История социально-культурной деятельности Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему План монументальной пропаганды и его значение для организации просветительной работы в 1917-1927 гг.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1.
Теоретические и исторические аспекты внедрения плана монументальной пропаганды
в Советской России в 1917–1927 гг. 6

1.1
Исторические условия становления и развития монументальной пропаганды в жизни
послереволюционной России. 6

1.2 Основные
источники при изучении монументальной пропаганды в Советской республике в
1917–1927 гг. 9

1.3 Роль
монументальной пропаганды в формировании идеологии советской республики. 13

Выводы по
главе 1. 16

Глава 2.
Особенности реализации плана монументальной пропаганды в Советской России в
1917–1927 гг. и его роль в просветительной работе. 18

2.1
Содержание и реализация плана монументальной пропаганды в постреволюционный
период. 18

2.2 Влияние
плана монументальной пропаганды на организацию просветительной работы.. 23

Выводы по
главе 2. 25

Заключение. 27

Список
литературы.. 29

  

Введение:

 

Актуальность темы. Памятники – это важная
часть культуры и истории человеческого рода. В истории они не редко
рассматриваются как элемент сведения счетов со своими идеологическими
оппонентами, отражая идеологию существующего режима и общество в целом. По
тому, какие в стране ставятся памятники в данный момент, можно в определенной
мере судить и о том, что в принципе в стране происходит, какое в стране
пытаются построить общество, какую «национальную идею» пытаются заложить, какие
пытаются привить идеалы. Более того, нередко они играют роль громкоговорителя
пропаганды, как это произошло в республике Советов после прихода к власти
большевиков в 1917 году.

Памятник – это важнейший элемент не только
историко-культурного, но и идеологического наполнения общества, поэтому
государство должно более активно регулировать процесс появления памятников тем
или иным историческим деятелям, а значит, и сам процесс наполнения общество определенным
идеологическим содержанием. скульптурные памятники, уличные и интерьерные
росписи, крупные мозаики и другие крупные недвижимые работы.

Задолго до Октябрьской революции 1917 года, вследствие
появившейся потребности воссоздании визуальных образов прошлого нации и
государства стали формулироваться идеи монументального искусства, а также
концепции «синтеза искусств». Необходимость содержательного, идеологического
наполнения общественного пространства становилась еще отчетливее на фоне
формирования идеи «чистого искусства», «станковизма», распространения концепции
«гения» индивидуализации творчества. Станковое искусство в основном относилось
к выработке частной концепции художника, в то время как монументальное
искусство требовало появления общепризнанной программы, общезначимых символов.
В итоге к концу XIX– началу XX века монументальное искусство стало государственно
важным видом искусства.

Последнее время пробуждается особый интерес к теме
монуметаллизма, и этот интерес имеет под собой определенную почву. Во-первых,
монументальное искусство, остается крайне актуальным, будоражащим умы,
подвигающим людей на производство разнополюсных мнений. Во-вторых, можно
констатировать, что монументальное искусство остается крайне актуальным, однако
традиции его постепенно теряются, в нашей стране буквально утрачивается
способность к монументальному, особенно скульптурному творчеству. Нельзя не
признать, что в современном гражданине живет какая-то генетическая память о
советском монументальном стиле. Современные города переполнены монументальными
объектами, и прежде всего это советский монументализм. А советский монументализм
столь значителен, столь искусен в своём большинстве, что он интересен даже
молодому поколению. Безусловно, монументализм невозможен в безидеологичном
государстве и советский опыт показал, сколь величественной может быть
монументализм.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключении, подведем итог проведенного исследования и кратко опишем
его результаты. Прежде всего, мы определили понятие «ленинский план
монументальной пропаганды», провели анализ исторических условий становления и
развития монументальной культуры в жизни послереволюционной России, определи
его содержание, провели комплексный анализ основных источников монументальной
пропаганды в историко-культурных исследованиях, оценили эффективность
монументальной пропаганды в формировании идеологии советской республики и
показали его влияние на организацию просветительской работы.

В первой главе мы определили, что ленинский план монументальной
пропаганды имел своей целью, в первую очередь, охват всей духовной и культурной
сферы общества новой идеологией большевиков и поддержание этих идей через
пропаганду посредством, в том числе, уничтожения напоминания об эпохе царизма и
создания новых монументальных памятников, возвеличивающих исторические образы,
воплощающие идеи новой власти.

Во второй главе мы проследили особенности реализации плана
монументальной пропаганды и его взаимосвязь с просветительной деятельностью
государства. Ленин и большевики прекрасно понимали, какое сильное действие
может оказывать роль искусства, именно культура предоставляет человеку
возможность по-своему пережить жизнь тех, кто делал историю или творит
настоящее. Поэтому о многом именно через него человеку становится ясней и
доступней смысл политических, классовых и экономических отношений.

В ходе исследования были применены знания различных дисциплин, которые
способствовали более широкому рассмотрению материала, а также его углублению.
Прежде всего, это знания истории и теории социально-культурной деятельности,
истории России, а также знания технологических основ социально-культурной
деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные в начале
работы задачи были успешно выполнены, а цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические и
исторические аспекты внедрения плана монументальной пропаганды в Советской
России в 1917–1927 гг. 1.1 Исторические
условия становления и развития монументальной пропаганды в жизни
послереволюционной России

Сразу после первых революционных событий в России и при Временном
правительстве после февраля 1917 года, и при большевиках в октябре 1917 года
одной из общественных инициатив стало открытие памятников, увековечивавших как
события революции, так и память о погибших. Несмотря на запал первых лет
революции (1917–1921 гг.), декларативно порывавшие с традициями Российской
империи, особенно в области религии, большевики продолжили имперскую политику
сохранения культурных ценностей (в том числе музеефикацию религиозных объектов)
и создания новых памятников с помощью таких классических видов искусства, как
монументальная скульптура.

События революции 1917 года изменили внесли коррективы во все сферы
жизни государства и повлияли на изменение на страну в целом. В основе революционных
изменений лежит ломка старых устоев и традиций и установление новых порядков,
парадокс, однако, в том, что это новое чаще всего не совпадает с теми
задуманными идеалами, за которые боролись революционеры. Представители
культуры, в том числе интеллигенция, в большинстве не приняли революцию,
поэтому многие отказывали советской власти в сотрудничестве.

Первым начинанием новой власти в художественной области стал декрет «О
памятниках республики», отметивший инициативу, позднее закрепленную в истории
как план «монументальной пропаганды» [2]. Суть нововведений состояла в
актуализации сущности политических перемен в стране путем установления
памятников и мемориальных досок в столице и Москве. В годы революции мощный
импульс к развитию получили такие современные на тот момент виды искусства, как
плакаты, агитационные листки и другие мобильные средства агитации и пропаганды.

После революции у советской власти проявилась заинтересованность в
формировании общественного искусства. В начале 1920-х годов прослеживался
устойчивый рост интереса к монументальной и коммеморативной скульптуре в
контексте расширения круга увековечиваемых лиц и идей.

На 1920-е годы приходится и активная разработка идей взаимодействия
скульптуры с архитектурой, представленных в экспериментах Б.Д. Королёва, А.В.
Бабичева, Д.А. Якерсона, И.М. Чайкова и И.С. Ефимова [13].

Со стороны государства наблюдался целенаправленный интерес к средствам
преобразования городской среды: развитие агитационно-массового искусства,
возрождение фрески, мозаики, сграффито, поиски новых экспериментальных
материалов, возникновение сети клубов, оформление парков. Для
монументально-декоративного рельефа организация индустрии монументального и
массового искусства стала ключевым фактором развития. Приоритеты были отданы
плановому строительству и реконструкции городов, для которых оказались
необходимы скульпторы монументалисты, поэтому одновременно шло формирование
технической базы массового производства скульптуры.

Головной болью художников были техническое обеспечение
их работ и реализация авторских проектов оформления. Не создавались условия для
индивидуальной работы скульпторов, поддерживалась и развивалась только
индустрия массовой скульптуры – так называемая «массовка». Она являлась плодом
формирования и внедрения пролетарской культуры с ее идеалами коллективизма,
однако на практике к массовому искусству наблюдалось консервативное, то есть
негативное, отношение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы