История музейного дела в России Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Первые провинциальные музеи на окраинах Российской империи: тенденции и особенности развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.   Социокультурный облик
российского провинциального музея. 5

1.1.   Особенности формирования
музеев при губернских ученых архивных комиссиях. 5

1.2.   Два пути образования
местных музеев. 7

2. Анализ
провинциальных музеев на окраинах Российской империи. 10

2.1. Развитие
провинциальных музеев России. 10

2.2.
Лаборатория музейного дизайна при Российском институте культуры.. 13

2.3.
Краеведческий музей: один из первых провинциальных музеев России  16

2.4.
Тенденции развития провинциальных городов России. 20

Заключение. 24

Список
использованной литературы.. 27

  

Введение:

 

Текущая культурная ситуация в равной степени определяется
процессами глобальной интеграции и постоянно усиливающимися регионалистскими
тенденциями. Процессы дезинтеграции определяют себя как вспышки религиозного,
этнического сепаратизма в разных странах. Преодоление кризиса культурной
идентификации связано с необходимостью сохранения местной идентичности, что
порождает неоднородность и полицентричность культурного пространства открытого
информационного общества.

В России внимание к региональным социокультурным явлениям
усугубилось быстрым процессом дезинтеграции, связанным с крахом советской
централизованной административной системы. Вопросы регионализма, специфики
культурных явлений провинции становятся предметом обсуждения на многочисленных
научных конференциях. Появляются новые научные направления, отражающие важность
развития этих проблем, например, краеведение, краеведение.

Проблема методологии изучения провинциальной культуры
ставилась в трудах Е.Я. Бурлина, Н. Воронин, М. Каган, Т. Кандауров, Т. Чичканова.
В.В. Селиванов исследовал функции провинции в культуре.

Цель нашего исследования — выявить социокультурные
условия для становления провинциального музея как местного центра развития,
обновления и трансляции культурного наследия.

Объект исследования — провинциальный музей как особый вид
музея.

Предмет исследования — процессы развития, обновления и
трансляции культурного наследия в провинциальном музее.

Достижение этой цели предполагает решение следующих
задач:

1) рассмотреть существующие подходы к изучению культурных
явлений провинции и выявить специфику культурологического подхода;

2) выявить типологические особенности провинциального
музея и обосновать необходимость его изучения в контексте идеи «культурного
гнезда»;

3) анализирует смысловое поле понятия «культурное гнездо»
и рассматривает возможности его применения в краеведении;

4) обосновать понимание «культурного гнезда» как центра
развития, актуализации и трансляции культурного наследия;

5) выявить функции музеефикации культурного наследия в
динамике культуры.

Методология исследования –теоретические разработки и
практические методы с помощью которых решались поставленные задачи.

Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения, использованных источников и литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам исследования можно сделать следующие
выводы: 1. Системообразующим фактором существования города является рынок,
предполагающий рациональность мышления, денежную экономику и разделение труда.
Помимо экономической базы, город определяется наличием административного и
политического аппарата, который контролирует внутренние процессы посредством
принятия законов и закрепления традиций и обычаев. Наряду с рациональностью
город не может существовать без сенсорной составляющей города, которая отвечает
за взаимодействие внутри него и может быть сведена к понятию коммуникации.
Разнообразие настроений, интересов и занятий в городском пространстве ведет к
сегрегации населения, что поднимает проблему обеспечения качественной
коммуникации между социальными мирами и внутри них. Городская среда формирует
личность горожанина, но в то же время городские районы также перенимают
некоторые качества и настроения своих жителей.

2. Основная функция провинции в национальном развитии —
сохранение и передача национальных ценностей. Проведя параллель с теорией
человеческого капитала, мы указали на особую роль провинции в социализации и
воспитании творчески активной личности, способной обеспечить прогресс
российского общества на принципах социокультурной преемственности.

3. Все проявления культуры можно интерпретировать как
культурные ценности или культурный капитал. Как только культурный продукт
попадает в рыночные условия, возникает вопрос об определении его цены. Мы
выделили несколько типов культурной ценности, экспертный анализ которых
применительно к определенной культурной единице может как-то приблизить нас к
перспективе ее оценки; среди них подлинные духовные, социальные, исторические,
символические ценности и ценность подлинности.

Перечисленные категории культурных ценностей являются
предпосылкой устойчивого и целостного культурного развития социального пространства.

Что касается нравов городских жителей, то стоит отметить
тот факт, что они серьезно определяются происхождением и классовой
принадлежностью. Итак, если провинциальная знать как представители наиболее
образованного, продвинутого и привилегированного класса «просвещенной эпохи» от
Петра Великого была вынуждена следовать западной моде, могла позволить себе
сотрудничать и защищать свои групповые интересы, носить европейские костюмы и
особые типы. одежды.

Что касается развлечений, городские купцы и городские
низшие классы строго следовали велениям древности в отношении костюмов и
развлечений, и осознание их корпоративных интересов только начиналось, даже
среди купцов как очень влиятельного класса. Фактически, единственное, что
отличало повседневную жизнь купцов от жизни среднего класса или крестьянства,
было их занятие, которое объективно принадлежало другой, капиталистической
эпохе, хотя это обстоятельство еще не проявилось в других сферах жизни. … Что
касается простых людей в городах, то эта социальная группа была оплотом
консерватизма и патриархата по своим нравам, обычаям, костюму и развлечениям,
но именно простые люди придали российскому провинциальному городу тот
оригинальный колорит, который был характерен для столицы.

Однако довольно стабильная и размеренная повседневная
жизнь провинциального городка второй половины 18 века. иногда он давал сбой,
вызывая абсурдные и любопытные эпизоды, причина которых либо нетривиально
истолковывалась или нарушалась гражданами социальных норм того времени, либо
насильственным вмешательством центральной администрации во внутреннюю жизнь
города. Как бы то ни было, странные и парадоксальные ситуации, периодически
возникающие в российской провинции, говорят о сложности и переходе той эпохи в
истории городской повседневной жизни, которая постепенно начнет меняться в
новом 19 веке.

В заключение следует сказать, что повседневная жизнь
российского провинциального города по-прежнему представляет собой значительную
научную проблему, требующую дальнейших исследований как в отдельных аспектах,
так и в их совокупности, как на основе материалов отдельных населенных пунктов,
так и на основе общегосударственного значения.

 Однако
концептуальное осмысление роли и значения русского провинциального города XVIII
века особенно актуально. и других эпох как неотъемлемое явление русской истории
и культуры, потому что Россия, как правильно подметили классики русской
литературы XIX века, не ограничивается Москвой и Петербургом. Россия — это
отдых, огромный и загадочный мир провинции.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Социокультурный облик российского
провинциального музея 1.1. Особенности формирования музеев при губернских
ученых архивных комиссиях Буржуазные реформы затронули многие важные стороны
общественно-политической и социально-экономической жизни, оказали большое
влияние на развитие культуры. Результатом реформ стало оживление общественной
жизни, включение в нее широкого слоя разнообразной интеллигенции и всеобщая
демократизация культуры. Потребности буржуазного развития (развитие крупной
промышленности, железных дорог, поиск новых месторождений полезных ископаемых и
т. Д.) Вызвали необходимость изучения природных богатств, экономического
развития и истории края.

Конец 19 — начало 20 века называют «серебряным веком»
русской культуры. Особенностью этого периода было «неслыханное стремление
широких масс к просвещению, к свету, к знаниям» [1]. Они пытались удовлетворить
тягу к культуре, к просвещению с помощью расширенной сети библиотек, публичных
читальных залов, организации лекционных залов, музыкальных вечеров и, конечно
же, организации музеев. Государственные учреждения поощряли интенсивный рост
музейной сети, особенно в провинции. Местные музеи, изучающие регион, собирая
местные материалы, коллекции, отражающие природу региона, его историю и
экономику, были прообразами современных краеведческих музеев.

Музеи, которые занимались комплексным изучением родного
края, назывались комплексными. Термин «краеведческий музей» до революции не
существовал. Музеи обычно назывались в честь провинции или города, в котором
они располагались. Возникли комплексные и специализированные музеи и даже
педагогические музеи (в Виленском, Киевском, Московском, Казанском учебных
округах). Изысканные музеи с их коллекциями, собранными в ходе исследований,
служили целям познания и просвещения. В период с 1861 по 1917 год было открыто
45 музеев сложного профиля, половина из которых располагалась в отдаленных
районах Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока и Кавказа [2].

На протяжении XIX в. изменилось представление о
предназначении музеев. Первые русские музеи играли роль древних хранилищ и были
доступны лишь ограниченному кругу посетителей. Во второй половине XIX в. музеи
стали использоваться в образовательных, эстетических и образовательных целях. В
проекте Положения о попечительских советах музеев Императорской Академии наук
говорилось: «Музеи давно перестали быть кабинетами раритетов, удовлетворяющими
лишь любопытство случайной публики. Помимо широких педагогических задач, музеи
являются важнейшими учебными заведениями, настоящими лабораториями для
специалистов »[3]. В Уставах различных музеев в качестве обязательных целей
были названы: сбор и хранение коллекций, их изучение и распространение на
основе научных знаний, содействие развитию художественного вкуса, воспитание
патриотизма и т. Д.

Многие важные вопросы, касающиеся организации и
существования музеев в провинции, были подняты на VII археологическом съезде,
состоявшемся в Ярославле в 1887 году. Дело в том, что в системе государственных
учреждений в дореволюционной России не было специального органа по вопросам
культуры. жизни, в частности музейного дела … Графиня П.С. Уварова рассказала
о печальной судьбе некоторых местных музеев, которые были закрыты из-за
отсутствия в их распоряжении необходимой материальной базы. На съезде был предложен
проект Положения о провинциальных и региональных музеях. Он предусматривал
статус музеев как государственных учреждений, коллекции которых должны
находиться в государственной собственности. В проекте также говорилось о
желательности выделения средств государством тем местным музеям, которые
существуют уже три года и доказали свою дееспособность [4]. Однако поставленные
на съезде вопросы не были решены ни в 1880-е, ни позже.

1.2. Два пути образования местных музеев Во второй половине XIX в. Создавать местные музеи можно
было двумя способами. Один из путей — появление музеев в результате
деятельности учреждений, изучающих регион. Это музеи статистических комитетов,
губернских земств, губернских ученых архивных комиссий (ГУАХ), филиалов
Русского географического общества. Остальные музеи создавались как
самостоятельные учреждения на основе произведений краеведов-любителей и
местного населения. В 60-80-е гг. XIX век. Губернские статистические комитеты,
созданные в провинциальных городах с 1834 г., сыграли важную роль в организации
музеев. Наряду со своей основной задачей — ведением провинциальной
административной статистики — статистические комитеты занимались
топографическим описанием своих провинций, исторических, производственных,
сельскохозяйственных отношений. Статкомитеты организовывали экспедиции по
созданию различных коллекций для музеев, публиковали труды, посвященные
изучению родной провинции. Так, Вятский губернский статистический комитет издал
в 1873 г. «Статистическое описание Вятской губернии» отдельной книгой, а с 1880
по 1916 г. ежегодно издавал «Памятные книги и календари Вятской губернии».
Губернский статистический комитет часто был единственным центром изучения
родины и поэтому объединял местную интеллигенцию.

Многие статистические комитеты собирали коллекции
различного антиквариата, сюда же были перенесены экспонаты с выставок
(сельскохозяйственных, промышленных), и таким образом были созданы музеи.
Например, в Нижегородском статистическом комитете к концу 60-х гг. XIX век. В
его коллекции 685 различных предметов антиквариата. Статкомитеты открывали
музеи в Архангельске (1859 г.), в Уфе (1865 г.), в Твери (1866 г.) и во многих
других городах [5]. Поскольку в задачи статистических комитетов входило всестороннее
описание провинций, в музеях также накапливались материалы, описывающие
природу, экономику и историю родной провинции. Однако, поскольку изучение
региона имело второстепенное значение для статистических комитетов, музеи
создавались в основном на основе случайных поступлений и не могли обеспечить
высокий научный уровень.

В последней четверти XIX века, когда в большинстве
губерний были введены земские учреждения, началась организация земских музеев.
Поскольку земства обычно оказывали материальную поддержку местным учебным
заведениям, им принадлежало несколько музеев. Например, в Вятской губернии
музей Государственной имущественной палаты в 1874 году перешел в ведение
губернского земства.

Во второй половине XIX в. На местах открывались научные
общества разного типа: местные отделения Русского географического общества,
областные научные архивные комиссии. Эти учреждения были нацелены на
всестороннее изучение региона. Сбор и изучение исторических памятников
осуществлялось архивными комиссиями. Члены архивных комиссий понимали
необходимость создания историко-этнографических музеев с целью сохранения
ценных памятников старины и создания картины жизни родного края. Поскольку
многие ГУАК были единственными центрами работы по изучению региона, они были
вынуждены заниматься вопросами, не относящимися к их непосредственным задачам.
Так, в музее Оренбургского ГУАЦ есть собрание «древностей», но при этом
хранятся ботанические, минералогические и зоологические материалы.

Организация музеев в регионе в начале ХХ века, особенно в
период между первой буржуазно-демократической и Октябрьской социалистической
революциями, связана с возникновением движения «Отечествоведение». Это означало
изучение относительно небольшой территории (округ, провинция, область) с целью
ее исчерпывающей характеристики. Подобные музеи открывались в уездных городах и
даже в крупных деревнях. Например, в 1910 году в селе Кукарка Вятской губернии
открылся естественно-этнографический музей Кукарского общества просвещения, а с
декабря 1914 года действовало Общество изучения Прикамья, которое также
основало свой музей. в Сарапуле.

Начало живому изучению древности Вятского края было
положено в 70-е годы. XIX век. П.В. Алабин, описавший множество археологических
памятников, составил первую археологическую карту провинции. В 1881 г.
выдающийся археолог А. А. Спицын составил «Каталог древностей Вятского края». В
1887-1888 гг. Спицын совершил ряд поездок по губернии, в ходе которых собрал
много археологического материала. Вятский статистический комитет провел большую
работу по изучению родного края. Члены комиссии собрали информацию по
археологии Вятского края для различных музеев, съездов и составили хорошую
коллекцию.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы