быть классификация в зависимости от органа, принимающего акт, и разделяют акты на федеральные, региональные, акты органов местного самоуправления и локальные.
Мы считаем, что необходимо придерживаться в исследовании классификации в зависимости от органа, принимающего акт, так как это позволит надлежащим образом изучить структуру системы подзаконных нормативных правовых актов.
В завершение можно сделать выводы, что система подзаконных актов исполнительных органов и структура их деятельности соответствует основным, законодательно закрепленным, принципам.
Существует ряд основных признаков подзаконных нормативных правовых актов, которые не оспариваются всеми или большинством авторов:
1. Подзаконные акты обладают всеми характеристиками нормативного правового акта.
2. Подзаконные акты всегда принимаются в соответствии с законом, на основании и во исполнение закона. Юридическая формула «на основании и во исполнение закона» означает подчиненность подзаконного акта закону, а также то, что основанием принятия (издания) подзаконного нормативного акта является именно закон.
3. Для каждого органа государственной власти был законодательно закреплен полный перечень тех нормативных правовых актов, на основании и во исполнение которых данный орган может принимать свои подзаконные акты.
4. Стоит заметить, что подзаконные акты, развивая положения закона, неизбежно вносят дополнительные детали в механизм действия статутных норм. Тем самым они способны ослабить или же, наоборот, усилить нормативное предписание, влияя на эффективность нормы права, закрепленной в законе.
Можно сделать вывод, что право всегда формально определено. Это означает, что право всегда четко, понятно для большого круга лиц, которых оно затрагивает, а также всегда закреплено в определенных актах. В условиях современного общества это означает, что право официально опубликовано и доступно для чтения, исследования, осознания и применения. В Российской Федерации сложилось четкое понимание определения нормативного правового акта, что помогает установить и классифицировать, относится ли определенный акт к нормативным. Данное положение является необходимым для правоприменения.
Кроме того, следует сделать вывод, что структура нормативных актов в Российской Федерации за последнее время сложилась достаточно ясно. Существует общепризнанная система нормативных правовых актов, благодаря чему не возникает коллизий при применении определенного правового регулирования. Установлено, что по юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и федеральные.
Принятие подзаконных нормативных правовых актов способствует решению многих правовых вопросов и защите прав и свобод граждан, а также реализации функций органов государственной власти. То, какой порядок установлен для принятия подзаконных актов, позволяет субъектам нормотворчества оперативно влиять на общественные отношения в пределах своей компетенции. Однако, с другой стороны, как рассматривалось выше, упрощенный по сравнению с законами порядок принятия может способствовать нарушению некоторых свобод и требует внимательного юридического подхода.
Фрагмент текста работы:
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
1.1. Понятие и признаки нормативного правового акта
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного или муниципального органа или должностного лица, или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
Правовые акты служат для закрепления правовых норм.
Понятие права можно рассматривать с различных точек зрения. Для наиболее точного сравнения рассмотрим общее понятие и основные признаки права, установившиеся в правовой научной среде.
Право представляет собой четко установленную систему общеобязательных, формально определенных норм и правил поведения, исполнение которых обеспечивается государственным принуждением.
Из определения права можно выделить основные особенности, которые выделяют его на фоне других социальных регуляторов. [7, стр. 35]
В первую очередь, право устанавливается государством и обеспечивается его принуждением. Под государством в данном случае подразумевается публично-правовое образование, которое обладает властью на определенной территории. Обеспечение права силой определенного принуждения служит определенной гарантией исполнения права, несмотря на возможное несогласие некоторых участников правоотношений.
Помимо этого, право всегда формально определено. Это означает, что право всегда четко, понятно для большого круга лиц, которых оно затрагивает, а также всегда закреплено в определенных актах. В условиях современного общества это означает, что право официально опубликовано и доступно для чтения, исследования, осознания и применения.
Также правовые нормы всегда общеобязательны. Хотя право может регулировать только определенную систему отношений (например, трудовое право регулирует правоотношения между работником и работодателем), общеобязательность права означает, что любой субъект, который уже участвует в правоотношениях или собирается в них вступить, обязан подчиняться установленным нормам.
Право системно. В современном обществе право не может быть хаотичным, что сделало бы его трудным для применения и восприятия. Право имеет четкую структуру, институт юридической силы, различной для отдельных уровней кодификации права. Как сказано выше, право регулирует как отношения в обществе в целом, так и отдельные направления жизнедеятельности, такие как семья, труд, жилище и другие. Системность права обеспечивает отсутствие непреодолимых коллизий и противоречий законодательства, структурность правоприменения и защиту основных прав и свобод граждан. [7, стр. 36]
Многие авторы также выделяют основной характеристикой права его интеллектуально-волевой характер. Под этим подразумевается, что право всегда выражает волю людей, ориентировано на определение и реализацию сознания общества, и достижения целей, важных для общества в целом. То есть, по сути, право устанавливается обществом посредством государства.
Право установлено с целью реализации определенных функций. Функций права достаточно много, они в юридической литературе часто разделяются на две основные группы: общесоциальные функции и специально-юридические функции.
Основные признаки правового акта подробно рассмотрены в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Можно выделить следующие существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт:
• издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом,
• наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц,
• наличие в нём правовых норм (правил поведения), рассчитанных на неоднократное применение,
• наличие в нём правовых норм (правил поведения), направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Классификация актов на законы и подзаконные акты важна с точки зрения реализации принципа разделения властей. В публичных правоотношениях принцип разделения властей занимает очень важное место. Практически каждое правоотношение, урегулированное в рамках гражданского или уголовного законодательства, должно быть подкреплено нормативно-правовыми актами и силами государственного принуждения. Однако, помимо непосредственно наличия такого закрепления, необходимо четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. [8, стр. 30]
В противном случае может возникнуть коллизии и разные противоречивые ситуации. «Институт разделения властей регулирует каждое направление власти и помогает сохранять демократическую форму правления, что, в свою очередь, защищает права субъектов конкретных правоотношений, чьи гражданские свободы могут быть нарушены действиями органов власти, противоречащих установленным нормам».
Существуют определенные признаки, при которых нормативный правовой акт может быть признан действительным (действующим).
1. Нормативный правовой акт имеет правотворческий характер: в нем нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители правовых норм.
2. Нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.
3. Нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.
4. Каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.
5. Все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.
6. Нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут отражать объективную реальность.
7. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в определенную сложившуюся схему.
8. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не только на юристов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера. В них не должно быть сложных юридических терминов, которые употребляются без объяснения. Обычно нормативный акт вначале содержит статью, в которой какие-либо сложные термины объясняются и определяются. [9, стр. 98]
Можно сделать вывод, что право всегда формально определено. Это означает, что право всегда четко, понятно для большого круга лиц, которых оно затрагивает, а также всегда закреплено в определенных актах. В условиях современного общества это означает, что право официально опубликовано и доступно для чтения, исследования, осознания и применения. В Российской Федерации сложилось четкое понимание определения нормативного правового акта, что помогает установить и классифицировать, относится ли определенный акт к нормативным. Данное положение является необходимым для правоприменения.