Курсовая теория Юриспруденция Право социального обеспечения

Курсовая теория на тему Пенсионный Фонд Российской Федерации: правовое положение, структура, задачи, функции

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ   5

Теоретико-правовые
положения Пенсионного фонда Российской Федерации как государственного
внебюджетного фонда. 5

Нормативно-правовое
регулирование деятельности Пенсионного фонда. 8

ГЛАВА 2.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.. 12

2.1 Основные
направления деятельности Пенсионного фонда РФ.. 12

2.2 Проблемы
и перспективы развития Пенсионного фонда России. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 26

  

Введение:

 

Российская Федерация как государство, Конституция которого
предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь
максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает
в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное
обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В
этом проявляются социальные функции государства.

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной
защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

К задачам общественного страхования относятся: создание денежных фондов,
из которых возмещаются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных лиц
или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне
материального достатка неработающих и работающих членов общества.

Согласно Бюджетному Кодексу РФ обязательное государственное социальное
страхование представлено внебюджетными фондами:

• пенсионным;

• обязательного медицинского страхования.

Актуальность данной темы. Поскольку Пенсионный фонд РФ является важным
социальным институтом государства, исследование этого вопроса представляется
актуальным, учитывая законодательную его неопределенность. Неоднократно в
судебных разбирательствах возникали споры о его полномочиях. Кроме того, в
результате пробелов и коллизий в законодательстве, в правоприменительной
практике Пенсионного фонда Российской Федерации возникает много проблем. Отдельные
нормы, закрепляющие его правовое положение, распределены в разных отраслях
законодательства, несмотря на основной нормативный акт. Все эти моменты
отражаются на стабильности правового положения фонда и на эффективности его
работы.

В научной литературе большое внимание уделяется развитию пенсионного
законодательства РФ и координации финансовой деятельности Пенсионного фонда.
Однако, основная масса научных трудов посвящена общим проблемам системы
социального обеспечения в нашей стране. В большинстве, это исследования в сфере
финансового права, экономики и права социального обеспечения. В этом
направлении можно выделить труды В.Д. Роика [24], Э.Г. Тучковой [21], A.П. Починка
[30], В.Н. Баскакова [4], М.Е. Баскаковой[4] и других. Вопросы правового
обеспечения и организации внебюджетных фондов исследуются в работах по
финансовому праву О.Н. Горбуновой [6], Е.М. Ашмариной [22], Е.Ю. Грачевой [8],
М.В. Карасевой [15], Н.И. Химичевой [29], Е.Н. Шутяк [32], Н.З. Капкаевой [14],
М.И. Кучмы [16], Л.А. Ладановой [17], позволяющие составить представление о
деятельности различных институтов финансового права и государственных
внебюджетных фондов в 90-е годы, выявить наиболее актуальные и дискуссионные
проблемы их развития в настоящее время.

На сегодняшний день отсутствуют монографии, в которых комплексно
рассматривались бы вопросы деятельности Пенсионного фонда в условиях
накопительной пенсионной системы.

В научных трудах А.А. Нещадина [17], Д.Ю. Федотова [28], Л.П. Древаль [12,
13] и других излагаются текущие вопросы финансово-правового регулирования
Пенсионного фонда.

Обсуждение отдельных вопросов деятельности Пенсионного фонда РФ,
например, использования рыночных механизмов при инвестировании средств
пенсионных накоплений можно встретить в периодических изданиях и средствах
массовой информации.

Однако, анализ современного состояния литературных источников показал,
что исследования в вопросах финансово-правового регулирования деятельности
Пенсионного фонда РФ недостаточны.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в
сфере деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предмет исследования – нормы действующего законодательства, регулирующие
правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации.

Цель работы – провести комплексный теоретико-правовой анализ правового
статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Задачи исследования:

1) рассмотреть вопросы, возникающие в теории при определении правового
статуса Пенсионного фонда Российской Федерации и его законодательное
регулирование;

2) рассмотреть структуру, задачи и функции Пенсионного фонда Российской
Федерации;

3) проанализировать общие полномочия Пенсионного фонда Российской

Федерации;

4) проанализировать проблемы в деятельности Пенсионного фонда РФ.

Работа состоит из введения, двух глав с соответствующими подразделами,
заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Государственное пенсионное обеспечение или материальное обеспечение
граждан России при наступлении страховых случаев и наличии страховых рисков
осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации. Эта структура управляет
внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения.

Согласно закону № 167-ФЗ Пенсионный фонд РФ выступает страховщиком по
обязательному пенсионному страхованию. Его и организационно-правовой формой как
юридического лица является государственное учреждение. Положение о ПФР и
указанный закон регулируют правовой статус ПФР. Гражданское законодательство
устанавливает требования к организационно-правовой структуре фонда как
юридического лица принадлежащего к государственному учреждению со специальной
правоспособностью и наделенному публично-властными полномочиями.
Территориальные органы входят в централизованный комплекс организаций
управления средствами обязательного пенсионного страхования. Имущество
Пенсионного фонда принадлежит ему на правах оперативного управления, что
определяется особенностью его правового статуса.

К элементам правового статуса ПФР относятся: юридическое право, законный
интерес, юридическая обязанность, правовой запрет, полномочия, компетенция,
юрисдикция, правовые преимущества и ответственность фонда.

Поскольку работа Пенсионного фонда содержит множество функций, включая
публично-правовые и обладает многоотраслевым правовым статусом, необходимо на
законодательном уровне зафиксировать его как юридическое лицо публичного права
с особым правовым статусом, таким как Центральный банк России и другие.

Учитывая выявленные особенности публично-правового статуса Пенсионного
фонда РФ, представляется обоснованным определять финансово-правовой статус
этого государственного внебюджетного объекта как публично-правового субъекта с
государственно-властными полномочиями, не относящегося к органам
государственной власти.

Денежные средства фонда не входят в группу других бюджетов, являются
федеральной собственностью и не подлежат изъятию.

Эти средства используются для страхового обеспечения по обязательному
пенсионному страхованию, выплаты пенсий за счет средств бюджета ПФР, для
финансовой и материально-технической текущей деятельности страховщика, а также
для других целей, предусмотренных законодательством РФ.

Создание бюджета ПФР производится с учетом принципов социальной и
бюджетной политики России, прогноза социально-экономического развития и
выполнения законодательных обязательств по выплате социальных пособий,
компенсаций и пенсий.

Основное предназначение Пенсионного фонда РФ состоит в выплате пенсий.

По достижении гражданами определенного возраста, утраты трудоспособности
или потери кормильца для компенсации заработной платы или другого дохода, им по
закону полагается ежемесячная денежная выплата, определяемая как трудовая
пенсия.

Структура ПФР состоит из трех ступеней, к которым относятся:

1) центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная
комиссия ПФР);

2) отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

3) управления в виде самостоятельных отделов ПФР в городах и районах.

Проанализировав и изучив структуру и деятельность Пенсионного фонда, а
также перспективы его развития в современных условиях, можно обоснованно
утверждать, что наряду с положительными моментами, в деятельности этой организации
существует ряд проблем.

Главной проблемой Пенсионного фонды является постоянно растущий дефицит
бюджета, который покрывается за счет федерального бюджета, что в итоге
позволяет вовремя выплачивать и индексировать пенсии.

Еще одной серьезной проблемой в пенсионном обеспечении выступает
демографическое положение страны, в связи с чем с каждым годом увеличивается
число нетрудоспособных граждан, которых работающим становится все сложнее
обеспечивать.

Пенсионная реформа привела к замене распределительной на
распределительно-накопительную систему, при которой трудовая пенсия поделена на
базовую, страховую и накопительную части, причём на размер последней влияет
забота каждого человека о своем будущем благополучии.  Эта часть может поступать в государственные
структуры, частные компании либо в негосударственные пенсионные фонды и
российские граждане получили возможность самостоятельно пополнять свой
пенсионный счёт.

Пенсионный фонд РФ стремится максимально эффективно выполнять свои
функции, а государство, путем принятия новых законодательных актов пытается
стабилизировать его работу.

Пенсионный фонд РФ должен сохранить свою самостоятельность как
финансово-кредитное учреждение, наделенное правом управления (в том числе
инвестирования) накопительной частью пенсии, назначения и выплаты пенсий. Одной
из важнейших задач настоящего периода развития Пенсионного Фонда Российской
Федерации является усиление контроля за внутренними расчетными операциями Фонда
и обеспечение полноценного функционирования системы общественного контроля за
его деятельностью.

От эффективности системы пенсионного обеспечения зависит моральное
состояние всего общества.

Пенсионная реформа и проблема совершенствования пенсионной системы
приобретает существенное социально-политическое значение, поскольку
экономические преобразования, проводимые в России вызывают неблагоприятные
социальные последствия, основной груз которых приходится на людей, имеющих
фиксированные доходы, прежде всего пенсионеров.

Проблемами пенсионной системы на сегодняшний день
остается финансовая нестабильность, несовершенство дифференцирования пенсий в
зависимости от трудового вклада, большое количество

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

1.1.Теоретико-правовые положения Пенсионного
фонда Российской Федерации как государственного внебюджетного фонда

Комплекс финансовых средств, находящихся в
распоряжении федеральных, региональных и местных органов власти и имеющие
целевое назначение, составляют внебюджетные фонды [9].

Для осуществления конституционных прав
граждан на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, потери
кормильца, рождения и воспитания детей и других случаях, предусмотренных
законодательством РФ о социальном обеспечении, а также в случаях безработицы,
охраны здоровья и бесплатной медицинской помощи предназначены государственные
внебюджетные фонды, управляемые органами государственной власти [10].

Средства государственных внебюджетных фондов
находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат[6].

Пенсионный фонд входит в систему
государственных внебюджетных фондов, наряду с Фондом социального страхования
РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Правовое положение Пенсионного фонда РФ
отличается от такового других государственных учреждений.

Предложение о законодательном закреплении
Пенсионного фонда РФ, оставшееся без должного внимания как юридического лица
публичного права было выдвинуто еще в 2006 году Министерством экономического
развития.

До сих пор существуют противоречия и
несоответствия между законопроектом, определяющим публично-правовую компанию
как некоммерческую организацию и Положением о Пенсионном фонде РФ.

Например в ст.6 законопроекта отмечено, что
имущество, принадлежащее унитарной некоммерческой организации является её
собственностью, а в Положении о ПФР прописано, что его имущество является
собственностью государства. Учитывая это, напрашивается вывод о существовании проблем
в правовом статусе ПФР. Статус его конкретно не определён законодательно, а
нормативные акты, регулирующие ПФР, противоречивы по содержанию. Кроме этого,
фонд имеет двойственную правовую природу, которая выражается в его признаках,
характеризующих органы государственного управления, но ПФР к эти органам не
относится. Чтобы решить указанные проблемы правого статуса Пенсионного фонда,
следует внести в Положение о Пенсионном фонде РФ серьезные поправки о его
правовом статусе, конкретизируя ПФР как публично-правовой субъект, который
обладает государственно-властными полномочиями, но не является органом
государственной власти. Также следует конкретно определить функции и задачи
фонда [23, с.59].

Основные положения и организационные вопросы Пенсионного
фонда РФ регулируются гражданским законодательством[1].

С точки зрения финансирования, Пенсионный
фонд РФ отличается от бюджета в вопросах, связанных с социальной защитой по
пенсионному обеспечению и страхованию. Закреплена самостоятельность фонда в
бюджетной системе, адресность источников доходов фонда. Бюджет Пенсионного
фонда РФ не включается в консолидированный бюджет бюджетной системы. Эти
отличия порождают особые принципы организации пенсионных фондов [33].

Особенности функционирования пенсионного
фонда и его финансовая устойчивость определятся участием его в денежных
отношениях и использованием денежного фонда для его расходов.

Пункт 11 ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ[1]
предусматривает создание юридических лиц в форме публично-правовых компаний,
которые, по мнению О.В. Гутникова, «будут конструироваться на основании доктринальных
представлений о категории «юридического лица публичного права» [11].

Сегодня пока невозможно решить вопрос
приравнивания государственных внебюджетных фондов, также как и Пенсионного
фонда РФ к публично-правовым компаниям, потому что в тексте ГК РФ эта
организационно-правовая форма юридического лица нигде не зафиксирована.

Центральный Банк России, негосударственные
пенсионные фонды обладают особым статусом, согласно поправок к Гражданскому
кодексу РФ, вступивших в силу с 1 сентября 2014 г. Гражданско-правовой статус
Пенсионного фонда РФ в них не определен.

Только лишь в ч. 8 ст. 123.22 ГК РФ
указывается на то, что отдельными законами могут определяться особенности
правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов.
При этом, Пенсионный фонд РФ не является государственным или муниципальным
учреждением в силу особенностей его бюджетного статуса.

Пенсионный фонд РФ является
самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В
Бюджетном кодексе РФ[2], федеральных законах, в законах о бюджете Пенсионного
фонда РФ и других нормативно-правовых актах зафиксирован финансово-правовой
статус этого государственного внебюджетного фонда.

Основное
предназначение бюджета данного государственного внебюджетного фонда заключается
в том, что он является финансовой основой системы обязательного пенсионного страхования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы