Курсовая теория на тему Первоначальные следственные действия и оперативно розыскные мероприятия при расследовании ДТП
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДТП.. 7
1.1. Типовые
ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования 7
1.2. Начальный
этап расследования при расследовании ДТП.. 12
ГЛАВА 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ
РАССЛЕДОВАНИИ ДТП.. 16
2.1. Осмотр места происшествия при расследовании ДТП.. 16
2.2. Осмотр транспортного средства при расследовании ДТП.. 20
2.3. Первоначальные оперативно-розыскные мероприятия при
раскрытии ДТП со скрывшимися водителями. 24
2.4. Охрана места ДТП.. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Введение:
В последние годы количество ДТП остается на высоком уровне. За последние
два года (с 2018 по 2019 гг.) совершено 343 126 дорожно-транспортных
происшествий, в результате которых погибли 39 396 человек[1].
Также, по данным информационно-аналитического центра УМВД по Курганской
области, за 2019 год количество дорожно-транспортных происшествий,
зарегистрированных в отчетном периоде, составило 1105, в результате которых 153
человека погибли и 1419 получили различные травмы. По сравнению с 2018 годом,
количество дорожных аварий возросло на 2,9%, также увеличилось число
пострадавших на 6,8%. Но, несмотря на рост этих показателей, на дорогах Краснодарского
края уменьшилась смертность2.
Доступность средства передвижения – положительная динамика развития
российского общества, вместе с тем, возникает множество проблем, с которыми
государство справиться не может. Наиболее остро стоят две из них: неготовность
инфраструктуры принять огромное количество транспортных средств и рост
нарушений Правил дорожного движения. Вопросы,
которые касаются обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта,
находятся в компетенции не только отдельных ведомств и организаций, но и всей
общественности нашей страны.
Актуальность исследования нарушения правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств обусловлена тем, что в жизни каждого человека
возникает ситуация, когда он становится непосредственным участником дорожного
движения и, чтобы не стать жертвой дорожно-транспортного происшествия, каждый
должен знать и соблюдать установленные законодательством Правила.
Теоретической и практической значимостью дипломной работы является то,
что она может быть использована в практической деятельности следственных
органов и как учебное пособие для студентов.
Крайне необходимо уделить особое внимание проблемам
безопасности на дорогах. Так как общественная значимость обеспечения
безопасности дорожного движения определяется ущербом огромного масштаба от
дорожно-транспортных происшествий, требуется максимально эффективное правовое
регулирование отношений в данной сфере.
Аварийность на автомобильном транспорте — одна из
острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран. В
мире каждый год в результате ДТП погибают и получают ранения более 10 млн.
человек. Анализ многолетних данных и динамики основных показателей аварийности
свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в России
остается крайне высоким и имеет тенденцию к росту. Транспортные средства в
России как источник гибели людей в ДТП в 4-5 раз опаснее, чем в экономически
развитых странах с высоким уровнем автомобилизации и высокой интенсивностью
движения. Основной причиной ДТП является нарушение Правил дорожного движения
водителями транспортных средств.
Проблема объективной
квалификации преступлений, связанных с транспортными средствами, является
особенно актуальной. Далеко не секрет, что при нарушении Правил дорожного
движения и правил эксплуатации транспортных средств ежегодно получает ранения
разной степени тяжести и погибает огромное количество человек. Вопросы,
касающиеся уголовной ответственности по безопасности дорожного движения, всегда
были и будут предметом обсуждений для многих ученых и специалистов.
Таким образом, от дисциплинированности участников
дорожного движения, как водителей, так и пешеходов, профессиональной подготовки
водителей, решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения.
Основным нормативным актом, регулирующим поведение
участников дорожного движения, являются Правила дорожного движения. Они
определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение
дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров, регулировщика. Правила отражают
достигнутый уровень автомобилизации в стране и по мере ее развития изменяются и
уточняются.
При подготовке данного исследования использовались
современные труды таких отечественных авторов, как: Ф.Р Хисамутдинова, Н.В
Пикурова, В.С Годунова, В.Я Кикотя, Е.В Маркина, И.В. Тимошенко, Ю.А. Тихомирова, А.П. Шергина
и др.
Целью исследования является изучение особенностей первоначальных
этапов расследования ДТП.
Исходя из
указанной цели, основными задачами дипломной работы являются:
— изучить типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование
расследования;
—
рассмотреть начальный этап расследования при расследовании ДТП;
— дать общую
характеристику осмотра места происшествия при расследовании ДТП; — выявить проблемы, связанные с первоначальными оперативно-розыскными
мероприятиями при раскрытии ДТП со скрывшимися водителями.
Поставленные задачи предопределили объект
исследования, которым являются общественные отношения, складывающиеся в
результате расследования ДТП.
Предметом исследования являются нормы
Уголовно-процессуального кодекса РФ, учебная и специальная литература по
криминалистике, материалы судебной практики и статистические данные
рассматриваемого преступления.
При
написании работы были использованы различные методологические принципы, а
именно такие как: специальные, общенаучные и частноправовые методы, в свою
очередь данные методы подразделяются на следующие виды: исторический,
логический, статистический, нормативно-юридический, сравнительно-правовой,
метод обобщения, метод прогнозирования. Также были использованы эмпирически-теоретические
методы: абстрагирование, индукция, дедукция.
Структура курсовой
работы: введение, основная часть (главы и параграфы), заключение,
библиографический список.
Анализ статистических данных и судебной практики
свидетельствует о необходимости тщательного изучения действующего
законодательства об автотранспортных преступлениях, научного обобщения опыта, о
необходимости разработки предложений по совершенствованию законодательства и
практики его применения. 1 Показатели состояния
безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Официальный сайт
Госавтоинспекции МВД России. Режим доступа: https:// гибдд.рф (дата обращения:
29 октября 2020г.).
2
О состоянии оперативной обстановки в Курганской области и результатах работы
органов внутренних дел за 2019 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт
УМВД России по Курганской области. Режим доступа: https://45.мвд.рф
(дата обращения: 29 октября 2020г.).
Заключение:
Если
лицо, совершившее ДТП, скрылось с места происшествия на автомобиле или без
него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого,
которые осуществляются параллельно с осмотром места происшествия.
Уголовное
дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования
становится известно из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а
иногда и от водителя транспортного средства.
Расследование
начинается, как правило, с осмотра места ДТП.
Основными
задачами этого следственного действия являются:
•
установление факта ДТП, точного места и времени его совершения;
•
предположительная классификация ДТП;
•
установление направление движения, местонахождение и действия участников
события в момент возникновения опасной ситуации и самого ДТП;
•
местонахождение и действия участников до и в момент ДТП, в конечной стадии ДТП;
•
состояние груза, дорожных сооружений и местных предметов в связи с ДТП.
Особенностью
следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там
могут быть произведены на законном основании существенные изменения. В
соответствии с установленными правилами работник ГИБДД, прибывший на место ДТП,
обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости
отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение
фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем
обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов
ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает
перед ними знак заграждения.
Осмотр
транспортного средства (ТС) начинают с той его части, которая, судя по следам,
вошла в непосредственное соприкосновение с другим ТС, телом человека или иным
объектом при столкновении или наезде.
При
наезде на пешехода основное внимание обращают на детали передней части ТС,
которыми чаще всего травмируется пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары,
крылья.
Когда
на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, переезд, выпадение), то
осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а
иногда позволяет придти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном
как ДТП. При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и
загрязнения (разорвана, имеются следы волочения, протектора, наложения частиц
лакокрасочного покрытия, грязи и т.п.).
В
тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое
внимание обращают на следы, которое помогут установить модель ТС и будут
использованы для его розыска, а также последующего отождествления.
Если
ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают
следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, на
крышке ящика для мелких вещей, изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне
(кабине). Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку
(стереофотосъемку), видеозапись.
Водитель
ТС направляется в медицинское учреждение для установления освидетельствования
на состояние алкогольного опьянения[1] [1] Приказ Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308
"О медицинском освидетельствовании на состояние опьянение"//
"Российская газета", N 147, 24.07.2003
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДТП 1.1. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и
планирование расследования В современный
период развития общества, технического оснащения, усовершенствования имеющихся
технологий особенно остро стоит проблема обеспечения безопасности, в том числе
обеспечения безопасности дорожного движения. Российская Федерация не является
исключением в данном направлении и уделяет значительное внимание выработке
государственной политики в сфере безопасности дорожного движения.
Сущность положений в исследуемой сфере
сводится к устойчивой взаимосвязи и взаимозависимости следующих правовых
документов – это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации,
Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании
в Российской Федерации[1]»
и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года[2].
Так, согласно положениям второго установлены основные пути и способы
обеспечения в долгосрочной перспективе на период 2008-2020 г. следующих
вопросов – это фундаментальное увеличение национальной безопасности, динамичное
развитие экономики, укрепление позиций Российской Федерации в мировом
сообществе.
точки зрения долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации следует отметить один из
главных ориентиров — это
безопасность граждан и общества. Указанное по своей сути является общественной
безопасностью, включающая в себя, в том числе, безопасность дорожного движения.
Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года прямо указано реализацию данного ориентира
посредством снижения смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных
происшествий. Последнее предполагает проведение уполномоченными органами
государственной власти комплекса мероприятий, например, направленных на
достижение заявленного целевого ориентира. Кроме того, отмечается необходимость
уделения внимания следующим вопросам — это улучшение качества дорожной
инфраструктуры, дисциплина на дорогах, организация дорожного движения,
повышение качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и других
вопросов, отнесенных к разряду внешних.
В разрезе вопроса обеспечения
безопасности дорожного движения необходимо
выделить ряд фундаментальных государственных ориентиров. Такого рода ориентиры
следует из базового документа стратегического планирования, положениями
которого определено следующее:
национальные интересы и стратегические
национальные приоритеты Российской Федерации;
цели, задачи и меры в области внутренней
и внешней политики с целью укрепления национальной безопасности Российской
Федерации и обеспечения устойчивого развития страны на долгосрочную
перспективу. Все перечисленное содержится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Данный подзаконный акт по своей сути является основой для формирования и
реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации. На основании исследования и изучения
положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации необходимо
отметить следующее. Понятие национальной безопасности включает в себя оборону
страны и все виды безопасности, согласно положениям Конституции Российской
Федерации и законодательства Российской Федерации. Таким образом, исследуемый
вопрос вполне обосновано относится к комплексу мер, направленных на обеспечение
общественной безопасности и национальной безопасности Российской Федерации. [1]О
стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон от
28.06.2014. № 172-ФЗ в ред. федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ // СЗ
РФ. – 2014. — № 26. – Ст. 3378; СЗ РФ. -2018. — № 1 (Ч. 1). – Ст. 91. [2]О
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от
17.11.2008 № 1662-р в ред. пот. Правительства РФ от 10.02.2017 г. № 172 // СЗ
РФ. – 2008. — № 47. – Ст. 5489; СЗ РФ. – 2017. — № 8. – Ст. 1245.