Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Первые деятели дошкольного образования в России (А.С. Симонович, Л.К.Шлегер, Е.И. Тихеева, Е.Н.Водовозова)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Аделаида Симонович – основательница первого в России детского сада. 5

2.
Вклад Л.К. Шлегер в развитие теории дошкольной педагогики. 8

3.
Педагогическая деятельность Е.И. Тихеевой. 11

4.
Педагогическая идеи Е.Н. Водовозовой. 14

Заключение. 17

Библиографический
список. 18

  

Введение:

 

Культурное и социальное развитие середины XIX в. было
обусловлено доминированием общественной педагогики, где свобода и стремление к
саморазвитию ставились превыше всего, а главной проблемой стала идея
взаимосвязи знания и нравственности. Этот период характеризуется многообразием
взглядов на роль педагогики и ее будущее. К концу второй трети XIX в.
происходят значительные изменения в становлении дошкольного образования как
самостоятельной науки. Обозначаются основные направления дальнейшего развития
содержания дошкольного воспитания и образования.

Начало ХХ в. обозначилось открытием в России значительного
числа, как платных, так и бесплатных детских садов, приютов и центров для детей
низших слоев населения, а также для детей-сирот. Несмотря на это, в общем,
всестороннее развитие дошкольных учреждений имело низкую тенденцию роста.

Новые педагогические взгляды выдвигали концепции построения педагогического
процесса, обеспечивающего смену пассивного образования, на активность, инициативность,
самодеятельность ребенка в процессе обучения, обеспечивающие всесторонне развитие
личности ребенка.

Развитие и осуществление процесса дошкольного воспитания в
России воплощалось в жизнь лишь только благодаря душевному подъему педагогов,
которых невозможно оставить без внимания, а именно А.С. Симонович, Е.Н.
Водовозову, Л.К. Шлегер и Е.И. Тихееву.

Своей творческой, педагогической, теоретической и
практической деятельностью они осуществляли процесс выделения дошкольной педагогики из общей педагогики и оформление ее
в самостоятельную педагогическую науку, что и определяет актуальность темы
курсовой работы.

Актуальность исследования определяется необходимостью теоретически
осмыслить процесс становления дошкольного образования, выделить первых деятелей
дошкольного образования в России, их педагогические взгляды и вклад в развитие дошкольного
образования.

Объект работы – дошкольное образование.

Предмет работы – деятели дошкольного образования в России
(А.С. Симонович, Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова).

Цель работы – рассмотрение педагогических идей первых
деятелей дошкольного образования в России (А.С. Симонович, Л.К. Шлегер, Е.И.
Тихеева, Е.Н. Водовозова).

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить деятельность Аделаиды Симонович как основательницы
первого в России детского сада.

2. Описать вклад Л.К. Шлегер в развитие теории дошкольной
педагогики.

3. Охарактеризовать педагогическую деятельность Е.И.
Тихеевой.

4. Изучить педагогические идеи Е.Н. Водовозовой.

Методы исследования: теоретическое
изучение и анализ педагогической литературы; метод теоретического анализа и
синтеза историографических работ, изучение периодических изданий,
первоисточников; сравнительно-сопоставительный анализ теоретических взглядов
ученых, систематизация и классификация имеющихся материалов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из вышесказанного и поставленных задач в работе,
сделаем соответствующие выводы.

Заслугой А.С. Симонович
является то, что ею был в 1866 г. открыт первый детский сад. Педагог выпускала
журнал «Детский сад», задачей которого было ознакомление населения с системой
обучения и воспитания детей-дошкольников. В своём детском саду она впервые
ввела подготовительную группу к школе.

Л.К. Шлегер считается одной из значимых фигур дошкольной
педагогики. Ею в 1905 г. был открыт народный детский сад, работающий на
безвозмездной основе. В своих работах Л.К. Шлегер отстаивала концепцию
«свободного воспитания» дошкольников, основанную на свободе детей в течение
пребывания детей в дошкольном учреждении. В ходе своей педагогической
деятельности педагог разработала методические пособия для воспитателей, которые
включали в себя литературу для обучения и воспитания дошкольников, подборку
игр, песен для детей, перечень экскурсий.

Значимый клад в становление дошкольной педагогики внесла
Е.И. Тихеева. Цель дошкольного обучения педагог выдела в подготовке ребёнка к
обучению в школе, жизни в обществе. Автором были разработаны программы обучения
и воспитания детей дошкольного возраста, методика обучения речи, введены
принципы обучения речевому развитию. Большое значение Е. И. Тихеева уделяла
нравственному и трудовому воспитанию дошкольников.

Е.Н. Водовозова своими трудами содействовала теоретической
разработке содержания и методики воспитательной работы с детьми дошкольного
возраста главным образом в условиях семейного воспитания. Благодаря усилиям
Е.Н. Водовозовой сложилось общее представление об элементах теории речевого
развития детей, определились цели, задачи, была разработана методика первичного
обучения детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.
Аделаида Симонович – основательница первого в России детского сада История российского дошкольного образования начинается с имени
Аделаиды Симонович, основательницы первого отечественного детского сада.

Аделаида Семеновна Симонович (1844-1933 гг.) была видной деятельницей
общественно-педагогического движения 60-х годов ХIХ в. Она окончила пять классов,
затем продолжила учиться самостоятельно и сдала экзамен на домашнюю учительницу.
Аделаида вышла замуж за педиатра Якова Симоновича, и в 1863 году у них родился первый
ребенок.

В середине 1860-х годов Аделаида вместе с мужем путешествовала
по Швейцарии и там увидела, как работают местные детские сады. Их сотрудники ориентировались
на идеи педагога Фридриха Фребеля, который считал, что главная цель воспитания –
раскрытие природных способностей ребенка.

В 1866 г., возвратившись из Швейцарии, А.С. Симонович, при поддержке
мужа, открывает первый, полностью работающий по системе Ф. Фребеля, детский сад
в Петербурге[1].

На тот момент по всей империи работали лишь несколько дошкольных
учреждений, а в Санкт-Петербурге их было всего два, и они не пользовались особой
популярностью. Детский сад Симоновичей, как и другие, работал на платной основе.
В него принимали детей от трех до семи лет. Группы делились на старшую и младшую.
Со старшими чаще занимался муж Аделаиды, и при любой возможности группы выходили
на свежий воздух.

Симоновичи в своей работе во многом опирались на идеи Фребеля,
но Аделаида усовершенствовала принципы знаменитого педагога. В детских садах Фребеля
был принят дидактический подход: воспитанники знакомились с конкретными предметами
и заучивали действия, которые можно с их помощью выполнять. Аделаиде казалось, что
это убивает самостоятельность ребенка, не позволяет его фантазии работать в полную
силу.

Как педагог, А.С. Симонович разработала ряд педагогических и
методических подходов к организации дошкольного образования. Она говорила, что детский
сад – это «воспитательное заведение для малолетних детей от трех до семи лет без
различия сословий, религии и пола. Он не есть заведение, в котором дети только играют
между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение,
в котором имеется только надзор за поведением детей, чтобы не шалили»[2],
а целью ставила «физическое, умственное и последовательно нравственное развитие
детей. Он дополняет таким образом недостаточное семейное воспитание и вместе с тем
подготовляет ребенка к поступлению в школу»[3].
А. С. Симонович много рассуждала о взаимосвязи детского сада и школы, говоря не
только о различии подходов к обучению, но и важности его посещения детьми от 3 до
7 лет, так как «детский сад есть связующее звено между семьей и школой»[4].

Кроме того, Симонович ввела понятие «элементарный класс» –
аналог современной подготовительной группы. Так она называет заключительный
период пребывания ребёнка в детском саду, где он получает первоначальные навыки
чтения и счёта и начинает привыкать к требованиям школьной системы (в первую
очередь учится усидчивости и сосредоточенности)[5].

Детсадовцы играли в подвижные игры, рассматривали
картины, вышивали. Аделаида добавила в программу предмет под названием «родиноведение».
Вообще, Симоновичам нравилась идея «народности»: на [1] Чуйкова Ж.В.,
Емельянова И.Д., Красова Т.Д., Фаустова И.В. Психолого-педагогическое наследие
А.С. Симонович в контексте современного дошкольного образования //
Colloquium-journal. – 2019. – №11 (35). – С. 151. [2] Симонович А.С. Связь детского сада со школою // Детский
Сад. – 1866 – № 4 – С. 122. [3] Там же. – С. 123. [4] Там же. – С. 126. [5] Долковска С.Н. Новаторские идеи практика
отечественного дошкольного воспитания А.С. Симонович в журнале «Детский сад» //
Молодой ученый. – 2017. – № 43 (177). – С. 106.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы