Методика обучения по профилю «Русский язык» Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Подготовка учащихся к сочинению на лингвистическую тему

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и значение в учебном курсе сочинения на лингвистическую тему 5
1.1. Сочинение на лингвистическую тему как итоговая форма аттестации 5
1.2. Особенности организации подготовки учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему 10
Глава 2. Методические особенности подготовки учащихся к сочинению на лингвистическую тему 14
2.1. Работа над сочинением на лингвистическую тему на основе текста 14
2.2. Приемы подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 19
Заключение 27
Литература 30

 

  

Введение:

 

ФГОС ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные, или метапредметные умения – обобщенные способы учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности. Основной задачей и критерием оценки учебной деятельности учащихся выступает не только освоение «обязательного минимума содержания образования», а также овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Стандарты по русскому языку предполагают формирование умений проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц, лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. Учащиеся должны научиться извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-дисков учебного назначения, ресурсов Интернета).
Изучение русского языка в современной школе предполагает ознакомление с его структурой и употреблением в речи. Последнее представлено в виде самостоятельного раздела школьного курса, а также систематического формирования основ речевой деятельности в связи с изучением лингвистической теории.
Усвоение знаний о языке и совершенствование речевой деятельности взаимосвязаны. Эта связь носит объективный характер, поскольку язык и речь являются взаимообусловленными структурами. Язык как средство общения формирует понятийно-категориальный аппарат, развивает память, абстрактное мышление, то есть обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся.
Специфика ситуации общения на уроках русского языка обусловливает особенности содержания, структуры и выбора языковых средств при продуцировании учебно-научных высказываний.
На уроках русского языка учащиеся овладевают умением создавать устные и письменные монологические высказывания в учебно-научном стиле, к которым относятся: определения лингвистических понятий, формулировки правил, сочинения на лингвистические темы. В процессе учебной деятельности учащиеся пользуются учебно-научной разновидностью книжной речи.
Анализ учебно-научных текстов по русскому языку, представленных в методическом аппарате учебников, является одним из резервов совершенствования навыков научной речи школьников, поскольку в них представлены нормы научного стиля. Таким образом, работа с лингвистическими учебно-научными текстами является лингвистической базой для формирования учебно-научной речи учащихся, способствует развитию их логического мышления, что и определило актуальность выбора темы данной работы.
Цель работы – изучить особенности подготовки учащихся к сочинению на лингвистическую тему.
Объект исследования – обучение школьников русскому языку
Предмет исследования – процесс подготовки учащихся к сочинению на лингвистическую тему.
Задачи работы:
— рассмотреть специфику сочинения на лингвистическую тему как итоговой формы аттестации,
— изучить особенности организации подготовки учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему,
— описать методические особенности работы над сочинением на лингвистическую тему на основе текста,
— рассмотреть приемы подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ФГОС декларирует как основной приоритет образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин. Наиболее эффек¬тивным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельно¬сти формируются умения, общие для всех видов.
Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.
Владение языком предполагает не столько знание правил, сколько умение составлять речь, текст в соответствии с коммуникативными целями и условиями общения. В свою оче¬редь, формирование таких умений возможно только при условии постижения законов орга¬низации текста. Обращение к целому тексту, к вопросам его организации позволило обога-тить и другие, традиционные темы курса русского языка. Кроме того, при обращении к це¬лому тексту наглядно видны изобразительно-выразительные возможности родного языка. Лингвистический анализ текста предполагает и выявление эстетической роли языковых еди¬ниц, их экспрессивных возможностей.
Таким образом, «на современном этапе развития школьного лингвистического обра¬зования текст становится центром внимания при обучении родному языку, фактически тек¬стовая деятельность – это сегодня цель школьного лингвистического образования» [4, с. 23]. В тексте фокусируются практически все вопросы курса русского языка, приобретая большую глубину и насыщенность. Самый распространенный текст в школе – учебно-научный, имен¬но из него учащиеся получают информацию, представляющую содержание образования. По своей сути он является гипертекстом. Универсальные учебные действия оптимизируют про¬цессы освоения информации, заключенной в тексте и подлежащей усвоению.
Особую актуальность приобретает изучение текста в связи с введением ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, так как в основе многих заданий всех частей лежит умение работать с науч¬ным или публицистическим текстом, вычитывать из него необходимую информацию.
В 9 классе на ОГЭ обучающиеся должны самостоятельно создать текст в научном или публицистическом стиле, продемонстрировав языковую и коммуникативную компетенции. Особую трудность вызывает написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. В тестовой части ОГЭ задания направлены на определение того, как ученик понял текст, на¬сколько хорошо он знает различные разделы русского языка. Сочинение на лингвистическую тему требует от учащегося не только демонстрацию знания теории, но и умение сделать лин¬гвистический анализ и письменно объяснить, с помощью каких языковых средств в предла-гаемом тексте выражается позиция автора. В методической литературе приводится следую¬щее определение: «Лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художествен¬ного произведения и раскрытие значений различных элементов языка с целью полного и яс¬ного понимания текста» [3, с. 5]. То есть обучающийся должен провести анализ языкового материала текста и указать его прямую связь с содержанием и идейно-художественным своеобразием литературного произведения.
В связи с этим на уроках русского языка в 7-9 классах я использую различные методы и приемы, которые способствуют совершенствованию навыков работы обучающихся с науч¬ным текстом, помогают формировать умение создавать устное и письменное высказывание на лингвистическую тему.
В 7-8 классах на основе учебно-научного текста параграфа, извлекая из него нужную информацию и обрабатывая ее, обучающиеся создают устное высказывание в научном стиле. На первых этапах работы это репродуктивный пересказ текста, но к концу восьмого класса ученики должны уметь составлять устное высказывание на лингвистическую тему.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие, сущность и значение в учебном курсе сочинения на лингвистическую тему
1.1. Сочинение на лингвистическую тему как итоговая форма аттестации

Обязательный государственный экзамен [ОГЭ] в 9 классах предусматри¬вает написание сочинения-рассуждения. С данным видом сочинения учащиеся знакомятся в курсе русского языка 6 класса. В данной работе попытаемся проследить основные этапы подготовки к выполнению части С2 ОГЭ.
Подготовку к экзамену мы начинаем в начале учебного года и предлага¬ем разделить работу на 2 этапа. Все рассуждения о специфике частей речи, функциях знаков препинания, языка и речи, изобразительно-выразительных средств и т.п. на первом этапе остаются за границами наших уроков или при¬сутствуют частично.
В начале учебного года дети психологически не готовы к таким сложным рассуждениям и умозаключениям. Поэтому подготовку мы начинаем с напо¬минания структуры рассуждения. Планирование первых занятий по подготов¬ке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему может выглядеть сле¬дующим образом.
1 занятие. Структура сочинений.
2 занятие. Тезис.
3 занятие. Доказательства.
4 занятие. Вывод.
Такое построение занятий дает гарантию того, что дети прочно усвоят структуру сочинения-рассуждения, а также соблюдения критерия С1КЗ в части абзацного членения [3, с. 77].
На первом занятии мы обязательно напоминаем об основных составля¬ющих сочинения-рассуждения и останавливаемся на подробном анализе кри¬териев оценки.
На втором занятии плотно занимаемся тезисом. Что это такое, все клише тезиса, чтение тезисов разных сочинений, следует дать испытать свои силы, потренироваться в написании тезисов.
На третьем занятии мы останавливаемся на подборе аргументов. Это са¬мая сложная часть сочинения, так как требует от детей сложных умозаключе¬ний, обобщений, и на первом этапе мы только знакомимся с клише при аргу¬ментации, абзацным членением центральной части сочинения. Самое главное, что дети должны вынести с этого занятия (и это в первое время ставит их в ту¬пик]: текст к лингвистическим высказываниям – это художественное произве¬дение, на основе которого учащиеся должны создать рассуждение в научном стиле. И на первом этапе лучше дать детям образцы сочинений для ознаком¬ления. В сильном классе можно дать попробовать свои силы, подобрать аргу¬менты к высказываниям.
На четвёртом занятии опять: знакомство с клише, но уже говорим о вы¬воде и особенностях написания вывода, его связи с тезисом и аргументами.
Второй этап работы по подготовке к сочинению-рассуждению на лингви¬стическую тему мы начинаем во второй половине учебного года. К этому вре¬мени дети уже осознают, что такое рассуждение на лингвистическую тему, они прочно запомнили структуру и основные части сочинения-рассуждения.
Однако для упрочнения знаний мы повторяем всё, о чём уже говорили в начале года, но в углублённом варианте, и даём ответы на конкретные вопро¬сы:
1. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
2. Как формулируется задание?
3. Как может выглядеть вступление, основная часть, заключение?
4. Что такое тезис?
5. Как может выглядеть план сочинения-рассуждения на лингвистиче¬скую тему?
Предлагаем пошаговую инструкцию написания сочинения С2:
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Шаг 3. Оформляем вступление.
Шаг 4. Пишем основную часть.
Шаг 5. Пишем заключение.
Большая часть второго этапа работы над сочинением на лингвистическую тему занимает работа по подбору аргументов, это самая трудная часть работы. И начать её целесообразней со знакомства с высказыва¬ниями. После анализа высказываний мы пришли к выводу, что их можно раз¬делить на несколько тематических групп:
1. Изобразительно-выразительные средства.
2. Знаки препинания.
3. Части речи.
4. Синтаксис.
5. Лексика.
6. Грамматика.
7. Язык и речь.
Далее занятия мы строим согласно тематическим группам.
Первое занятие. В центре внимания высказывания об изобразительно¬выразительных средствах. Эти задания перекликаются с вопросом 3 тестовой части. Особо обращаем внимание детей на функции изобразительно¬выразительных средств: создание художественного образа, усиление вырази¬тельности текста, силы его воздействия на адресата, оценка и отношение к вы¬сказываемому, создание словесной картинки. Чтобы дети лучше запомнили функции, следует проработать само понятие «изобразительно-выразительные средства».
Второе занятие. Говорим о знаках препинания. Функции, употребление, смысловые оттенки предложений при употреблении различных знаков препи¬нания.
Третье занятие посвятим частям речи. Вспомним про знаменательные и служебные части речи, грамматическое значение частей речи, их изобрази¬тельно-выразительный потенциал.
Четвёртое занятие. Синтаксис в центре внимания уроков русского языка курса 9 класса, поэтому знания в этой части ещё свежи.
Пятое занятие. Лексика, фразеология. К концу 9 класса дети плохо пом¬нят, что такое фразеологизмы, даже если активно используют их в своей ак¬тивной речи. Поэтому следует остановиться на основных понятиях данных разделов (синонимы, антонимы, омонимы, диалектизмы, жаргонизмы, профес¬сионализмы, лексическое значение слова]. Каковы функции их в речи? Анали¬зируем высказывания.
Шестое занятие. Грамматика. Особо стоит остановиться на этом понятии, так как дети не понимают его сути.
Седьмое занятие. Языку и речи посвящаются, как правило, первые уроки в начале каждого учебного года. На занятии о них говорим в рамках высказы¬ваний, которых в нашем случае оказалось всего четыре.
В слабом классе или «слабым» ученикам можно дать схему построения аргументации: Где? (в каком предложении] — Что? (например, метафора] — Назвать — Цель употребления. Например, В предложении 5 метафора «завыл ветер» создаёт настроение тоски и бесприютности, царящее в доме во время зимней бури.
Этапы написания сочинения на лингвистическую тему:
1. Знакомство с высказыванием.
2. Находим и подчеркиваем ключевые слова в высказывании.
3. Формулируем тезис из этих ключевых слов.
4. Чтение текста, на основе которого следует написать сочинение.
5. В тексте отыскиваем примеры, демонстрирующие лингвистическое явление.
6. Делаем выводы, доказали ли справедливость высказывания.
7. Написание сочинения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы