Курсовая теория на тему Перспектива сотрудничества России и Германии в современном мире
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. История сотрудничества России с ЕС 5
1.1 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 5
1.2 Экономическое сотрудничество между Россией и ЕС 7
1.3 Причины изменения тенденции отношений РФ и ФРГ 9
Глава 2. Основные направления сотрудничества РФ и ФРГ в конце 19-начале 20 вв. 13
2.1 Торгово-политические отношения РФ и ФРГ 13
2.2 Изменения в структуре и динамике товарооборота 16
Глава 3. Противостояние России и Запада, политика санкций 19
3.1 Влияние санкций на торговлю 19
3.2 Перспективы торгового сотрудничества России и ФРГ 22
Заключение 25
Список литературы 28
Введение:
Взаимоотношения между Россией и западными государствами – Европы – всегда являлись определяющими для развития международной политики, для успешного взаимодействия государств в самых различных сферах, начиная от разрешения международных конфликтов и заканчивая повышением уровня жизни населения нашей планеты. Их развитие становилось решающим фактором для прогресса всего человечества, и с течением времени значение российско-европейских отношений для системы мировой политики лишь усиливалось.
Отношения России на протяжении её постсоветского периода истории со странами Запада оказали серьёзное влияние, прежде всего, на развитие самой России (политическое и экономическое становление). С начала XXI века российская политика в отношении Европы изменилась, что явилось следствием политической и экономической трансформации России: сотрудничество России и Запада носило уже не односторонний, а обоюдный характер, что, таким образом, повышало его значимость для мировой политической системы
Вместе с тем, всё большее значение для сотрудничества России с Европейским Союзом приобретали конфликты, происходившие в сфере пересекающихся интересов данных акторов международных отношений. К таковым, в первую очередь, можно отнести ряд т.н. «Цветных революций», произошедших в первой половине первого десятилетия XXI века на территории ряда бывших советских республик, прежде всего – Грузии и Украины, события в Сербии и Косово, а также грузинско-абхазский и грузинско-осетинский конфликты, произошедшие в 2008 году и ставшие первым серьёзным вызовом для основ европейской безопасности.
Следовательно, актуальность данной работы заключается в том, что в ней рассматриваются и анализируются основные внешнеполитические события и тенденции, характерные для современного, новейшего этапа российско-европейских отношений, призванные выявить наиболее релевантные проблемы западного российского внешнеполитического вектора.
Объектом нашего исследования являются российско-немецкие отношения. Предметом нашего исследования являются актуальные проблемы российско-немецких отношений на современном этапе.
Таким образом, целью данного исследования является анализ перспективы сотрудничества России и Германии в современном мире.
Исходя из цели исследования, поставим такие задачи:
1) Рассмотрим историю сотрудничества России с ЕС.
2) Исследуем основные направления сотрудничества РФ и ФРГ в конце 19-начале 20 вв.
3) Проанализируем противостояние России и Запада в рамках политики санкций
В рамках написания работы использовались такие методы: анализа и синтеза, диалектический, классификации, систематизации и обобщения.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Подводя итоги отметим, что политические отношения России и Германии, надолго останутся натянутыми, в том числе с учетом более широкого российско-западного контекста. Вероятно, уровень враждебности между Германией и Россией и дальше будет существенно ниже, чем между Россией и США, но на позитивное развитие германо-российских отношений сдерживающее действие окажет натовская и евросоюзная солидарность. Германия не будет жертвовать даже малой толикой отношений с США и партнерами по ЕС ради улучшения отношений с Россией. В то же время большинство немецких политиков убеждены, что обеспечение европейской безопасности без России невозможно. Это явно благоприятное обстоятельство создает условия для постоянного политического диалога между Россией и Германией на высшем уровне — как минимум для информационных целей.
Тем не менее существуют некоторые возможности как минимум для стабилизации конфронтации, и российско-германское сотрудничество могло бы здесь оказаться полезным. Речь идет о сохранении советско-американского Договора по ракетам средней и меньшей дальности (ДРСМД), выход из которого мог бы привести к возвращению этого вида вооружений в Европу и резкому повышению уровня военной опасности в регионе. Речь может также идти и о взаимной сдержанности России и НАТО в вопросах размещения вооружений и военной деятельности в Европе. Сегодня, когда традиционный контроль над вооружениями постепенно уходит в прошлое, необходим диалог о способах обеспечения безопасности в отсутствие количественных ограничений и взаимного контроля. Россия и Германия могли бы — совместно с другими странами в рамках ОБСЕ — углублять такой профессиональный диалог в сфере современных неядерных вооружений.
Российско-германские политические отношения будут развиваться по всем ключевым направлениям мировой политики. Но ведущая роль отводится экономическим и энергетическим отношениям. Российская экономика не отличалась высокими показателями, но ФРГ при этом постоянно инвестировала и инвестирует средства в российскую экономику и бизнес. На современном этапе экономические отношения между государствами усложняется экономическими санкциями, введенные Германии против России. Однако, в 2018 году, за данными Федерального статистического ведомства Германии, объём российско-немецкого товарооборота увеличился на 8,4% и составил €61,9 млрд. При этом импорт товаров из России в ФРГ вырос по сравнению с прошлым годом на 14,7% и составил €36 млрд. Увеличился на 0,6% и немецкий экспорт в Российскую Федерацию — до €25,9 млрд
В перспективах с 2018 до 2023 гг. можно предположить следующие направления развития внешнеполитических отношений между Россией и Германией:
1) улучшение взаимоотношений между РФ и ФРГ;
2) ухудшение отношений;
3) стабилизация сотрудничества России и Германии.
При оценке современного состояния и перспектив развития российско-германских отношений учитывая факторы, влияющие на развитие двустороннего диалога. Наиболее вероятным сценарием развития билатеральных отношений между Россией и Германией это сохранение их на прежнем уровне. Из-за текущего набора проблем в российско-германских отношениях резкое улучшение в положительную сторону маловероятно. Тем не менее, активное взаимодействие России и Германии на разных уровнях в перспективе может привести к налаживанию отношений двух стран.
Заинтересованность во взаимном экономическом сотрудничестве может проявляться по ряду причин: использование ФРГ российских энергоресурсов, интерес России к немецким инновационным предприятиям и инвестициям и обсуждение различных вопросов в рамках «Петербургского диалога». Хотя из-за санкций и произошло ухудшение показателей двусторонней торговли России и Германии, но в целом их экономические связи продолжают развиваться, поэтому в текущих условиях на первое место в отношениях двух стран необходимо поставить недопущение дальнейшего раскручивания «санкционной спирали». Для Российской Федерации необходимо искать альтернативные пути, которые позволили бы нивелировать действие санкций, сохранить и усилить необходимые для развития страны международные связи, получать выгоды от участия в глобальной экономике, последовательно устранять социальные и экономические уязвимости страны. Это крайне сложная задача, учитывая важность роли стран-инициаторов (в т.ч. Германия) в мировом хозяйстве.
В интересах Москвы была бы выгодна ситуация, при которой коалиционное
давление на Россию не было бы консолидированным, и при которой цена санкций была бы минимизирована за счет диверсификации международных экономических связей и других мер. Основная тактическая задача на сегодняшний день-предотвратить или максимально ограничить санкционную эскалацию против России, создать условия, при которых санкции не принесут их инициаторам ожидаемых политических результатов, а возможности для социально-экономического развития и интеграции в глобальную экономику на выгодных для России условиях сохранятся.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. История сотрудничества России с ЕС
1.1 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС
Началом отношений России с объединённой Европой можно считать 1994 год, когда было подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве[1]. С тех пор между двумя политическими акторами стали налаживаться тесные экономические связи, а также разрабатываться концепции построения единого пространства в сфере экономики, безопасности и политики.
Соглашение 1994 года предусматривает сотрудничество сторон по широкому спектру вопросов, в основном в области экономики, но не только. Несомненно, что приоритет в сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом на долгосрочную перспективу отдаётся построению тесных экономических отношений вплоть, как указано среди целей Соглашения (ст. 1), до создания зоны свободной торговли.
Однако, среди целей СПС, перечисленных в ст. 1 мы находим обеспечение соответствующих рамок для политического диалога Сторон, поощрение устойчивого развития, укрепление политических и экономических свобод, поддержку усилий России по укреплению её демократии, обеспечение основы для социального и культурного сотрудничества, а также поощрение деятельности, представляющей взаимный интерес. Следовательно, Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве является документом комплексного характера, направленно на развитие взаимоотношений Сторон в различных областях жизнедеятельности.
Примечательным моментом в Соглашении 1994 года является то, что оно содержит большое количество бланкетных норм, отсылающих к другим международным договорам, а также документам международного характера.
Некоторые эксперты считают, что данное Соглашение со временем устарело и перестало отвечать современным требованиям российско-европейского партнёрства. Так, по мнению И. А. Новикова, «в 1992 г., когда оно разрабатывалось, многие политики в России разделяли достаточно романтичные взгляды на возможность любой степени сотрудничества с ЕС, вплоть до членства»[2]. Тем не менее, по нашему мнению, данное Соглашение заложило базис для построения надёжных двусторонних отношений.
Страны ЕС рассматривали Россию как одного из наиболее важных партнёров, что подтверждалось конкретными шагами, которые делали руководства двух акторов в процессе двустороннего сотрудничества: так, в 2003 году было подписано соглашение о создании «четырёх общих пространств РФ и ЕС»: экономического, по вопросам внешней безопасности, по вопросам внутренней безопасности и правосудия, а также науки и образования. Кроме того, были созданы каналы эффективного взаимодействия на высшем уровне между руководителями, например, регулярные встречи между Президентом России и Председателем Европейского Союза, а также между Председателем Правительства России и Европейской Комиссии.
В рамках данного сотрудничества, однако, возникали кризисы. Так, наиболее острым политическим кризисом в отношениях России и ЕС на рубеже веков стало включение ряда бывших советских республик – Латвии, Литвы и Эстонии – в состав ЕС. Данный вопрос рассматривался российскими властями в контексте расширения иных западных организаций (прежде всего – НАТО), что позволило российским властям рассматривать данный шаг как угрозу собственной безопасности.
Следующим острым политическим кризисом, повлиявшим на российско-европейские отношения, стал грузинско-осетинский конфликт. Как и США, европейские государства выступали против активизации России в регионе, считая, что действия России в данном конфликте являются прямым вмешательством во внутренние дела Грузии и нарушением принципов и норм международного права. Военные действия, развернувшиеся в ходе этой войны, стали кульминацией в охлаждении в отношениях России и Грузии.
1.2 Экономическое сотрудничество между Россией и ЕС
После 2014 года политические отношения России со странами Европейского союза и с этим объединением в целом характеризуются взаимным отчуждением[3], хотя в разных странах Европы его степень варьируется довольно широко. Силовые действия РФ в Крыму, а затем на Востоке Украины разрушили представления западноевропейских элит о незыблемости порядка, установленного после окончания холодной войны. Еще раньше, однако, усилия самих европейских стран в рамках программы «Восточное партнерство», а затем их поведение в ходе украинского кризиса вызвали у Москвы опасения, что страны ЕС хотят «замкнуть на себя» бывшие советские республики, прежде всего Украину, оторвав их тем самым от России.
За истекшие четыре года описанная ситуация усугубилась. Страны ЕС ввели в действие несколько пакетов санкций[4], направленных против РФ. Санкционная политика ЕС с самого начала была тесно увязана с аналогичной деятельностью США. В дальнейшем, однако, США, обвинив Россию во вмешательстве в президентские выборы 2016 года, ввели против РФ санкции, для которых пока что нет европейского эквивалента. В рамках НАТО те же европейские страны при лидирующей роли США приняли ряд шагов, восстановивших, пока на символическом уровне, военное противостояние с Россией на востоке Европы. Москва, со своей стороны, активизировала собственную военную деятельность в регионе. В результате Европа перестала быть «островом безопасности», каким она оставалась на протяжении предыдущей четверти века.
Ведущие государства ЕС, Германия и Франция, не прекратили политические контакты с Россией, но содержание этих контактов стало существенно беднее, формат сузился, а тон обострился[5]. В политической и военной сферах Европа на российском направлении следует в принципе тем же курсом, что и США. В «гибридной войне» между Россией и Америкой западноевропейцы с самого начала не были нейтральны, однако занимали, как правило, гораздо более умеренные позиции, чем их американские союзники. Восточноевропейцы, напротив, часто высказывали откровенно антироссийские взгляды.
После 2014 года Россия позиционирует себя не как часть Европы, которая должна непременно «состыковаться» с европейским ядром, а как преимущественно европейская страна — сосед объединенной Европы. Геополитическое место РФ не на восточной окраине Европы, пусть даже тянущейся до Тихого океана, а в центре и на севере огромного материка Евразии. Европа для России — западный сосед; Китай, Япония и Корея — ее «восточное соседство» и так далее.
Отсюда очевидна потребность РФ в тесных и продуктивных экономических отношениях с ЕС. Такие связи не только помогают модернизации российской экономики, но и усиливают положение России по отношению к другим соседям — прежде всего Китаю, но также Японии, Индии, другим странам Азии и Ближнего и Среднего Востока.
Из преимущественно европейской основы российской культуры следует огромное количество возможностей для разнообразных взаимосвязей — образовательных, научных, культурных — между россиянами и гражданами стран ЕС. Это огромный резерв для развития отношений в XXI веке и одно из конкурентных преимуществ России.
В отдаленной перспективе Россия и Евросоюз могли бы создать новую платформу политических отношений взамен невосстановимой интеграционной повестки дня. Такой платформой могло бы стать равновесие, основой для которого станут добрососедство, открытость, взаимное уважение к ценностным, общественным и политическим различиям и сотрудничество на базе взаимных интересов. В формирующемся геоэкономическом, геополитическом и геостратегическом комплексе Большой Евразии обновленные таким образом отношения РФ — ЕС могли бы стать одним из факторов континентальной стабильности[6].
1.3 Причины изменения тенденции отношений РФ и ФРГ
Российско-германские отношения на протяжении трех столетий являлись одной из главных осей европейской политики. Россия и Германия не раз бывали союзниками, но дважды сходились в мировых войнах.
На протяжении четверти века после падения Берлинской стены и объединения Германии отношения России с этой страной развивались по восходящей. Берлин стремился играть роль проводника Москвы в ее попытках встроиться в западное сообщество, создать «Большую Европу» от Атлантики до Тихого океана. Германия превратилась в важнейшего торгового и экономического партнера России в мире. Более 6000 немецких компаний вышли на российский рынок и закрепились на нем. Культурные и гуманитарные двусторонние связи достигли невиданных объемов[7].
На протяжении всех этих лет между двумя странами, разумеется, возникали и накапливались проблемы. В Германии с озабоченностью наблюдали за происходящим в России. Мимо внимания Берлина не прошли трудности демократической и рыночной трансформации страны; установление в ней авторитарного правления и олигархической модели капитализма; жестокости, сопровождавшие войну в Чечне; случаи нарушения прав человека и возрождение консервативных и традиционалистских ценностей.
В России, в свою очередь, были разочарованы ролью, которую ФРГ сыграла в распаде Югославии, а затем в косовском конфликте. Германия в целом поддержала политику расширения НАТО на восток, а внешнеполитический курс Берлина после ухода в отставку в 2005 году кабинета Герхарда Шредера и прихода к власти Ангелы Меркель был скорректирован в сторону большего атлантизма. Все это не могло не вызвать недовольства Москвы. Параллельно нарастала напряженность в российско-американских отношениях. В выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2007 года Путин резко осудил мировую гегемонию США[8].
Тем не менее вплоть до 2011 года развитие российско-германских — как и в целом российско-европейских — отношений оставалось поступательным. Берлин инициировал «партнерство для модернизации», чтобы помочь России не только развивать экономику, но и содействовать модернизации других сторон жизни[9]. Москва, в свою очередь, выступила с инициативой подписания договора по европейской безопасности, а затем поддержала предложение Берлина о создании комитета министров России и ЕС по вопросам внешней политики и безопасности для урегулирования застарелых конфликтов («мезебергская инициатива»). Владимир Путин лично продвигал в Германии концепцию «Большой Европы» как платформу для тесного экономического и научно-технического, а в перспективе и политического сотрудничества.
Украинский кризис 2014 года окончательно завершил эпоху тесного дружественного взаимодействия между Россией и Германией. Охлаждение переросло в отчуждение. Еще в 2012−2013 годах, то есть задолго до украинского кризиса, в Берлине были раздражены стремлением Москвы сохранить Украину в орбите своего влияния и включить ее в инициированный Путиным Евразийский союз. В Москве, напротив, возлагали на Германию значительную часть вины за отказ Европейского союза обсуждать с Россией условия готовившейся ассоциации Украины с ЕС. Наконец, Кремль обвинил Германию и другие страны ЕС — Францию и Польшу — в нежелании отстаивать компромиссную договоренность об урегулировании кризиса (достигнутую в феврале 2014 года между украинскими властями и оппозицией при посредничестве этих трех стран) и, соответственно, в пособничестве государственному перевороту в Киеве 5.
Весной 2018 года было сформировано новое правительство Германии. Правящая коалиция в целом сохранила преемственность в отношении политики на российском направлении.
Очевидное политическое ослабление позиций Ангелы Меркель и ее предстоящий уже в краткосрочной перспективе уход с поста канцлера создают условия для активизации французской политики, направляемой амбициозным президентом Эмманюэлем Макроном. Германо-французский тандем неожиданно стал более конкурентным, хотя фундаментальные позиции Германии, разумеется, остаются гораздо более сильными, чем у Франции. Другой вопрос, возникающий в этой связи, — о преемнике самой Меркель на посту главы правительства ФРГ. Для отношений с Россией оба фактора будут иметь существенное значение.
Необходимо также учитывать, что значение российского рынка для экономики Германии сильно уменьшилось в результате кризиса и стагнации российской экономики — на фоне успехов интеграции Восточной Европы в ЕС. Товарооборот Германии с Чехией превысил объем российско-германской торговли[10]. Говоря о Востоке, в Германии сейчас имеют в виду Китай, а не Россию. Наконец, представления самого германского политического класса о месте и роли России в мире разительно отличаются от представлений в Кремле. Все это Москве необходимо понимать и учитывать, планируя долгосрочный подход к двусторонним отношениям.
Политические отношения России и Германии, таким образом, надолго останутся натянутыми, в том числе с учетом более широкого российско-западного контекста. Вероятно, уровень враждебности между Германией и Россией и дальше будет существенно ниже, чем между Россией и США, но на позитивное развитие германо-российских отношений сдерживающее действие окажет натовская и евросоюзная солидарность. Германия не будет жертвовать даже малой толикой отношений с США и партнерами по ЕС ради улучшения отношений с Россией. В то же время большинство немецких политиков убеждены, что обеспечение европейской безопасности без России невозможно. Это явно благоприятное обстоятельство создает условия для постоянного политического диалога между Россией и Германией на высшем уровне — как минимум для информационных целей.
[1] Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами — членами, с другой стороны // Дипломатический вестник. — 1994. № 15/16. — С. 29–59.
[2] Новиков, И. А. Стратегическое партнёрство как феномен международной политики (анализ отношений Россия – Евросоюз) / Новиков, И. А. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия. 4. — 2010. № 1 (17) – с. 119.
[3] Тренин Д. Понять Украину. — Россия в глобальной политике. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/Ponyat-Ukrainu-19123
[4] European Council. Timeline — EU restrictive measures in response to the crisis in Ukraine. – Council of the European Union. – 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consilium.europa.eu/en/policies/sanctions/ukraine-crisis/history-ukraine-crisis/
[5] Фишер С. Россия и ЕС: почему особых отношений с Германией и Францией больше не будет. — Carnegie.ru. — 15 декабря 2017 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://carnegie.ru/commentary/75019
[6] Тренин Д. Европейская безопасность — от «лишь бы не было войны» до поиска нового равновесия. — М.: Московский Центр Карнеги, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://carnegie.ru/2018/02/26/ru-pub-75620
[7] Выступление в бундестаге. — Президент России. — 25 сентября 2001 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21340
[8] Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. — Президент России. — 10 февраля 2007 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034
[9] Partnership for Modernisation (finalised). — Delegation of the European Union to Russia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eeas.europa.eu/archives/delegations/russia/eu_russia/tech_financial_cooperation/partnership_modernisation_facility/index_en.htm
[10] Чехия в топ-10 крупнейших торговых партнеров Германии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.radio.cz/ru/rubrika/ekonomika/chexiya-v-top-10-krupnejshix-torgovyx-partnerov-germanii
Глава 1. История сотрудничества России с ЕС
1.1 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС
Началом отношений России с объединённой Европой можно считать 1994 год, когда было подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве . С тех пор между двумя политическими акторами стали налаживаться тесные экономические связи, а также разрабатываться концепции построения единого пространства в сфере экономики, безопасности и политики.
Соглашение 1994 года предусматривает сотрудничество сторон по широкому спектру вопросов, в основном в области экономики, но не только. Несомненно, что приоритет в сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом на долгосрочную перспективу отдаётся построению тесных экономических отношений вплоть, как указано среди целей Соглашения (ст. 1), до создания зоны свободной торговли.
Однако, среди целей СПС, перечисленных в ст. 1 мы находим обеспечение соответствующих рамок для политического диалога Сторон, поощрение устойчивого развития, укрепление политических и экономических свобод, поддержку усилий России по укреплению её демократии, обеспечение основы для социального и культурного сотрудничества, а также поощрение деятельности, представляющей взаимный интерес. Следовательно, Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве является документом комплексного характера, направленно на развитие взаимоотношений Сторон в различных областях жизнедеятельности.
Примечательным моментом в Соглашении 1994 года является то, что оно содержит большое количество бланкетных норм, отсылающих к другим международным договорам, а также документам международного характера.
Некоторые эксперты считают, что данное Соглашение со временем устарело и перестало отвечать современным требованиям российско-европейского партнёрства. Так, по мнению И. А. Новикова, «в 1992 г., когда оно разрабатывалось, многие политики в России разделяли достаточно романтичные взгляды на возможность любой степени сотрудничества с ЕС, вплоть до членства» . Тем не менее, по нашему мнению, данное Соглашение заложило базис для построения надёжных двусторонних отношений.
Страны ЕС рассматривали Россию как одного из наиболее важных партнёров, что подтверждалось конкретными шагами, которые делали руководства двух акторов в процессе двустороннего сотрудничества: так, в 2003 году было подписано соглашение о создании «четырёх общих пространств РФ и ЕС»: экономического, по вопросам внешней безопасности, по вопросам внутренней безопасности и правосудия, а также науки и образования. Кроме того, были созданы каналы эффективного взаимодействия на высшем уровне между руководителями, например, регулярные встречи между Президентом России и Председателем Европейского Союза, а также между Председателем Правительства России и Европейской Комиссии.
В рамках данного сотрудничества, однако, возникали кризисы. Так, наиболее острым политическим кризисом в отношениях России и ЕС на рубеже веков стало включение ряда бывших советских республик – Латвии, Литвы и Эстонии – в состав ЕС. Данный вопрос рассматривался российскими властями в контексте расширения иных западных организаций (прежде всего – НАТО), что позволило российским властям рассматривать данный шаг как угрозу собственной безопасности.
Следующим острым политическим кризисом, повлиявшим на российско-европейские отношения, стал грузинско-осетинский конфликт. Как и США, европейские государства выступали против активизации России в регионе, считая, что действия России в данном конфликте являются прямым вмешательством во внутренние дела Грузии и нарушением принципов и норм международного права. Военные действия, развернувшиеся в ходе этой войны, стали кульминацией в охлаждении в отношениях России и Грузии.
1.2 Экономическое сотрудничество между Россией и ЕС
После 2014 года политические отношения России со странами Европейского союза и с этим объединением в целом характеризуются взаимным отчуждением , хотя в разных странах Европы его степень варьируется довольно широко. Силовые действия РФ в Крыму, а затем на Востоке Украины разрушили представления западноевропейских элит о незыблемости порядка, установленного после окончания холодной войны. Еще раньше, однако, усилия самих европейских стран в рамках программы «Восточное партнерство», а затем их поведение в ходе украинского кризиса вызвали у Москвы опасения, что страны ЕС хотят «замкнуть на себя» бывшие советские республики, прежде всего Украину, оторвав их тем самым от России.
За истекшие четыре года описанная ситуация усугубилась. Страны ЕС ввели в действие несколько пакетов санкций , направленных против РФ. Санкционная политика ЕС с самого начала была тесно увязана с аналогичной деятельностью США. В дальнейшем, однако, США, обвинив Россию во вмешательстве в президентские выборы 2016 года, ввели против РФ санкции, для которых пока что нет европейского эквивалента. В рамках НАТО те же европейские страны при лидирующей роли США приняли ряд шагов, восстановивших, пока на символическом уровне, военное противостояние с Россией на востоке Европы. Москва, со своей стороны, активизировала собственную военную деятельность в регионе. В результате Европа перестала быть «островом безопасности», каким она оставалась на протяжении предыдущей четверти века.
Ведущие государства ЕС, Германия и Франция, не прекратили политические контакты с Россией, но содержание этих контактов стало существенно беднее, формат сузился, а тон обострился . В политической и военной сферах Европа на российском направлении следует в принципе тем же курсом, что и США. В «гибридной войне» между Россией и Америкой западноевропейцы с самого начала не были нейтральны, однако занимали, как правило, гораздо более умеренные позиции, чем их американские союзники. Восточноевропейцы, напротив, часто высказывали откровенно антироссийские взгляды.
После 2014 года Россия позиционирует себя не как часть Европы, которая должна непременно «состыковаться» с европейским ядром, а как преимущественно европейская страна — сосед объединенной Европы. Геополитическое место РФ не на восточной окраине Европы, пусть даже тянущейся до Тихого океана, а в центре и на севере огромного материка Евразии. Европа для России — западный сосед; Китай, Япония и Корея — ее «восточное соседство» и так далее.
Отсюда очевидна потребность РФ в тесных и продуктивных экономических отношениях с ЕС. Такие связи не только помогают модернизации российской экономики, но и усиливают положение России по отношению к другим соседям — прежде всего Китаю, но также Японии, Индии, другим странам Азии и Ближнего и Среднего Востока.
Из преимущественно европейской основы российской культуры следует огромное количество возможностей для разнообразных взаимосвязей — образовательных, научных, культурных — между россиянами и гражданами стран ЕС. Это огромный резерв для развития отношений в XXI веке и одно из конкурентных преимуществ России.
В отдаленной перспективе Россия и Евросоюз могли бы создать новую платформу политических отношений взамен невосстановимой интеграционной повестки дня. Такой платформой могло бы стать равновесие, основой для которого станут добрососедство, открытость, взаимное уважение к ценностным, общественным и политическим различиям и сотрудничество на базе взаимных интересов. В формирующемся геоэкономическом, геополитическом и геостратегическом комплексе Большой Евразии обновленные таким образом отношения РФ — ЕС могли бы стать одним из факторов континентальной стабильности .
1.3 Причины изменения тенденции отношений РФ и ФРГ
Российско-германские отношения на протяжении трех столетий являлись одной из главных осей европейской политики. Россия и Германия не раз бывали союзниками, но дважды сходились в мировых войнах.
На протяжении четверти века после падения Берлинской стены и объединения Германии отношения России с этой страной развивались по восходящей. Берлин стремился играть роль проводника Москвы в ее попытках встроиться в западное сообщество, создать «Большую Европу» от Атлантики до Тихого океана. Германия превратилась в важнейшего торгового и экономического партнера России в мире. Более 6000 немецких компаний вышли на российский рынок и закрепились на нем. Культурные и гуманитарные двусторонние связи достигли невиданных объемов .
На протяжении всех этих лет между двумя странами, разумеется, возникали и накапливались проблемы. В Германии с озабоченностью наблюдали за происходящим в России. Мимо внимания Берлина не прошли трудности демократической и рыночной трансформации страны; установление в ней авторитарного правления и олигархической модели капитализма; жестокости, сопровождавшие войну в Чечне; случаи нарушения прав человека и возрождение консервативных и традиционалистских ценностей.
В России, в свою очередь, были разочарованы ролью, которую ФРГ сыграла в распаде Югославии, а затем в косовском конфликте. Германия в целом поддержала политику расширения НАТО на восток, а внешнеполитический курс Берлина после ухода в отставку в 2005 году кабинета Герхарда Шредера и прихода к власти Ангелы Меркель был скорректирован в сторону большего атлантизма. Все это не могло не вызвать недовольства Москвы. Параллельно нарастала напряженность в российско-американских отношениях. В выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2007 года Путин резко осудил мировую гегемонию США .
Тем не менее вплоть до 2011 года развитие российско-германских — как и в целом российско-европейских — отношений оставалось поступательным. Берлин инициировал «партнерство для модернизации», чтобы помочь России не только развивать экономику, но и содействовать модернизации других сторон жизни . Москва, в свою очередь, выступила с инициативой подписания договора по европейской безопасности, а затем поддержала предложение Берлина о создании комитета министров России и ЕС по вопросам внешней политики и безопасности для урегулирования застарелых конфликтов («мезебергская инициатива»). Владимир Путин лично продвигал в Германии концепцию «Большой Европы» как платформу для тесного экономического и научно-технического, а в перспективе и политического сотрудничества.
Украинский кризис 2014 года окончательно завершил эпоху тесного дружественного взаимодействия между Россией и Германией. Охлаждение переросло в отчуждение. Еще в 2012−2013 годах, то есть задолго до украинского кризиса, в Берлине были раздражены стремлением Москвы сохранить Украину в орбите своего влияния и включить ее в инициированный Путиным Евразийский союз. В Москве, напротив, возлагали на Германию значительную часть вины за отказ Европейского союза обсуждать с Россией условия готовившейся ассоциации Украины с ЕС. Наконец, Кремль обвинил Германию и другие страны ЕС — Францию и Польшу — в нежелании отстаивать компромиссную договоренность об урегулировании кризиса (достигнутую в феврале 2014 года между украинскими властями и оппозицией при посредничестве этих трех стран) и, соответственно, в пособничестве государственному перевороту в Киеве 5.
Весной 2018 года было сформировано новое правительство Германии. Правящая коалиция в целом сохранила преемственность в отношении политики на российском направлении.
Очевидное политическое ослабление позиций Ангелы Меркель и ее предстоящий уже в краткосрочной перспективе уход с поста канцлера создают условия для активизации французской политики, направляемой амбициозным президентом Эмманюэлем Макроном. Германо-французский тандем неожиданно стал более конкурентным, хотя фундаментальные позиции Германии, разумеется, остаются гораздо более сильными, чем у Франции. Другой вопрос, возникающий в этой связи, — о преемнике самой Меркель на посту главы правительства ФРГ. Для отношений с Россией оба фактора будут иметь существенное значение.
Необходимо также учитывать, что значение российского рынка для экономики Германии сильно уменьшилось в результате кризиса и стагнации российской экономики — на фоне успехов интеграции Восточной Европы в ЕС. Товарооборот Германии с Чехией превысил объем российско-германской торговли . Говоря о Востоке, в Германии сейчас имеют в виду Китай, а не Россию. Наконец, представления самого германского политического класса о месте и роли России в мире разительно отличаются от представлений в Кремле. Все это Москве необходимо понимать и учитывать, планируя долгосрочный подход к двусторонним отношениям.
Политические отношения России и Германии, таким образом, надолго останутся натянутыми, в том числе с учетом более широкого российско-западного контекста. Вероятно, уровень враждебности между Германией и Россией и дальше будет существенно ниже, чем между Россией и США, но на позитивное развитие германо-российских отношений сдерживающее действие окажет натовская и евросоюзная солидарность. Германия не будет жертвовать даже малой толикой отношений с США и партнерами по ЕС ради улучшения отношений с Россией. В то же время большинство немецких политиков убеждены, что обеспечение европейской безопасности без России невозможно. Это явно благоприятное обстоятельство создает условия для постоянного политического диалога между Россией и Германией на высшем уровне — как минимум для информационных целей.