Курсовая теория на тему Пётр 1 внутренняя и внешняя политика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Основные направления внутренней политики Петра I…………………… 5
1.1. Реформы государственной власти и управления……………………………… 5
1.2. Городская и судебная реформы Петра I…………………………………………… 14
Глава 2 Основные направления внешней политики Петра I……………………… 22
2.1. Военная реформа……………………………………………………………………… 22
2.2. Достижения во внешнеполитической сфере…………………………………. 23
Заключение……………………………………………………………………………………….. 27
Список литературы…………………………………………………………………………….. 29
Введение:
Время царствования в России Петра I ознаменовано глубокими преобразованиями во всех сферах
государственной и общественной жизни. В
это время происходит окончательное становление и закрепление абсолютной
монархии. Реформы Петра I затронули сферу государственного управления,
общественный строй, экономические и социальные отношения. Россия в своем
развитии вышла на новый уровень. Прежде всего для реформ Петра характерно
следование западным традициям и сближение с Европой во внешней политике. Полностью была изменена система
государственных органов, сформированы новые принципы сословного деления,
изменены отношения государства и церкви. Это только некоторые примеры преобразований
Петра I. Естественно
подобные изменения вызывали неоднозначную реакцию общества. Некоторые из нововведений с течением времени
сохранили свое значение, другие развития не получили.
В работе будут рассмотрены основные направления внешней и внутренней
политики Петра I.
Рассмотрение данной темы является актуальным, поскольку эпоха Петра является
поворотным моментом в российской истории. Реформы Петра I затронули абсолютно все сферы
государственной и общественной жизни. Наиболее значимыми являются реформы
государственного аппарата, военная реформа, реформа местного самоуправления и
судебная реформа. Внешняя политика способствовала укреплению могущества
государства на международной арене.
Предметом исследования является историческая эпоха Петра I
Целью работы является рассмотрение петровских преобразований во
внутренней и внешней политике.
Для достижения указанной цели
должны быть выполнены следующие задачи: рассмотреть особенности
становления абсолютной монархии, охарактеризовать основные реформы в области государственного
управления, взаимоотношений государства и церкви, рассмотреть содержание иных реформ,
проанализировать основные направления внешней политики, рассмотреть
существующие оценки петровских преобразований.
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих
авторов: Дворниченко А.Ю., Исаев И.А., Радугин А.А. и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.
Заключение:
Рассмотрев проведенные Петром I реформы и основные направления внутренней и внешней политики, можно прийти к следующим
выводам.
1. Реформы Петра I
оцениваются историками как весьма значительные в для российского государства.
Его деятельность была направлена на укрепление государственной власти и
самодержавия. Одним из значительных изменений было присвоение титула
императора, которым обладали в дальнейшем все верховные правители России до свержения монархии. Укреплению
государства способствовали все проведенные преобразования: введение регулярной
армии, увеличение налогов, направляемых на содержание армии и государства,
реформирование государственных и местных органов с введением вместо принципа
выборности – принципа назначаемости. Государство стало светским, независимым от
церкви. изменена была сформированная система приобретения сословных званий. Все
эти изменения способствовали развитию российского государства по новому пути.
2. Любые изменения, а особенно такие масштабные ведут к
неоднозначной их оценке обществом. Следование Петра западным традициям при
проведении реформ и насаждение западной культуры вызывало негативную реакцию
общества. В результате чего произошел раскол на приверженцев старой и новой
системы государственного управления. Кроме того
увеличение роли государства, его проникновение буквально во все сферы
общественной жизни, также стало
отрицательным последствием реформ. Нарушались интересы многих сословий,
происходили выступления и в дворянской среде и народные восстания.
3. Тем не менее, реформы Петра должны оцениваться как положительные с точки зрения общего государственного развития, усилении
военной мощи и экономики России. Многие его нововведения сохранились в
дальнейшем, хоть и подвергались определенным изменениям, например система
государственного и местного управления. Со времен Петра было образовано новое и
сильное государство. В целом
деятельность Петра I
может быть охарактеризована следующим высказыванием историков. «Как бы не
оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России был дан мощный
импульс развитию промышленности, созданы боеспособная армия и флот, заложены
основы светской русской культуры и системы образования. В России, наконец-то,
был сформирован компетентный государственный аппарат. При нем Россия получает
широкое международное признание»[1]. [1] История России (Россия в мировой
цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.2001 С.
102
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Основные направления внутренней политики Петра
I 1.1. Реформы государственной
власти и управления К началу
правления Петра I государственный строй
представлял собой сословно-представительную монархию. Государственная власть
осуществлялась царем и
сословно-представительным органом — Боярской думой, которая обсуждала и принимала
основные государственные решения.
Сословно-представительная монархия отличается тем, что
основная власть принадлежит главе государства — царю, но в то же время он
согласует свои решения с особым представительным органом. В России таким
органом была Боярская дума. Боярская
дума была высшим представительным органом управления. в состав думы входили
представители высшего сословия – бояре. Можно сказать, что подобное
представительство носило весьма ограниченный характер, поскольку работу в Думе осуществляли лица, приближенные
к царю. Таким образом о представительстве простого народа речи не шло.
«Компетенция Боярской Думы была следующей. Прежде всего выделяют ее
законодательную деятельность. Таковую можно разделить на два вида. Первый —
участие Думы вместе с царем в заседании Земского собора, а также отдельное
заседание Думы вместе с царем. Второй — законодательство Думы посредством
прецедентов. Поскольку Дума часто выступала в роли апелляционной инстанции, то
ее решения в этой области восполняли пробелы законодательства. Нередко
сформулированная и уточненная таким образом норма приводилась в действие
выражением типа: "да и впредь бояре приговорили". Аналогичным образом
действовала Дума в качестве органа, куда пересылались на доклад (окончательное
решение) дела из приказов»[1].
К концу XVII началу XVIII века такая система управления уже значительно
устарела и не отвечала потребностям новых, развивающихся экономических
отношений. Предпосылок к становлению абсолютной монархии сложилось достаточно много. Это и устаревшая система управления, которая
требовала значительного усовершенствования.
Это напряженная внешняя политика и в частности Северная война.
Руководство военными операциями требовало более централизованного управления. Несомненно большую роль в
становлении абсолютной монархии сыграла и сама личность Петра I, который
получил хорошее образование, постоянно ездил по Европе и стремился установить государственное
устройство в России по подобию европейского. Именно реформы Петра стали отправной точкой для становления абсолютной
монархии. Этому способствовали и изменения в государственном устройстве и
военная реформа и реформа местного самоуправления. Именно при Петре I Россия
впервые стала называться империей, а ее монарх — императором. «Во второй половине
XVII в. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в
переходе от самодержавия с Боярской думой, от сословие представительной
монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму. Абсолютизм это форма
правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно
принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации.
Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат,
постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила»[2]. [1] Исаев М.А. История Российского государства
и права: учебник / МГИМО (Университет) МИД России. М. 2016. С. 164. [2] Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева
Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник.— М.2017. С.145.