Курсовая теория на тему подростковые конфликты причины и особенности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы конфликтов в жизни подростка 7
1.1. Сущность и понятие конфликта 7
1.2. Психология конфликта 12
1.3. Методы разрешения конфликтов 16
1.4. Причины возникновения подростковых конфликтов 18
1.5. Профилактика конфликтного поведения у подростков 26
Выводы по теоретическому анализу 30
Логическая схема исследования 32
Список литературы 35
Введение:
Актуальность исследования. В условиях социально-экономического обновления страны наблюдается повышенная напряженность и конфликтность ее граждан во всех сферах жизнедеятельности, в том числе – в системе образования.
Неблагоприятная социальная атмосфера, отрицательно влияя на психическое состояние человека, приводит к смещению ценностных ориентаций, мотивов, возникновению отрицательных эмоциональных переживаний, вызывает рост агрессивности, напряженности, что так или иначе влияет на возникновение конфликтов между отдельными членами социальной группы. Анализ теоретико-методологической литературы показал, что с одной стороны, данная проблема является распространенным явлением в рамках теоретического и практического изучения конфликтов, с другой стороны – приобретает новые грани все более деструктивных форм проявления межличностных конфликтов обучающихся, перерастающих в ассоциативные формы (моббинг, буллинг, хейзинг, кибермоббинг и кибербуллинг).
В целях защиты прав на качественное образование Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается требование организации комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Практика показывает, что организация деятельности данной структуры отличается разнообразными формами: служба школьной медиации, служба примирения, конфликтологическая служба в рамках психологической работы, конфликтная комиссия при администрации образовательного учреждения.
Изученность темы. Современные теории конфликта представлены в трудах представителей отечественной и зарубежной науки. Приоритет в исследованиях проблемы конфликта принадлежит представителям различных методологических направлений (А. Адлер, М. Вербер, Р. Дарендорф, М. Дойч, Л. Козер К. Левин, К. Томас, 3. Фрейд, К. Хорни). В психологических трудах, посвященных конфликтам, преобладают положения современной конфликто-логической парадигмы в аспектах сущности, причин и способов регулирования конфликтов (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, С.М. Емельянов Ю.Ф. Лукин, В.С. Мерлин, Л.А. Петровская, А.И. Шипилов и др.). Конфликты обучающихся в рамках педагогического процесса, основываются на типологии межличностных конфликтов диады «ученик-ученик» «учительученик» (С.В. Баныкина, В.И. Журавлев, М.В. Клименских, Р.В. Куприянов, С.А. Мустафаева, М.М. Рыбакова и др.).
Проблема работы. Изучение и развитие навыков нивелирования межличностных конфликтов особенно актуально для подросткового возраста, так как ведущие новообразования данного возрастного периода и стремление к приобретению собственного опыта может приводить к протестному поведению, которое потенциально конфликтно. Вместе с тем, несмотря на разработанность исследуемой темы, остается актуальным вопрос изучения деятельности по нивелированию межличностных конфликтов педагогом-психологом образовательного учреждения в рамках школьной службы примирения и медиации в образовании.
На основании вышеизложенного, произведя анализ научно-методической литературы по заявленной проблеме и рассмотрев состояние психолого-педагогической практики, были сформированы цель, предмет и объект исследования, задачи работы.
Объект исследования – конфликты в подростковой среде.
Предмет исследования – программа профилактики конфликтов в подростковой среде.
Основной целью данной работы является теоретическое обоснование, подбор и апробация программы профилактики конфликтов в подростковой среде.
Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть сущность и понятие конфликта;
— проанализировать психологию конфликта;
— изучить методы разрешения конфликтов;
— определить причины возникновения подростковых конфликтов;
— рассмотреть профилактику конфликтного поведения у подростков.
Гипотеза исследования: профилактика конфликтов в подростковой среде возможна при реализации специально подобранной программы.
Методы исследования: для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов, включающих в себя:
1. Методы теоретического исследования – теоретический анализ нормативно-правовой, конфликто-логической, психологической, педагогической, социальной и методической литературы по теме исследования, анализ и синтез полученных результатов.
2. Методы эмпирического исследования – методика «Стиль поведения в конфликте» (К. Томас, адаптация Н.В. Гришиной), экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто).
3. Методы математической обработки данных и статистические методы – сравнительный анализ диагностических результатов, U-критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок с целью представления отсутствия различий между контрольной и экспериментальной группами, tкритерий Уилкоксона для двух зависимых выборок для выявления значимых различий экспериментальной группы.
Методологическая основа исследования: теоретическую базу исследовательской работы составили федеральные государственные стандарты и федеральные законы, нормативно-правовые акты, энциклопедии и словари, труды отечественных и зарубежных автор: работы в области конфликтов (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, С.М. Емельянов, Е.Н. Иванова, Ю.Ф. Лукин, В.А. Светлов, Е.А. Терешина, В.П. Шейнов, и др.), изучение особенностей межличностных конфликтов обучающихся подросткового возраста (Е.С. Гринина, Н.В. Гришина, О.Б. Дарвиш, М.В. Клименских, И.Ю. Кулагина, Е.И. Рогов, А.И. Наумова, О.А. Овсянникова, Н.С. Прокофьева, З.Д. Сиражетдинова и др.), представление нивелирования межличностных конфликтов обучающихся в системе образования (О.В. Аршинская, А.Б. Белинская, А.М. Дохоян, К.А. Лебедева, О.А. Маврин, А.И. Наумова, М.М. Рыбакова и др).
Эмпирическая база исследования:
Теоретическая значимость: заключается в систематизации и закреплении полученных теоретических знаний в соответствии с заданной исследованием темой.
Практическая значимость: разработанная в ходе исследовательской деятельности программа «Школьной службы примирения», может широко применяться в деятельности сотрудников службы медиации на базе образовательных учреждений.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части работы – одна глава, состоящая из пяти параграфов и сформулированных выводов, а также списка литературы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА
1.1. Сущность и понятие конфликта
За рубежом проблемы конфликта, его функции, а также техники его сглаживания исследовали социологи и психологи: К. Левин, Л. Козер, Ф. Ломанн, Ч. Ликсон, К. Хрони, А. Хертель и другие.
Слово конфликт происходит от латинского «conflictus», что означает спор, столкновение [2]. В данный момент, благодаря углубленному изучению конфликтологии, такое явление как конфликт может найти множество определений.
Научный словарь дает определение конфликта, как противоборство и столкновение двух и более субъектов, обусловленное противоположностью, несовместимостью интересов, потребностей, их систем знаний и ценностей [14].
Конфликт – психологическое столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.
В общем, нужно осознавать, что конфликт можно понимать как в широком так и в узком смысле. В широком понимании конфликт является разновидностью отношений в обществе, стороны которого воспроизводят интересы, стремления и потребности в острой борьбе, через цель, лежащую в основе. В узком понимании конфликт является социальным взаимодействием, осознанным и прямым столкновением всех участников.
В своей работе А.Г. Здравомыслов пишет, что «конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями». [5].
Следует отметить то, что конфликт имеет в себе как отрицательную, так и положительную сторону. Согласно исследованиям отечественных ученых, конфликт – это крайняя форма противоречий. Воспринимая с негативом конфликт, они рассматривали его как разрушительное явление. Это непосредственно связано разрушением всех устоявшихся отношений в обществе, снижению сплоченности между социальными группами. Конфликт часто является угрозой тому, что общество пытается сохранить, это свидетельствует о разрушительном его влиянии.
Зарубежные ученые имеют другую точку зрения, и рассматривают конфликт как средство развития общества. Они считают конфликт вполне обычным явлением в обществе, от которого невозможно уйти, а это значит, что конфликт неизбежен. Конфликт является частью взаимоотношений общества, помогает ему развиваться, обновляет и преобразовывает общественные отношения.
Нередко с понятием «конфликт» используют понятие «соперничество». Соперничество, это стремление человека к сравнению с другими людьми, желание превзойти, одержать верх над ними, победить [6].
Многие используют термины «соперничество» и «конфликт» как синонимы, что в корне не верно. Хотя соперничество и приводит к развитию конфликта, не всегда конфликт может быть связан с соперничеством. Соперничество предполагает противоположные цели участвующих сторон, при этом увеличиваются шансы на достижение цели одной стороны уменьшают шансы другой. В конфликте, который возник на почве соперничества, несовместимые действия происходят из несовместимости целей. Однако, конфликт может возникнуть и в отсутствии явных противоположных целей. [12].
Современная конфликтология несет в себе множество концепций, которые объясняют причины возникновения конфликтов. Среди их многообразия Цыбульская М.В. в своем учебном пособии «Конфликтология» выделила несколько основных концепций: социально-биологическая, социально-психологическая, классовая, дисфункциональная, диалектическая и другие.
1. Социально-биологическая теория гласит о том, что конфликт присущ человеку, как и любому другому живому существу. Эта теория взяла свое начало из работ о естественном отборе Ч. Дарвина, который вывел идею о естественной агрессивности человека. Социологическую концепцию развития конфликта разрабатывал и Г. Спенсер. Он полагал, что состояние противоборства универсально обеспечивает равновесие не только в обществе, но также между обществом и окружающей природой.
2. Социально-психологическая концепция объясняет конфликт посредством теории напряженности, которая гласит о том, что все черты современного индустриального общества неизбежно влекут за собой ощущение большой напряженности у основной массы людей в тот момент, когда нарушается равновесие между средой и индивидом. Этот процесс связан с перенаселенностью, скученностью и нестабильностью отношений. Но теория напряженности не может с легкостью объяснить конфликт, поскольку она не в силах точно определить, в какой момент напряжения он должен возникнуть. Все показатели напряжения, которые появляются в конкретных ситуациях, являются индивидуальными состояниями личностей, и не могут быть применимы для прогнозирования коллективных вспышек агрессии.