Педагогика инклюзивного образования Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Подготовка педагогов инклюзивного образования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

I. Концепция инклюзии в образовании. 7

Возникновение и дефиниция понятия
инклюзия. 7

1.2.
Уровни инклюзии. 12

II. Особенности подготовки педагогических
кадров  инклюзивного образования в России
. 18

2.1. Развитие
инклюзивных школ в России. 18

2.2. Содержание курса инклюзивной педагогики. 22

Заключение. 29

Список
использованной литературы
.. 31

 



 

  

Введение:

 

                 

Актуальность исследований в области
инклюзивного образования обусловлена 
цепью причин. Переход на инклюзивное образование поддержан рядом
законодательных инициатив по всему миру.

В Российской Федерации право на
инклюзивное образование зафиксировано в Конституции  РФ [1],
в законе «Об образовании» [2] и др/

При этом под инклюзивным
образованием понимается организация совместного обучения учащихся с
ограниченными возможностями здоровья и без них, на основании соблюдения
принципов разнородности, отказа от дискриминации, уважения личности, признания
ее ценности, и предполагающая такое построение учебного процесса, которое бы
удовлетворяло образовательные потребности каждого учащегося. Инклюзивное
образование в теории опирается на концепцию «Инклюзия» (от  анг.
inclusion — включение), в основе которой лежат, с одной стороны,
законодательно зафиксированные гражданские права, с другой — признание ценности
каждой личности. На практике, концепция «инклюзии» подразумевает осуществление
ряда системных преобразований, направленных на устранение мешающих
взаимодействию барьеров и формирование доступной среды.

Важной задачей подготовки специалистов инклюзивного
образования является развитие у будущих специалистов познавательной активности,
творческих способностей, которые проявляются в стремлении к получению новых
знаний, культуре познавательной деятельности.

В теории педагогического образования понятие
«профессиональная компетентность» обозначает совокупность требований к
личности, как специалисту, проявляющиеся в работе и её результатах. Овладение
профессиональной компетентностью является значимым, и в имеющихся настоящее
время исследованиях собственно способности специалиста-профессионала
представлены недостаточно, так как остается открытым вопрос о механизмах,
движущих силах, причинах развития профессиональных способностей. Между тем,
профессиональная деятельность специалиста требует от специалиста определенного
набора личностных качеств и способностей, при помощи которых проявляются
профессионально важные компетенции. Становится очевидным, что еще в процессе
обучения в соответствии со склонностями и способностями студента необходимо
опираться на приоритет профессионализма и специализации, что требует
определенной организации учебного процесса.

Качественное образование
в современных условиях должно быть обеспечено такими факторами, как мониторинг
образовательных достижений учащихся; инновационная мотивация преподавателей и
студентов; доступность образования для различных социальных групп молодежи;
развитие дистанционных форм обучения.

Инновационный процесс,
являясь главным объектом управления в вузе, требует от руководителей вузов и
профессорско-преподавательского состава умения выстраивать качественную систему
управления, осваивать инновационные образовательные технологии.

Специалист инклюзивного образования
не является исключением, предполагает наличие у будущих специалистов
исследовательских компетенций.

Говоря об исходной  постановке проблемы, отметим: под инклюзивным
образованием подразумевается процесс, направленный на создание оптимальной
образовательной среды для детей с особыми потребностями, а также на развитие,
воспитание и включение их в систему обучения для формирования социальной
активности.

Анализ теоретических представлений о концепции и
практического состояния инклюзии позволил прийти к выводу, что успешной
реализации инклюзии в системе образования в нашей стране препятствует ряд
противоречий

между
социальным запросом и наличием адекватных сервисов, обеспечивающих реализацию
инклюзии на теоретико-методологическом и практическом уровнях;

 — между заявленным на
уровне образовательной политики переходом на инклюзивное образование и
отсутствием системности, последовательности в реализации инклюзивных программ
на всех этапах обучения.

— между эффективным опытом успешной реализации программ
инклюзивного образования за рубежом и недостаточным использованием успешных
практик инклюзии в нашей стране;

— между реалиями, педагогическим наследием нашей страны и
попытками слепого переноса западной модели инклюзии в систему отечественного
образования.

В связи с этим мы выделили следующую проблему научного
исследования: каковы особенности организации и реализации систем инклюзивного
образования в России.

В качестве объекта нашего исследования мы выделили системe инклюзивного образования в России.

         Предметом исследования служат
особенности и специфика реализации системы инклюзивного образования в России.

Цель исследования: анализ подготовки педагогов
инклюзивного образования.

Научная и теоретическая значимость проведенного
исследования заключается в научном обосновании значимости рассматриваемой
проблемы. Полученные результаты являются теоретико-методологическим основанием
для разработки путей и способов совершенствования профессиональной деятельности
педагогов инклюзивного образования.

 В соответствии
с темой и целью исследования нами были поставлены следующие задачи:

   1. Раскрыть концепцию
инклюзии в образовании.

   2. Определить особенности
подготовки педагогических кадров 
инклюзивного образования в России

Методологическую базу исследования на общенаучном уровне
составили системно-структурный и целостный подходы, продиктовавшие
необходимость рассмотрения особенностей реализации системы в многообразии ее
компонентов и связей между ними на разных уровнях функционирования структуры
педагогической инклюзии; на конкретно-научном уровне — базой явился
сравнительно-сопоставительный подход, который позволил выявить общее и
специфическое в системах инклюзивного образования в России. 

Теоретическую базу составили работы отечественных и
зарубежных ученых —
 С.П. Амиридзе,
Е.А. Кириллова, Д.М. Шипицына, Н.Г. Сигал, Д.И. Шевелева и др.

Структура и объем работы. Курсовая работа
содержит ведение, две главы, заключение, список использованных источников.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В основе концепции инклюзивного образования лежит
принцип непрерывности и «пожизненного обучения». То есть, с точки зрения
инклюзии видится крайне важным, чтобы существовала единая цепочка детский сад –
школа – система профессионального образования.

Во-первых, осуществление инклюзии на всех этапах
обучения с высокой долей гарантирует дальнейшую социальную инклюзию, во-вторых,
взаимодействие педагогического состава разных типов учебных заведений позволит
осуществить принцип системности в развитии ребенка с ОВЗ, а также наиболее
оптимально подготовить его к дальнейшей жизни. Ранняя инклюзия, как и ранее
содействие повышает шансы на продолжение обучения по общеобразовательной
(инклюзивной) программе.

В России
подготовка инклюзивных педагогов началась совсем недавно. Осуществляется она на
сегодняшний момент в рамках направлений общая педагогика, педагогика и
психология. Для студентов педагогических ВУЗов также читается общий курс по
инклюзивной педагогике. Однако, содержание программ пока также разнится, не хватает
практических занятий и практической направленности курса.

В России
существуют некоторые проблемы с организацией перепрофилирования учителей (курсы
повышения квалификации по программам инклюзивного образования необязательны и
сильно разнятся в зависимости от поставщика услуг).

Кроме того,
обязательные программы инклюзивной подготовки в ВУЗах носят узко профилирующий
характер и имеют недостаточный масштаб, поэтому при переходе на повсеместное
обязательное инклюзивное образование наша страна неизбежно столкнётся с
проблемой недостатка подготовленных кадров, которую придется решать в условиях
дефицита времени.

Инклюзия в педагогике и системе образования понимается
как принципиально новая образовательная парадигма провозглашающая принцип
равенства, и ценности каждой личности, и позволяющая максимально полно раскрыть
потенциал каждого учащегося.

Целью педагогической инклюзии является успешная
социализация, поэтому, прежде всего методы, стратегии и приемы, используемые в
инклюзивной системе образования, направлены на адаптацию.
Переход на инклюзию должен быть системным и планомерным. Поддержка и
сопровождение учащихся должны сохраняться и на старших ступенях обучения.

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзии должна
быть более серьезной и глубокой. Она должна включать не только знакомство с
инклюзивным обучением, но и предусматривать тренинги по командной работе,
консультативные встречи и круглые столы со специалистами, уже имеющими опыт
работы в инклюзивных классах, со специальными педагогами.  Во время обучения также должна быть
предусмотрена практика в инклюзивных классах. Необходимо повышать
универсальность педагогов и расширять набор педагогических компетенций, за счет
углубленного изучения специальной педагогики и интеграции курсов.  

Подводя итог,
отметим, что в России осуществляется подготовка по направлению
"инклюзивная педагогика" или "педагог инклюзивного класса",
однако говорить об отлаженной системе подготовки не приходится.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

I. Концепция
инклюзии в образовании

1.1.Возникновение и дефиниция понятия инклюзия

 

Прежде чем перейти к рассмотрению инклюзии в системе
образования, необходимо понять, какие ключевые составляющие лежат в основе  общей концепции «инклюзия», а для этого
необходимо представить себе этапы развития данной концепции, а также вычленить
ядро и периферию концепта «инклюзия». 
Свои истоки концепция инклюзии берет из идеи нормализации, выдвинутой
впервые в 1972г. Вольфом Вольфенсбергером. Нормализация, как определяет ее сам
Вольфенсбергер, заключается в «предоставлении доступа к образу мышления и поведенческим
навыкам, максимально приближенным к общепринятым нормам» [5,9]. 

То есть, изначально, речь шла о возможностях адаптации
в обществе людей, выпадающих из категории «норма», по каким-либо дефицитарным
критериям (при этом подразумевалась, в первую очередь, интеллектуальная
недостаточность). Однако, довольно скоро,
нормализация начинает критиковаться, как
модель, по которой дети с
интеллектуальными и другими отклонениями должны приспосабливаться к
"вражеской среде”,  становятся
объектами обучения, улучшения, рассмотрения и подвергаются попытке сделать их
более нормальными.

 Важно заметить,
что сам Вольфенсбергер, когда начал работать над идеей нормализации, в качестве
цели адаптации видел не изменение особой категории граждан, а принятие их
обществом.

К моменту создания В.Вольфенсбергером и Б.Нирье  идеи нормализации понятие инклюзия
используется в социологии для исследования
полей напряжения.
Позднее, в 1983 В. Вольфенсбергер предложил
использовать вместо понятия нормализация определение “повышение ценности
социальной роли”, такая формулировка призвана была сломить социальный
негативизм  и социальную девальвацию
через отказ от негативного оценивания индивидуальных особенностей личности [8].

К началу 1990х в научной среде формируется мнение, что
необходимо менять культуру общества, чтобы избежать обособления инвалидов, и
происходит отход от принципов нормализации, интеграции, а также
специализированных программ поддержки (REI) к инклюзии, которая к этому времени
превращается в общественном сознании в средство для устранения 3х барьеров,
затрудняющих взаимодействие (бедность, культурные
предрассудки и системное исключение отдельных групп.

В 1996 Хендерсон выдвинул мнение, что инклюзия
строится по типу обратной нормализации, при которой происходит освобождение от
эксклюзии, неприятия, чужеродности, оценивания и патернализма. Именно идея «принятия без переделывания» и
понимание необходимости социализации укрепились в основе концепта «инклюзия».
Далее происходит довольно быстрое распространение концепции на другие сферы
человеческой жизни: наука, образование, культура, спорт, здравоохранение, труд,
экономика. Наибольше значение для развития и прогресса общества (в том числе и
производственного) имеет развитие концепта инклюзия в сфере образования [16].

В 1994г., после
декларации ЮНЕСКО,
в образовательной политике начинают устанавливаться
концепции «инклюзивной школы» и «инклюзивной
педагогики». С развитием концепта, появляются трудности в разграничении понятий
инклюзия и интеграция, связанные  с
прямым использованием первого переводного значения понятия инклюзия —
«включение», которое было привычно в рамках специальной педагогики [11, с.8]

В целом, одним
из существенных преимуществ инклюзии по сравнению с интеграцией и исходной идей
нормализации является то, что концепция инклюзивного общества ставит людей с
инвалидностью в более сильную и защищенную позицию за счет того, что
провозглашает их права [3, c.73-74].

Поскольку свои истоки инклюзия
кроет в вопросах правового доступа, то и в образовании инклюзия изначально
затрагивала в первую очередь вопрос права на образование, а точнее равного
образования для всех. Ключевым в инклюзии является требование запрета на любое
обособление.

Кроме того, можно вычленить еще
два аспекта, которые образуют непосредственное ядро концепции – ценность
личности и руководство к действию (поскольку инклюзия требует устранения
барьеров мешающих взаимодействию). Таким образом, в процессе своего развития
концепция инклюзии претерпела изменения от термина, используемого в социологии,
идеи помощи при адаптации отдельных социальных групп, до социальной политики,
модели поведения, новой культуры мышления.  На основании этого можно схематично
представить основные составляющие концепции инклюзия (Рис.1.1.). 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы