Курсовая теория на тему Подвиги в русской литературе 19 века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К
РАССМОТРЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА.. 5
1.1. Идейно-тематические доминанты
русской литературы девятнадцатого века 5
1.2. Понятие художественного образа в
филологических исследованиях. 9
Выводы к главе 1. 12
ГЛАВА 2. ПОДВИГ КАК ОБЪЕКТ
ИЗОБРАЖЕНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА.. 13
2.1. Типология подвигов в
произведениях русской литературы девятнадцатого века. 13
2.2. Функциональность образа подвига
в русской литературе девятнадцатого века 27
Выводы к главе 2. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Одним из путей актуализации заложенных в литературный текст смыслов
является его интерпретация в свете теории сквозных мотивов.
В литературе достаточно распространенным явлением предстает своеобразное
повторение определенных сюжетных линий, проблемно-тематических комплексов. Это
значит, что сюжеты данных произведений мы вправе полагать сквозными и
рассматривать их как истоки развития основных литературных тем на протяжении
нескольких столетий.
Термин «сквозной сюжет» используется с целью обозначения тех значимых
элементов повествований, которые прослеживаются на протяжении всей эпохи и
являются факторами отображения в литераrуре указанного периода доминантных
идей. Сквозной сюжет предстает повторяющейся структурой повествования в течение
длительного периода развития литературы, пронизывающей целый ряд произведений в
рамках изучаемого временного отрезка и характеризующей особенности развития
искусства слова. Такое понимание сквозного сюжета позволяет рассматривать его
как надтекстовое образование, проходящее сквозной линией через сочинения разных
авторов одной исторической эпохи.
Само творчество русских писателей девятнадцатого века образует настолько
мощное смысловое поле, авторская индивидуальность писателей настолько
неповторима, что процесс его изучения можно считать неисчерпаемым. На
современном этапе изучения творчества русских писателей девятнадцатого века
продуктивным, на наш взгляд, является сопоставительное исследование его
природы, особенностей образного восприятия реальности в ее диалогичности,
которая стала «одним из самых действенных средств формирования поэтической мысли»
[6]. Особый интерес в этом аспекте представляет анализ творчества русских
писателей девятнадцатого века в контексте реализации в нем образа подвига.
Отсутствие специализированных исследований, посвященных рассмотрению данного
аспекта, обусловливает актуальность избранной темы.
Цель исследования – осуществление литературоведческого анализа
особенностей реализации мотива подвига в контексте идейно-эстетической картины
русской литературы ХІХ века.
Поставленная цель обусловила необходимость выполнения следующих задач:
— рассмотреть идейно-тематические доминанты русской литературы
девятнадцатого века;
— проанализировать существующие определения художественного образа в
филологических исследованиях;
— осуществить типологию подвигов в произведениях русской литературы
девятнадцатого века
— выделить ключевые черты функциональности образа подвига в русской
литературе девятнадцатого века.
Объектом исследования являются произведения русской литературы
девятнадцатого века. Предмет исследования – закономерности творчества русских
писателей девятнадцатого века в контексте реализации в нем образа подвига.
В
методологическом отношении ключевую роль отыгрывают историко-литературный, а
также культурно-исторический и филологический методы исследования.
Практическая
значимость работы состоит в возможности использования ее материалов в
дальнейших исследованиях творчества русских писателей девятнадцатого века в
контексте реализации в нем образа подвига, в преподавании русской и мировой
литературы ХIX века в школах и высших учебных заведениях.
Структура
исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА 1.1. Идейно-тематические доминанты русской литературы
девятнадцатого века
В литературоведении сформировалось широкое и узкое понимание
художественного образа. В широком смысле художественный образ – это особый,
присущий искусству способ создания воображаемого мира или фрагмента мира,
сформированный фантазией писателя. В узком же понимании художественный образ –
семантическая (смысловая) трансформация слов в художественном тексте. Некоторые
исследователи рассматривают художественный образ как своеобразную форму
гносеологического образа [23], но, на наш взгляд, между гносеологическим и
художественным образами существуют определенные различия.
Гносеологический образ, прежде всего, – категория познавательная, а
художественный образ – эстетическая. Хотя, по мнению литературоведов, эстетическое
также является результатом освоения знаний, а следовательно, и результатом
познания, но своеобразным и по форме, и по своему предмету [23].
Если гносеологический образ соотносится с реальным миром, то
художественный образ – с воображаемым [3]. Следовательно, можно отметить, что
художественный образ не является фотографической копией объекта отображения, в
нем проявляется субъективное отношение творца к предметному миру, к тому же
любой художественный образ является эстетической ценностью для других [13].
Итак, среди основных
признаков художественного образа – равноправное единство объективного и
субъективного (объективное в образе – это все то, что взято непосредственно из
действительности, субъективное – то, что привносится в структуру образа творческой
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА 1.1. Идейно-тематические доминанты русской литературы
девятнадцатого века
В литературоведении сформировалось широкое и узкое понимание
художественного образа. В широком смысле художественный образ – это особый,
присущий искусству способ создания воображаемого мира или фрагмента мира,
сформированный фантазией писателя. В узком же понимании художественный образ –
семантическая (смысловая) трансформация слов в художественном тексте. Некоторые
исследователи рассматривают художественный образ как своеобразную форму
гносеологического образа [23], но, на наш взгляд, между гносеологическим и
художественным образами существуют определенные различия.
Гносеологический образ, прежде всего, – категория познавательная, а
художественный образ – эстетическая. Хотя, по мнению литературоведов, эстетическое
также является результатом освоения знаний, а следовательно, и результатом
познания, но своеобразным и по форме, и по своему предмету [23].
Если гносеологический образ соотносится с реальным миром, то
художественный образ – с воображаемым [3]. Следовательно, можно отметить, что
художественный образ не является фотографической копией объекта отображения, в
нем проявляется субъективное отношение творца к предметному миру, к тому же
любой художественный образ является эстетической ценностью для других [13].
Итак, среди основных
признаков художественного образа – равноправное единство объективного и
субъективного (объективное в образе – это все то, что взято непосредственно из
действительности, субъективное – то, что привносится в структуру образа творческой