Курсовая теория на тему Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии 6
1.1 Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2 Основные средства и методы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 9
1.3 Педагогические возможности пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 15
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Приложения
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание в основном на чтение и счет. Но именно в сфере мелкой моторики чаще всего наблюдаются низкие показатели при обосновании детей на готовность к школе. Проблема развития мелкой моторики у детей является актуальной на данный момент, так как мелкая моторика благоприятно влияет на развитие всех психических процессов.
Многие ученые рассматривали проблему развития мелкой моторики. Рядом исследователей (Антаковой-Фоминой А.В., Исениной Е.И., Кольцовой М.М.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на всестороннем развитии детей. В работах В.М. Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. В исследованиях М.М. Кольцовой было выявлено, что развитие тонких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих общую моторную недостаточность, неуклонно растёт, а это, в свою очередь, ведёт к различным речевым нарушениям, а также к нарушениям сенсорного воспитания, так как мелкая моторика неотъемлемая часть сенсорной культуры.
Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Следовательно, дети, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, зачастую, попадают в категорию «неуспевающих». Чтобы избежать этого, необходимо готовить руку ребёнка задолго до поступления в школу. По данным исследований ученых в области дошкольной педагогики отмечено, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития является одной из основных сторон дошкольного воспитания и развития речи детей.
Развитие мелкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает пластилинография. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.
Проблема исследования – выявление педагогических возможностей пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования — процесс развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать влияние педагогических возможностей пластилинографии на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть основные средства и методы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить педагогические возможности пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме изучения, синтез, обобщение, классификация, сравнение.
Теоретической основой исследования явились: концепция построения движений Н.А. Бернштейна; теория влияния двигательной активности на развитие функций мозга М.М.Кольцовой, сенсорное развитие дошкольников (М. Монтессори) и др.
Структура работы: работа состоит из введения, 1 главы, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Заключение:
Проведенное исследование посвящено развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Таким образом, под термином «мелкая моторика» подразумеваем высокодифференцированные точные движения преимущественно малой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движения пальцев руки и элементы артикуляторного аппарата. Мелкая моторика является неотъемлемой частью моторных способностей человека и оптимального моторного стереотипа социализированных движений. Его развитие основано на формировании оптимальной статичности тела, оптимальном двигательном стереотипе и движениях конечностей и музыкально-ритмических движениях.
Установлено, что процесс освоения моторных навыков достаточно трудоемкий для ребенка. Своевременное выявление особенностей моторных навыков у детей младшего дошкольного возраста позволит правильно построить обучение, которое будет способствовать сглаживанию дефекта.
Развитие мелкой моторики — крайне важный процесс для дошкольников. За движения рук отвечают те же отделы мозга, что и за интеллектуально-речевое развитие. Тренируя пальцы и кисти, ребенок не только учится качественно выполнять мелкие и точные действия, например, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, но одновременно улучшает работоспособность мозга. Таким образом дошкольник подготавливает руку к школьному письму. В школе он легче усваивает новую информацию, у него не возникает проблем с точными и филологическими дисциплинами.
Пришли к выводу, что если вы не проводить систематическую работу в области двигательной активности даже в дошкольном возрасте, в школе она может перерасти в трудности в овладении навыками письма, а именно: в неосторожном неразборчивом почерке, быстрой усталости руки, слабой фиксации рабочей линии. Поэтому в дошкольном возрасте важно разработать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления моторным и практическим опытом ребенка, а также развитие навыков ручного мастерства.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д. Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Пластилинография является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Основное преимущество пластилинографии — влияние на творческое развитие, привитие интереса к изобразительному и прикладному искусству. Второе ключевое достоинство рисования пластилином — совершенствование моторики пальцев и кистей. А третье — расширение кругозора, усиление познавательной активности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
1.1 Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Мелкая моторика — двигательная активность, вызванная скоординированной работой маленьких мышц руки и глаза. Поскольку ученые (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина и др.) установили взаимосвязь между развитием мозга и мелкой моторикой, на этой основе можно отметить большую роль развития тонких моторных навыков в развитии детских психических процессов, которые влияют на развитие личности в целом [1].
M.M. Кольцова отметила, что движение руки всегда было тесно связано с речью и способствовало ее развитию. Развитие тонкой подвижности пальцев положительно влияет на развитие детской речи, а уровень развития детской речи напрямую зависит от степени формирования тонких движений пальцев. Ведущая деятельность в дошкольном учреждении — это игра. Именно во время игры наиболее эффективно развивать мелкие моторные навыки [1].
Н.М. Щелованов, M.P. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что освоение относительно тонких действий рук происходит в процессе развития зрения, прикосновения, развития кинестетического смысла — положения и движения тела в пространстве. Вид объекта — это стимул движения рук к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно в течение первых шести месяцев его жизни. Пальцы сжались в кулак. Начните выполнять специальные движения захватывающих объектов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган [11].