Курсовая теория на тему Плакат и карикатура как инструмент пропаганды в годы Великой Отечественной войны
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1.Использование плаката в учебной литературе по истории второй мировой войны 5
1.1.Специфика работ художников 5
1.2.Путь советского плаката 8
2.История карикатур 13
2.1.Карикатуры в годы Великой Отечественной войны 13
2.2.Карикатура как орудие пропаганды в период Первой мировой войны 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Введение:
Кто его не видел, кто его не знает? Плакат с детства сопровождает нас повсюду, от почтовой марки на конверте до огромного баннера возле вашего дома.
Однако теперь плакат потерял смысл. У плаката уже есть цели и значения, отличные от плакатов советского периода, граница между плакатом и рекламой становится очень нестабильной.
Современная политическая карикатура зародилась во время Реформации. Хотя карикатура была известна с давних времен, вплоть до 16 века. это не было средством массовой агитации. Первым, кто оценил, каким грозным оружием в полемике с врагами может быть сатирическая графика, воспроизведенная на печатном станке, был Мартин Лютер, который разжигал народную ненависть к папе и монахам, очерняя священнослужителей грубыми и злыми гравюрами. Однако вскоре папский двор осознал силу карикатуры как средства убеждения и в ответ начал выпуск сатирических рисунков, язвительно высмеивающих Лютера и ему подобных. С тех пор во времена внутренних и внешних конфликтов карикатура часто использовалась пропагандой для борьбы с противниками.
Плакат военного времени, несомненно, является оружием воздействия на массовое сознание, и он действительно использовался воюющими сторонами. Все плакаты имели определенное содержание, влияли на умы масс, формировали общественное мнение и помогали противостоять вражеской пропаганде.
Художники-плакаты быстро отреагировали на события Великой Отечественной войны. В первые недели, месяцы войны производство плакатов широко развернулось в странах-участницах войны.
Плакат напрямую влияет на массовую культуру общества, но необходимо понимать, какова тенденция этого влияния, негативного или обратно позитивного, способствующего развитию общества — ответ на этот вопрос — актуальность данной работы.
Поэтому цель моей работы — выявить значение и роль плаката и карикатуры как разновидности изобразительного искусства советского периода и посредством сравнительного анализа определить роль и направления плакатной деятельности в наше время.
Объект курсовой работы — Изобразительное искусство СССР.
Предмет работы –история и теория плаката и карикатуры как вида искусства.
Задачи:
— изучить теоретические источники по проблеме и уточнить концепцию искусствоведения «советского плаката» в искусстве;
— выявить роль и значение плаката в эпоху СССР;
— провести сравнительный анализ роли плакатной деятельности в советский период и в наше время.
— определить тенденцию и направление плакатов 21 века, если их значение изменилось по сравнению с 20 веком.
— сформулировать практические рекомендации по использованию советской плакатной живописи в современной общественной и культурной деятельности.
Теоретическая и методологическая основа курсовой работы сформирована на основе научных работ С.В. Перевезенцев, Б.В.Ефимов, Е.А.Песоцкий, Т.А.Толстой.
Для анализа были использованы: Интервью с А.П. Ушакова — пресс-секретарь Моссовета ветеранов, Интернет-порталы, культурно-просветительский и издательский проект «ПОСТЕР РОССИИ», записывающий видеоклипы с интернет-канала YouTube.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Подводя итоги проделанной работы по курсу, хочу представить свои практические рекомендации по этому поводу:
По сравнению с советскими временами, в наше время назначение и функции плаката существенно изменились.
Да, разные периоды в истории нашей страны — разные ценности и привычки, разные политические системы, значит, эти различия оправданы. К сожалению, элементы плаката часто используются в социальной рекламе в политических и коммерческих целях. До определенного момента в этом может быть все нормально, но есть предел, по которому человек или организация вступают на очень скользкий путь морали и ответственности. К сожалению, эта негативная тенденция набирает обороты. С этой проблемой нужно бороться, причем бороться «сверху».
А именно: Правительству Москвы и другим уполномоченным структурам следует проверить, что попадает на знамена города, изображение не должно противоречить принципам гуманизма, не содержать двусмысленных лозунгов, должна соблюдаться эстетика изображений. Кроме того, необходимо оказывать финансовую поддержку социальной рекламе: пропаганде здорового образа жизни, семейных ценностей, доброты и гуманизма.
Как отрицательная тенденция развития плакатной живописи в наше время, не исключено, что тема и стиль плакатов советского периода станут особенно актуальными только накануне праздника, посвященного Дню Победы 9 мая. Именно в эти дни город пестрит такими плакатами, после праздников плакаты и при этом ветераны Великой Отечественной войны, как правило, забываются «до 9 мая следующего года», как правительством, так и другими структурами, государством, а, следовательно, и обществом. Есть ощущение, что все это делается просто для проведения обряда, «для галочки» — дань уважения ветеранам.
Фрагмент текста работы:
1.Использование плаката в учебной литературе по истории второй мировой войны
1.1.Специфика работ художников
Плакат — это красивое изображение на большом листе бумаги с кратким пояснительным текстом. По своему духу, мобильному ответу на сегодняшние события, плакат оказался одним из самых эффективных средств выражения чувств всего населения, призыва к действиям, защиты Отечества, донесения срочных новостей с фронта и из-за рубежа. назад. Самую важную информацию необходимо было передать самым простым и эффективным способом и в то же время в короткие сроки. Яркие, внятные и образные плакаты взывали к борьбе с противником, позорили трусов, прославляли героев фронта и тыла. Они были актуальны, полны оптимизма, созвучны чувствам и мыслям людей. Военные плакаты — это не только подлинные произведения искусства, но и поистине исторические документы. «Плакаты, разложенные в тылу немцев, — это новости великого Отечества, напоминание о том, что друзья близки. Население, лишенное советского радио, советской прессы, часто узнает правду о войне из этих появившихся ниоткуда плакатов — так рассказывает о плакате ветеран Великой Отечественной войны.
Для советских людей образ войны, образ Родины был представлен в образе женщины-матери с плаката И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Кстати, этот плакат присутствует в немецкой книге с комментарием: «Во время наступления немецкой армии Сталин обращается к населению с призывом дать отпор Гитлеру. Призыв к Великой Отечественной войне — это возрождение концепции освободительной войны против Наполеона и обращение к Русской православной церкви, которое преследовал Сталин. Война должна помочь нормализовать отношения между государством и церковью». Советские пропагандисты использовали лица бывших героев и лидеров первого национального ополчения, а также идолов гражданской войны принял меры.
Какие символы были в Германии и США? Плакат «Am Ende steht der Sieg» «И в конце концов, победа!» изображен орел — символ древнего Рейха. На протяжении многих лет этот узнаваемый силуэт птицы олицетворял только смерть, разруху и насилие для всех жителей Европы и Советского Союза. Его исторические корни уходят в далекое прошлое. Прошло почти 60 лет, прежде чем художники смогли вернуть «двуглавого орла», византийский символ государства Российского, в визуальную среду России. Но орел — не единственный символ войны и победы. Во время войны главным героем-покровителем бойцов Вермахта стал образ скрещенного воина, викинга, подчинявшегося девизу: «Моя преданность — моя честь». Например, на плакате Германа Кеймеля «Недерландцы» с призывом «Нет большевизму!» Американцы, история которых не была столь долгой и многогранной, как символ преемственности идей демократии и свободы, представляют на плакате некий «дядюшка Сэм», появившийся во время войны между Севером и Югом.
Благодаря плакату государства стали олицетворять имидж своих лидеров. Сатирические образы Гитлера и Сталина, полные гневных разоблачений, стали одним из важнейших средств агитации и пропаганды в арсенале противников. Насмешки лидеров превратились в злую пародию на пафосный официальный имидж, но в кощунственное издевательство над сущностью режимов. Лидеры СССР и Германии изображались своими противниками таким образом, чтобы вызывать у них отвращение, вызывать непреодолимое желание разрушения. Нам хорошо известен плакат Кукрыниксов «Беспощадно раздавим и уничтожим врага!» На этом плакате изображены Гитлер и советский солдат, воткнутые ему в голову штыком. В первоначальном варианте штык красноармейца пронзил руку Гитлера, поэтому плакат больше походил на предупреждение. Удачное сочетание героической и сатирической образности в сюжете плаката также соответствовало духу времени. Мы не смогли найти сатирических плакатов немецких художников с изображением Сталина в русских учебниках и гитлеровских немецких.