Курсовая теория Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая теория на тему Персональные черты творческого человека.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1.1. Понятие и природа
творчества. 5

1.2. Творческий процесс,
стадии творчества. 8

Глава 2.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.. 14

2.1. Понятие
«Творческая личность» и факторы, влияющие на ее формирование. 14

2.2.
Творческие способности и черты личности. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 34

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ… 36

  

Введение:

 

Человеческая цивилизация —
это продукт творчества, поэтому творческие личности всегда находятся в центре
внимания. Не только философы и психологи, но и далекие от мудрствований люди
задумывались над тем, кто же все эти создатели шедевров и талантливые ученые, и
чем они отличаются от обычных людей. Может, это гении, наделенные божественным
даром, или безумцы, мозг которых работает с серьезными отклонениями? А
возможно, они обычные люди, и способность к творчеству доступна каждому?

Несмотря на серьезные
исследования в области психологии творчества, которые проводились в течение
всего XX века, однозначного ответа на эти вопросы нет. Но я постараюсь
познакомить вас с наиболее распространенным подходом к пониманию сути
творческой личности.

Когда речь заходит о людях,
занимающихся творчеством, то обычно сразу вспоминают о художниках, музыкантах,
поэтах, писателях, реже об ученых. А так как эти виды деятельности в силу
специфических способностей доступны не всем, то создается впечатление, что
творчество — какой-то уникальный дар.

Актуальность темы
исследования: исследования природы творчества настоящее время, является одной
из самых актуальных социально-психологических проблем. Обусловлено это прежде
всего стремительностью развития и появлению новых технологий в последние
десятилетия. Сегодня, в новом цифровом мире творчество не является прерогативой
только специалистов так называемых «творческих профессий», таких как деятели
науки и искусства и др. сфер. С появлением новых профессий, новых областей,
расширяются и границы творчества, а значит и творческой личности.

Проблема творчества
становится настолько актуальной, что по праву может считается «проблемой века».
Данной проблемой занимаются как западные, так и российские психологи.

Многие исследователи пришли
к выводу, что не существует каких-то особых творческих способностей, есть личность,
которая обладает определенной мотивацией и чертами. И действительно, если
интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи
человека, если в ходе развития креативности, формирование определенной
мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно
сделать вывод о существовании особого типа личности — «Человека творческого». Сам
термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею
ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры.
Основой в психологии творчества выступает отношение между продуктом творчества
и его процессом. Продукт принадлежит культуре, процесс — личности.

Овладение теорией
творчества, определенными приемами и методами поиска новых решений, всё это
помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную
необходимость, шире раскрыть свои творческие возможности, которые создают
творческую личность как таковую. Таким образом, наше исследование, может, внести
что-то новое в изучаемую проблему.

Цель данного исследования
заключается в определении психологических особенностей творческой личности.

Исходя из поставленной
цели, нами решаются следующие задачи:

· рассмотреть понятие и природу творчества;

· рассмотреть творческий процесс и его
содержание;

· рассмотреть творческую личность;

· определить и проанализировать
психологические особенности творческой личности.

Структура работы включает
в себя: введение, первую часть (понятие, природа творчества, творческий процесс
и его особенности), вторую часть (понятие «творческая личность», ее факторы,
особенности), заключение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог нашему
исследованию, можем сказать, что творчество формирует сбалансированные отношения
личности, соединившие в себе противоположные отношения.

В целом само понятие
творчества несёт неоднозначный характер, и имеет множество различных
толкований, в зависимости от того, с какой позиции рассматривать творческий
процесс. Важные действия в творчестве – это прежде всего внутренняя активность,
а не внешняя. Некий акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения
человека и среды разрешена. Внешняя активность рассматривается как экспликация
продуктов внутреннего акта. Выделяя признаки творческого акта, практически все
исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность
его контроля со стороны разума и воли, без изменения состояния сознания.
Творческие способности определяют успешность выполнения им творческой
деятельности различного рода. Необходимым компонентом здоровой и гармоничной
жизни человека является творческая деятельность.  Творчество — это напряженный,
целеустремленный, упорный труд, требующий активной мыслительной деятельности,
интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой
работоспособности. Талант, вдохновение, мастерство является важнейшими факторами
творческой деятельности. Общие способности человека — интеллект, креативность,
обучаемость. Творческие достижения в современном мире возможны только при
овладении культурой в той сфере, где личность проявляет активность. Успешность
овладения культурой и обусловливает общий интеллект. Чем дальше будет
развиваться человечество, тем больше будет роль интеллектуального опосредования
в творчестве.

Важным фактором развития
творческой личности является наличие свободы. И если в дошкольном возрасте свобода
окружает ребёнка и даёт возможность развитию креативности, то начиная со
школьного возраста происходит изменения окружающей среды, запросов общества.
Отсутствие свободы погружает личность в некую рутину, не позволяющую раскрыть
свои творческие способности. А в дальнейшем, заботы об образовании, которое в
последствии даст возможность зарабатывать на жизнь, на содержание семьи и т.д. И
погружаясь все глубже в рутину необходимых житейских забот, человеку совсем
становится не до развития творческих способностей личности. Подводя всему выше
сказанному, можно сделать вывод, что развитие креативности всецело прежде всего
зависит от социальных условий, окружающих личность, от требований общества и
соблюдения шаблонных понятий как «школа», «высшее учебное заведение», «работа»,
«семья» и т.д. Плюсом развитие нового цифрового мира и колоссальных изменений
во многих сферах и профессиях, требующих особого креатива и знаний.

В сфере человекознания,
как показал опыт последних десятилетий, все больше открывается глубина
непознанного, недостаточность нашего знания исторической природы человека и
гигантского потенциала этой природы [2].

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА

1.1. Понятие и природа
творчества При психологическом
изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества,
изменению состояний человека, создающего новое.

Множество наблюдений и
исследований показывают, что главное в творчестве происходит во время перехода
от видения — слышания — чувствования явлений к их логико-понятийному
осмыслению. Из этого следует, что психологическим языком, адекватно отражающим
процесс творчества, будет язык, использующий переходы от
художественно-образного отражения изучаемых явлений к их логико-понятийному
осмыслению, логико-смысловой интерпретации [6].

Некоторые авторы, такие
как Батитщев Г.С. и Пономарев Я. А.  считают, что творчество — это целенаправленная
деятельность: «Творчество — это созидание нового, это и механизм развития
личности» (Пономарев Я. А., 1976).

Одно из самых
распространенных определений творчества — определение по продукту или
результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию
нового.

Но с другой стороны
психологию интересует внутренний мир личности, а не то, что рождается в итоге
ее активности.

Существует и второй
подход к определению и оценке творчества не по продукту, а по степени
алгоритмизации процесса деятельности. Если процесс деятельности имеет жесткий
алгоритм, следовательно, творчеству в нем нет. Соответственно такой процесс
приводит к заранее известному результату. Но этот подход допускает, и то, что
любой неалгоритмизированный процесс с неизбежностью приводит к созданию
оригинального, не существовавшего ранее продукта. Таким образом допускается
возможность относить к актам творчества всякую спонтанно развивающуюся
активность. Примером может служить деятельность людей с психическими расстройствами,
рисование приматов, исследовательское поведение крыс или ворон и т. д. Мы можем
уверенно сказать, что подобная активность не требует особых напряжений ума,
больших знаний, мастерства, природного дара и всего, что обычно ассоциируется с
человеческим творчеством.

Третий подход —
философский, он определяет творчество, как необходимое условие развития
материи, образование новых её форм, вместе с возникновением которых меняются и
сами формы творчества. Сама попытка поиска определения «творчество» приводит
специалистов к бесплодным философским разговорам о «субъективно» и «объективно»
новом.

В экзистенциализме
субъектом и объектом творчества является свободная личность, которая познает
мир интуитивно.

Н.А. Бердяев определяет
творчество как свободу личности. Творчество очищает, возвышает.

З. Фрейд интерпретировал
творчество как активность личности, возникающую в процессе снятия внутреннего
напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых
целей. Этот переход он назвал сублимацией.

К. Юнг объясняет
творчество как процесс самоактуализации, работу по преобразованию своей
личности.

Взгляды на творчество
гуманистов психологии оказались более близкие к взгляду большинства
отечественных психологов, которые исследовали творчество. А. Маслоу, К. Роджерс
творчество глубоким осознанием собственного опыта, это самоактуализация,
самовыражение.

Я.И. Пономарёв
рассматривал творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности.

Творчество есть
необходимое условие развития личности, созидающая деятельность, которая ведет к
появлению новых идей.

С точки зрения психологии
особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса
подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

Творчество является
целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной
активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и
высокой работоспособности.

Творчество
характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной
подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является
основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Выделяют три аспекта
творчества:

· Творчество как создание духовных и
материальных ценностей — ценностный (аксиологический) аспект.

· Творчество как создание или открытие
нового, небывалого — эвристический аспект.

· Творчество как самовыражение,
самоутверждение и самосовершенствование человека — гуманистический аспект.

Основные элементы всякого
творчества: вдохновение и труд.

Вдохновение — настрой на
творчество, творческое горение.

Еще одно сложное понятие
– понятие природы творчества – связано с вопросом о потребностях личности.

Потребности человека
делят на три исходные группы: на биологические, социальные и идеальные (таблица
1.).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы