Курсовая теория на тему Планирование содержания и построение тренировочных занятий с учетом специфики вида спорта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Цели, задачи и характеристика средств спортивной тренировки 5
1.1. Спортивная подготовка как многолетний процесс 5
1.2. Цели и задачи спортивной тренировки 11
1.3. Средства спортивной тренировки 18
Глава 2. Основы планирования содержания и построения тренировочных занятий 21
2.1. Структурные элементы планирования 21
2.2. Построение отдельных тренировочных занятий 21
Заключение 27
Список используемой литературы 30
Введение:
Актуальность работы. За последнее время возросли спортивные достижения, возросла конкуренция и плотность спортивных результатов на различных соревнованиях, а так же объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигли своего предела. Одним из направлений достижения максимально спортивного результата является оптимизация структуры спортивной тренировки.
Структура спортивной тренировки состоит из различных видов подготовки: общей физической, специальной физической, технической, психической, тактической, теоретической, а также из внетренировочных и внесоревновательных факторов, одним из которых является спортивный инвентарь. В зависимости от специфики вида спорта соотношение выше перечисленных видов подготовки может значительно изменяться. И для повышения эффективности тренировочного процесса необходимо четко определить наиболее важные виды подготовки.
Объект исследования – процесс тренировочных занятий.
Предмет исследования – планирование содержания и построения тренировочных занятий.
Цель исследования – изучить особенности планирования содержания и построения тренировочных занятий с учетом специфики вида спорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть сущность спортивной подготовки как многолетнего процесса;
2. Определить цели и задачи спортивной тренировки;
3. проанализировать средства спортивной тренировки.
4. изучить структурные элементы планирования
5. рассмотреть особенности построения отдельных тренировочных занятий.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, планирование или построение подготовки спортсменов является основой управления тренировочным процессом. Иначе говоря, планирование – это способ организации и развития спорта в соответствии с интересами общества и достижениями в научно-техническом прогрессе, где предполагается подготовка планов, организация работы по их осуществлению и контроль за выполнением.
Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намечаемые на основе объективных закономерностей развития спортивных достижений и направленного формирования личности спортсмена. Определяются цели и задачи на различные периоды тренировочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки на предыдущий год устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.
Таким образом, построение подготовки спортсменов – сложный процесс подбора и определения оптимального соотношения разнообразных средств воздействия и сочетания структурных образований тренировочного процесса: макроциклов, периодов и этапов; мезоциклов, микроциклов и отдельных занятий. Иначе говоря, под спортивным планированием понимают порядок сочетания его компонентов, их взаимодействие и общую последовательность. Она характеризуется взаимосвязью и соотношением различных сторон спортивной тренировки, ее параметров в общем объеме работы, последовательностью и взаимосвязью периодов и этапов, мезо- и микроциклов, занятий, упражнений и т. д.
В формировании современных научно-прикладных представлений о спортивной тренировке прогрессивное значение имели и продолжают сохранять следующие тенденции.
Во-первых, переход от преимущественно фрагментарных представлений об отдельных компонентах спортивной тренировки к интегративному рассмотрению ее как целостного процесса, определенные слагаемые которого взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Если прежде в различного рода пособиях и исследовательских публикациях по спортивной тренировке явно доминировало как бы расчлененное описание ее элементов (отдельных тренировочных упражнений и методов их выполнения, частных параметров нормирования нагрузок и т.д.), — в последние десятилетия все более пристальное внимание уделяется общему порядку развертывания тренировочного процесса в рамках целых его этапов, периодов, циклов.
Во-вторых, углубляется рассмотрение связей круглогодичной и многолетней спортивной тренировки с другими сферами жизнедеятельности спортсмена.
В этом аспекте спортивная тренировка предстает как одна из составных частей, или, точнее, подсистема более широкой системы, в которую, кроме тренировки, органично входят система спортивных состязаний, а также совокупность внетренировочных и внесоревновательных факторов подготовки спортсмена (специализированный общий режим жизни, дополнительные факторы оптимизации спортивной работоспособности и т.д. — все то, что кратко можно назвать экзофакторами подготовки спортсмена).
Обе эти тенденции хорошо вписываются в русло системного подхода, получившего, как известно, всеобщее признание в качестве интегративного способа современного научного познания. Он, разумеется, не исключает аналитико-избирательных подходов, но на первый план выдвигает установку не на поэлементное («элементаристское»), а на целостное восприятие рассматриваемых объектов в их реальной нерасчлененности с особым вниманием к упорядочивающим их, систематизирующим началам. Естественно, что именно такой подход должен быть ведущим и в обобщающей теории спорта.
В ряду ее проблем одно из центральных мест и занимают проблемы системного построения спортивной тренировки. В форме циклов различной продолжительности процесс спортивной подготовки развертывается как в пределах больших, так и в пределах относительно небольших масштабов времени. Соответственно, кроме макроциклов в нем различают средние циклы (мезоциклы, которые часто бывают месячными или околомесячными) и малые циклы (микроциклы недельной или несколько иной продолжительности).
Не вдаваясь пока в детальное рассмотрение факторов, зависимостей и обстоятельств, обусловливающих эти циклы (речь об этом еще впереди), в принципиальном аспекте важно отметить закономерный характер цикличности процесса спортивной подготовки и необходимость направленно упорядочить его по мере развертывания свойственных ему микро-, мезо- и макроциклов в единстве с системой спортивных соревнований. Именно на это ориентирует принцип циклического построения спортивной подготовки.
В сжатом виде его основные положения обязывают к тому, чтобы: при построении спортивной подготовки исходить из необходимости систематического повторного воспроизведения основных элементов ее содержания и вместе с тем последовательно изменять их, как того требуют закономерности циклического преобразования процесса подготовки; принимая решения о целесообразности использования в ней тех или иных средств и методов, учитывать, кроме прочего, насколько они соответствуют особенностям фаз, этапов и периодов тренировочных циклов, ибо любые средства и методы подготовки, как бы они ни были хороши сами по себе, теряют эффективность, если применены не вовремя и не к месту: то же относится к нормированию тренировочных и соревновательных нагрузок и к регулированию их динамики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Цели, задачи и характеристика средств спортивной тренировки
1.1. Спортивная подготовка как многолетний процесс
В зависимости от преимущественной направленности процесс многолетней спортивной подготовки делится на четыре этапа:
1) предварительной подготовки;
2) начальной спортивной специализации;
3) углубленной специализации в избранном виде спорта;
4) спортивного совершенствования.
Продолжительность этапов обусловлена спецификой вида спорта и уровнем готовности спортсменов. Четких границ между этапами нет. При планировании перехода от этапа к этапу необходимо учитывать не только паспортный возраст, а биологический (вмешивается акселерация либо ретардация (задержка). Так в период ростового (12 лет) биологический возраст отдельных детей может находиться в диапазоне 9-15 лет, то есть отличаться на 3 года [3].
Поэтому степень биологического развития организма важно учитывать. Гетерохронность развития организма спортсменов тоже должна учитываться в ходе организации учебных групп, установлений сроков начала специализации, дозирования тренировочных нагрузок, определении уровня подготовленности.
В каждом конкретном случае на основе педагогических наблюдений, учета данных медико-биологического обследований определяется готовность спортсмена к переходу на очередной этап многолетней тренировки. Хоть и есть конкретные разработки на данный счет, однако они условны, ориентировочны.
Этап предварительной подготовки. 3 года. Укрепление здоровья и улучшения физического развития. Овладение основами техники выполнения физических упражнений. Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий разнообразными видами спорта. Привитие интереса к занятиям спортом. Воспитание волевых качеств. Определение вида спорта для последующих занятий.
Этап начальной спортивной специализации. 2 года. Достижение всесторонней функциональной и физической подготовленности. Овладение основами техники избранного вида спорта и иных физических упражнений. Воспитание основных физических качеств. Приобретение соревновательного опыта при помощи участия в соревнованиях в разнообразны видах спорта. Определение спортивных задатков и способностей (спортивная ориентация). Уточнение спортивной специализации.
Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта. 2-3 года. Совершенствование в технике избранного вида спорта. Воспитание специальных физических качеств. Повышение уровня функциональной подготовленности. Накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта.
Этап спортивного совершенствования. 2-3 года. Совершенствование в технике избранного вида спорта. Воспитание специальных физических качеств. Освоение должных тренировочных нагрузок, повышение специальной подготовленности. Достижение спортивных результатов, которые характерны для этапа первых больших успехов в этой специализации (норматива мастера спорта). Совершенствование соревновательного опыта.
Охарактеризуем отдельные этапы многолетней подготовки спортсменов.
Первый этап многолетней спортивной тренировки является этапом предварительной подготовки. Охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. В ходе физического воспитания решаются следующие ключевые задачи: всестороннее физическое развитие; укрепление здоровья; привитие интереса к занятиям физической культурой и спортом; обучение умению выполнять разнообразным физическим упражнениям.
Существенное внимание уделяется воспитанию личности ребенка, формированию у него должных норм общественного поведения, осознанного отношения к занятиям физической культурой и спортом.
К концу этапа дети, в основном, начинают проявлять интерес к занятиям определенными дисциплинами. В это время осуществляется отбор в учебно-тренировочные группы ДЮСШ. Физическая подготовка детей на первом этапе требует особенного внимания, так как в младшем школьном возрасте закладываются основы общей работоспособности, гармоничного развития, здоровья, надежности слаженности работы всех систем организма [13].
В данный период у детей должны быть сформированы достаточно широкий круг двигательных умений (запас двигательных умений), а это будет считаться фундаментом в будущей двигательной подготовке.
В тренировочных занятиях с детьми решаются следующие задачи:
1. освоение доступных знаний в области физической культуры и спорта, расширение элементарных навыков и умений в разнообразных физических упражнениях (метание, лазание, прыжки и т.п.).
2. формирование нужного основного фонда двигательных навыков и умений из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их.
3. содействие гармоничному формированию растущего организма, всестороннему развитию физических качеств, укреплению здоровья, преимущественно скоростно-силовых, скоростных, общей выносливости. С данной целью применяется широкий набор различных методов, средств и организационных приемов, элементов разнообразных видов спорта, спортивных и подвижных игр. Игровой метод повышает эмоциональность, интерес к движениям. В данный период исключаются занятия с наибольшими психическими и физическими нагрузками, монотонные занятия.