Курсовая теория на тему Пейзаж в творчестве зарубежных художников (Истоки возникновения и развития)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ЖАНРА ПЕЙЗАЖ 5
2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕЙЗАЖА В ЗАРУБЕЖНОМ ИСКУССТВЕ 11
3. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПЕЙЗАЖНЫХ КОМПОЗИЦИЙ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Введение:
Изобразительное искусство является важной составляющей воспитания и развития духовности у человека. С помощью искусства человек получает представление об основных этических и эстетических ценностях мира – красоте, доброте, истине.
Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.
Пейзаж помогает увидеть и познать красоту природы и окружающего мира. Тем самым у зрителей формируется и развивается чувство прекрасного, а также возникает более осознанное желание сохранить данную окружающую действительность для потомков. Все картины, изображающие природу в ее том или ином виде близки по духу каждому человеку.
Объект. Пейзаж, его виды и особенности
Предмет. История развития и возникновения пейзажа в зарубежном искусстве.
Цель. Изучить историю возникновения и развития жанра пейзаж, а также его виды и особенности различных жанров.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить истоки зарождения жанра пейзаж.
2. Выделить и подробно рассмотреть этапы развития пейзажа в зарубежном искусстве.
3. Обозначить основные виды и особенности пейзажа, а также выделить художников, оказавших наибольшее влияние на развитие каждого жанра пейзажа.
Обзор литературы. Истории жанра пейзаж, его происхождению и развитию посвящено относительно небольшое количество научных трудов, однако подробная информация содержится в научной литературе таких авторов как Богемская К.Г., Вагнер А.К., Дурасов А.П., Кончаловский П.П. и Холина М.В.
Работа состоит из трех частей. В первой части раскрывается сущность понятия пейзаж и представлены основные вехи и истоки его развития. Во втором разделе содержится информация об этапах развития пейзажа в зарубежном искусстве. Третья часть работы содержит информацию о видах, особенностях жанров пейзажа, перечисляются художники, внесшие особенный вклад в развитие и становление того или иного жанра.
Заключение:
Пейзаж можно охарактеризовать как вид изобразительного искусства, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Пейзаж, это всегда рисунок вне помещения, поэтому большое внимание уделяется свету и воздушному пространству. Пейзаж имеет давнее происхождение. Первые рисунки, на которых символично изображена природа, были известны еще в эпоху неолита. Также рисунки, характерные для жанра, были найдены в древней Вавилонии, Ассирии, Египте, Греции и Риме. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформился только в VI веке в китайском искусстве, и получил дальнейшее развитие в странах востока и запада.
На протяжении всего своего существования жанр пейзаж претерпевал значительное количество изменений. В начале своей жизни, в эпоху раннего Средневековья пейзаж был на вторых ролях, выступая как фон для гравюр и картин, изображавших библейские сцены и сюжеты. В эпоху Возрожждения, которая считается наивысшим расцветом практически всех жанров искусства в Европе, интерес к пейзажу возрастает, он формируется уже как осмысленный и самостоятельный жанр. Именно в эпоху Возрождения миру становятся известны величайшие художники Леонардо да Винчи, Питер Брейгел-страший, Эль Греко, Ян ван Эйк. Начиная уже с 16 века, в эпоху великих географических открытий жанр претерпевает некоторые изменения, поскольку у европейских художников появляется все больше простора для реализации своего творчества, больше мест, которые можно воплотить на холсте. 17 век прославился появлением такого приема как применение камеры-обскуры, позволившей с невиданной до сих пор точностью переносить отдельные мотивы на холст или бумагу. 18 век в европейской пейзажной живописи в основном представлен в жанре романтизма, что означает преобладание мягких красок и вместе с тем разнообразие цветов. Картины изображают небо, парки, усадьбы, морские пейзажи. 19 век представляет собой расцвет жанра реализм. Пейзажисты этого периода добивались естественности и простоты композиции (в частности, отказываясь в большинстве случаев от панорамных видов), детально разрабатывали светотеневые и валёрные отношения, позволяющие передать материальную ощутимость природной среды.
Относительно классификации мнения различных исследователей расходятся в том, какая классификация жанров пейзажа может быть принята за основу. Однако, большинство все же сходятся на том, что основных жанров пейзажа существует: природный (со всеми подвидами), морской, городской, сельский, архитектурный (включая ведутту и каприччио), индустриальный и космический.
Фрагмент текста работы:
1. ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ЖАНРА ПЕЙЗАЖ
В переводе с французского слово «пейзаж» (paysage) означает «природа». Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы .
Кроме того, пейзаж это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. «Героем» такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив. Однако следует отметить, что изображение природы часто используется художниками и в других жанрах живописи, служа определенным фоном, который помогает глубже раскрыть идею, смысл, характер живописного образа .
Изображение природы часто является так же фоновой частью в графических и скульптурных произведениях других жанров. В пейзаже же художник проявляет свое отношение к природе, изображая то или иное явление, форму природного окружения человека, применив данные нововведения, пейзаж приобретает эмоциональное и идейное содержание. В пейзажах художники изображают природу, первозданную или измененную человеком: леса, реки и моря, городские и сельские виды. Живописцы передают состояние воздуха и света в разное время дня и ночи. Иногда в пейзажи включают фигуры людей или животных. Такие второстепенные элементы называют стаффажем .
В большинстве случаев под пейзажем люди понимают изображение именно дикой природы. Но все то, что преображено человеком и находится вокруг нас, также имеет такое же название.
Особое значение в пейзажных картинах отдается пространству и перспективе. Пейзаж, это всегда рисунок вне помещения, поэтому большое внимание уделяется свету и воздушному пространству .
Рисунок отражает жизнь, полную движения, изменчивости, передает характерное — в зависимости от пластики форм, объемности, освещенности, тяжести и устойчивости, движения, пространства. Художник изображает самое характерное, существенное, используя для этого способы и средства изобразительности, разную технику, материалы, композиционное построение.
Как бы ни были сходны между собой, однотипны по форме предметы, растения, животные, всё же есть то, что при сопоставлении отличает их друг от друга, выражает их индивидуальность. Как нет одинаковых людей, так не найти и абсолютно одинаковых деревьев, цветов, травинок, облаков и т. д. Формы, размеры их стволов, веток, листьев и крон необыкновенно разнообразны, но по характерным признакам мы различаем их как зимой, так и летом.Мы видим при изображении травы, которая бывает высокой или низкой, густой или редкой, пушистой или жёсткой. Поэтому художники по-разному изображают её — то сплошным пятном, то прорисовывая отдельные растения, по-разному прорабатывая формы, линии. Даже в вечернее небо имеет различные оттенки: в зените оно насыщенно голубое, ближе к горизонту — бледнеет, над горизонтом — бледно-голубое или белое, а утром и вечером приобретает вблизи солнца желтые, оранжевые, красные оттенки и зеленые, синие, серо-синие, темные — в зените .
Основным средством выразительности живописного пейзажа является цвет, точнее — колорит (от лат. color) — гармоничная живописная согласованность в картине, её цветовой строй. Колорит помогает художнику передать перспективу, пространство, состояние погоды, сезон, время дня, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому. Каждый предмет обладает основным, локальным цветом (без учета внешних влияний). Но в жизни цвет предмета: травы, дерева, неба, озера — постоянно меняется в зависимости от освещения. Поэтому художник пишет не основным, а постоянно меняющимся цветом. Он видит, как воздействует цвет одного предмета на другой, как взаимосвязаны цвета в природе. Видеть и писать в «цветовых отношениях» — основной способ живописного изображения. При написании пейзажей художники учитывают цветовую палитру каждого времени года .
Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости. Для понимания пейзажа как жанра необходимо иметь представление о пути его развития .
История этого жанра насчитывает уже несколько тысячелетий, так как первые элементы пейзажа в наскальной живописи ученые относят к эпохе неолита. Эти древнейшие изображения включают в себя условные обозначения небесного свода, светил, стран света. Например, работа древнего художника на плато Тассилин-Аджер в Сахаре (датируемая 7 тыс. до н.э.), где был изображен схематичный рисунок природы рядом с фигурками человека .
Изображения природы встречались ещё в эпоху неолита (условные обозначения небесного свода, светил, сторон света, земной поверхности, границ обитаемого мира). В рельефах и росписях стран Древнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет), преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Широкое распространение пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. до н. э., где впервые достигалось впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древнеримский пейзаж, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). Для этой эпохи характерен образ природы, воспринимаемой как сфера идиллического существования человека и богов. В средневековом искусстве Европы элементы пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служили средством условных пространств, построений (например, «горки» или «палаты» в русских иконах), в большинстве случаев превращаясь в лаконичные указания на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно-теологические схемы, отражавшие средневековые представления о Вселенной .
Также пейзажный мотив, как элемент настенной росписи, довольно часто встречается в гробницах правителей Древнего Египта. Например, недалеко от селения Бени-Хасан в Среднем Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, живших в 21-20 веках до н.э. Одна из многочисленных фресок, покрывавших стены погребальных камер, изображает дикую кошку, охотящуюся в густых зарослях. Однако, в древнеегипетском изображении природы есть только отдельные элементы пейзажа — лотос, тростник, деревья, да и роспись имеет декоративное значение .