Курсовая теория Гуманитарные науки Литература

Курсовая теория на тему Пейзажная лирика, как средство эстетического воспитания в элективном курсе в 6 классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования эстетического воспитания обучающихся в 5 классах
1.1 Содержание понятия «эстетическое воспитание» в психолого-педагогической литературе
1.2 Методы и приемы формирования эстетического воспитания обучающихся в пятых классах
Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетических качеств обучающихся пятых классов ………………………..

2.1 Диагностика уровня сформированности эстетических качеств обучающихся пятых классов……………………………….
2.2.
Выводы по 2 главе………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы
Приложение……………………………………….

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования обусловлена изменениями, произошедшими в нашей стране в ближайшее время. Кроме того, актуальность обусловили и требования к воспитательно-образовательному процессу со стороны сегодняшней молодежи.
На сегодняшний день общество нуждается в каждой творческой натуре, которая в свою очередь посодействует развитию и становлению самого общества. Именно поэтому для подрастающего поколения так важно: быть готовым к творчеству и такой деятельности, быть общественно адаптированным, развивать свою творческую самостоятельность, и уметь просто и легко решать любые творческие задачи. Все перечисленное требует развития в ходе воспитательно-образовательного процесса в школе.
В связи с этим в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности занимает эстетическое воспитание. Р. Шиллер писал: «чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически» [38].
Эстетическое воспитание – это одна из составляющих педагогического процесса любого образовательного учреждения. Работая с младшими школьниками, главная задача педагога научить ребёнка жить в мире прекрасного, чтобы он не только не мог жить без красоты, но, и чтобы красота мира творила красоту в нём самом [21].
Эстетическое воспитание имеет исключительную значимость в личностном формировании. Это подтверждается тем, что оно способствует эстетическому становлению, раскрытию всестороннего взгляда на мир в ходе мероприятий художественно-творческой направленности.
Эстетическое воспитание охватывает все сферы человеческой жизни. Она формирует характер человека, развивает такие стороны личности, без которых невозможна творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, научной, экономической, технической, культурной, педагогической.
В разработку теории эстетического воспитания большой вклад внесли Б.Т. Лихачев, работы В.А. Сухомлинского, A.C. Макаренко, [14, 19] и других отечественных ученых, исследователей и педагогов. Со стороны психологии эстетическое воспитание изучалось и исследовалось Б.М. Тепловым, Л.С. Выготским, Н.И. Киященко и др. [7, 10].Теоретические основы системы эстетического воспитания представлены в работах Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, М.С. Кагана и др. [14, 17]
А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, и другие исследователи и педагоги с убеждением доказывают, что у все дети и в том числе школьники в особенности, могут развивать свои способности в эстетической деятельности.[1, 5]
Проблема данного исследования ставит перед нами вопрос: как воспитать эстетические качества обучающихся пятых классов посредством природы в русской лирике на уроках литературы?
Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики позволил выделить противоречие между потребностью личности в восприятии прекрасного во всей окружающей ее действительности и недостаточным развитием эстетического вкуса и чувства красоты.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы явилась основанием для выбора темы нашего исследования.
Цель исследования – изучить формирование эстетической культуры обучающихся пятых классов.
Объект исследования – процесс эстетического воспитания обучающихся пятого класса.
Предмет исследования – пейзажная лирика русских поэтов как средство эстетического воспитания обучающихся пятых классов на уроках литературы.
Гипотеза исследования предполагает, что эстетическое воспитание обучающихся 5 классов будет успешным, если: 1) использовать разнообразные формы, методы, содержания работы по эстетическому воспитанию на уроках литературы; 2) будет разработан и апробирован элективный курс литературы по эстетическому воспитанию пятых классов.
Исходя из этого, нам предстоит решить следующие задачи:
1) Раскрыть содержание понятия «эстетическое воспитание» в психолого-педагогической литературе;
2) Рассмотреть методы и средства эстетического воспитания подростков
3) Провести эмпирическое исследование по формированию эстетических качеств обучающихся пятых классов на уроках литературы.
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение за учебным процессом в исследуемых классах, изучение опыта работы учителей, обобщение данных, педагогическая диагностика.
База исследования: Калининградская область, Гвардейский район, МБОУ «СШ имени Героя России Александра Моисеева поселка Знаменска», обучающиеся пятого «а» класса.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, под эстетическим воспитанием понимается конкретный процесс, обладающий определенной направленностью, и формирующий у личности определенные эстетические предпочтения. Также под понятием «эстетическое воспитание» можно понимать процесс, который реализуется систематически и ориентирован непосредственно на обучающегося, на его возможности к видению прекрасного.
Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС предполагает особый вид воспитательной работы, целью которой является формирование личности, обладающей способностью распознавать и воспринимать элементы прекрасного, уметь оценивать и самостоятельно становиться автором художественных ценностей. Конечным результатом эстетического воспитания является человек с высоким уровнем культуры.
В процессе реализации нормативных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольные образовательные учреждения успешно решают проблемы художественно-эстетического воспитания путем подготовки педагогических кадров, повышения уровня компетентности и своевременного обновления научно-методической базы. Согласно ФГОС, у обучающихся уже есть естественное желание познавать мир и открывать прекрасное, задача педагога – перенаправить естественное желание в сознательную деятельность, в то время как художественно-эстетическое развитие становится двумя неразрывными элементами формирования личности ребенка.
Средствами эстетического воспитания могут быть: труд, природа, искусство, окружающая среда, активная художественная деятельность. С помощью таких средств, как игра и игрушка, искусство, эстетика жизни, природы, труда, самостоятельная художественно-творческая деятельность, праздники и развлечения, осуществляется эстетическое воспитание обучающихся. Среди форм эстетического воспитания можно выделить: художественную, научно-образовательную деятельность, трудовую, игровую деятельность.
Методы эстетического воспитания: непосредственных наблюдений; побуждения к эмпатии, обучения, упражнений, позитивного реагирования на прекрасное и негативное отношение к безобразному; убеждения; поиска.
Эстетическое воспитание личности отличается интегративной природой. В его структуре можно определить такие составляющие как: познавательный элемент (эстетические представления и знания старших дошкольников, «осведомленность» в области искусства); эмоционально-побуждающий (эстетическая направленность личности, интересы, склонности, предпочтения) и деятельностная составляющая (практический навык эстетико-предметной деятельности, проявление творческих предпосылок).
Помимо формирования эстетического отношения обучающихся к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание расширяет его познания о мире, обществе и природе, способствует формированию нравственности человека. Именно поэтому очень важно разработать грамотный комплекс мероприятий для реализации эстетического воспитания

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования эстетического воспитания обучающихся в пятых классах.
1.1 Содержание понятия «эстетическое воспитание» в психолого-педагогической литературе.
В процессе разработки понятийного аппарата для данного исследования мы обращаемся к рассмотрению таких терминов, как «эстетика», «воспитания», «эстетическое воспитание».
Проанализируем термин «эстетика». Упоминания о нем есть в терминологическом словаре философии, в соответствии с которым: «это философское учение об искусстве как особом типе социальной идеологии, науке о красоте» [12, с.707].
Кривцун О.А. писала «термин «эстетика» в переводе с греческого слова «aisteticos» означает «воспринимаемый чувством»» [11, с.13-14]. В первый раз данный термин применил и ввел в своих исследованиях А.Г. Баумгатен [29, с.95]. Этот автор основывался на чувственном познании и определял этот термин в качестве чувственного восприятия.
По мнению В.В. Бычкова: «эстетика основана на материальном и духовном чувстве и переживании самого человека, в ходе которых создается наивысшая форма бытия и сознательное человеческое отношение к бытию» [4, с.129].
Эстетика – это наука. Данная наука опирается на законы художественно-эстетического восприятия человека в процессе видения мира. Таким образом понимал эстетику А.А. Радугин [30 с.54].
С точки зрения И.Н. Титаренко рассматриваемое понятие – это часть философии. По ее мнению эстетика – это и практика, и теория в области искусства, а также в области отношения человека к искусству [36, с.6].
Стоит установить, определение понятия «воспитание». Так, педагогический словарь определяет его как процесс, который основан на взаимодействии субъектов и который содействует формированию личностных качеств на основании общественных потребностей, а кроме того как процесс ориентированный на становление личности и содействие развитию человеческих способностей [19, с.458].
С точки зрения В.И. Андреева, что воспитанием в первую очередь можно назвать деятельность самого человека. Данная деятельность организуется в педагогическом сотрудничестве, в частности, между воспитанником и самим учителем. Такая деятельность может происходить в разных формах – в форме игры, досуга, процесса обучения и иных [1, с. 264].
В.И. Загвязинский в своих трудах рассматривает процессы воспитания и образования. С его точки зрения эти процессы являются многофакторными. Их результаты оказывают непосредственное влияние на человека в его социальной среде, в соответствии с его наследием, нуждами и интересом [7, с. 136].
Л.И. Маленкова понимает образование следующим образом: «это процесс педагог-обучающиеся, который ориентирован на создание благоприятных условий для развития социокультурных ценностей общества и который развивает их индивидуальность, самоактуализацию личности» [18, с. 345].
В.А. Сластенин считает: «образование – это педагогический процесс, направленный на формирование действий педагогов и учащихся по достижению целей образования» [34, С. 100].
Платон и Аристотель в свое время изучали эстетическое воспитание. С тех давних пор его значение изменилось. Наука развивалась и менялась вместе с обществом. Дидро относил эстетику к чему-то прекрасному. Взгляды Н.Г. Чернышевского стали основой для дальнейшего развития эстетики и воспитания [24, с.65].
В педагогической литературе существует особое мнение насчет эстетического воспитания. С целью данного воспитания используются разные методы и способы. В том числе те, которые рассмотрены далее.
В кратком словаре эстетики эстетическое воспитание определяется как «система мер, направленных на развитие и совершенствование способности человека воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [4, с. 47].
Д.Б. Лихачев определяет в своих трудах «эстетическое воспитание». Он основывается на понимании Карла Маркса. Они сходились в мнении о том, что данное понятие обозначает некоторый процесс, в ходе которого ребенок становится активен в творческом плане, может оценить комедию, трагедию в жизни, а также способен принимать все красивое и приятное [13, с.235]. Исследователями отмечается роль педагогики в формировании эстетических взглядов школьника, которая считается главной.
Так, стоит отметить, что эстетическое воспитание часто стихийно и необузданно. Однако наблюдая за предметами искусства школьник, так или иначе, приобщается к искусству и творчеству, развиваются в эстетическом плане. Стоить отметить, что школьник еще не понимает всего, что связано с эстетическим воспитанием. Если не вмешаться в данный процесс. У школьника могут появиться неверные идеалы, формирование эстетических взглядов часто вызвано желанием школьника развлечься.
Следующую формулировку исследуемого понятия дает В. Н. Шацкая: «педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, в творчестве, в явлениях искусства» [40, с.74].
Например, Н.А. Ветлугина рассматривает «эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, понимать, чувствовать прекрасное в искусстве и жизни, как воспитание желания принимать участие в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей» [17, с. 38].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы