Современные проблемы науки и образования Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему педагогика сотрудничества: возможности, задачи, организация в школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. История зарождения основных принципов педагогики
сотрудничества. 6

2. Концептуальные идеи педагогики сотрудничества. 11

3. Современный взгляд на педагогику сотрудничества и
реализацию ее идей в школе  16

4. Эссе. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 28

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования
обуславливается тем, что в настоящее время происходит переход на новые
технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития
общества, которые требуют новых подходов к образованию. Традиционная система
образования была направлена на усвоение определенных массивов знаний, принятых
в данном сообществе в качестве нормативных, на подготовку квалифицированных
специалистов, которые были бы способны применять полученные в процессе
образования знания, в практической деятельности. Основанием такого подхода к
образованию является определенная устойчивость социальных механизмов,
позволяющая прогнозировать деятельность в различных областях социальной
реальности. Однако объем социального знания непрерывно умножается, причем, в
геометрической прогрессии, что делает практически невозможным его усвоение в
рамках образовательных институтов. Поэтому в настоящее время в
образовании активно внедряются новые педагогические технологии.

«Педагогика сотрудничества» является одной из
наиболее всеобъемлющих и богатейших педагогических обобщений, вызвавших к жизни
многочисленные инновационные процессы в образовании. Название это было дано
группой педагогов-новаторов 80-х гг. прошлого столетия. В их обобщенном опыте
соединились лучшие традиции советской школы, достижения русской и зарубежной психолого-педагогической
науки и практики. Ее идеи вошли почти во все современные педагогические
технологии, составили основу воплощения в жизнь концепции нового педагогического
мышления. «Педагогика сотрудничества» как проявление нового педагогического
мышления характерна для всех образовательных учреждений, всех структурных элементов
учебно-воспитательного процесса, в том числе и для производственного обучения[1].

В условиях современных тенденций к гуманизации
и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового
педагогического мышления помыслы передовой педагогической общественности
находят свое воплощение в реализации идей «педагогики сотрудничества», в
которых отражены и сконцентрированы новые направления и факторы и
педагогического стиля, и педагогического такта, и педагогической техники
педагога.

Площадкой
для освещения образовательных инноваций стала «Учительская газета», которая в
1986 году собрала педагогов-новаторов и по итогам встречи опубликовала статью
«Педагогика сотрудничества»[2].

Степень
разработанности темы. Проблемы обучения, воспитания и развития личности с
древнейших времен интересовали великих философов и педагогов. И Гиппократ, и
Аристотель, и Сократ искали возможности стимулировать работу мысли у учеников,
включать их в обсуждение и дискуссию.

Педагогика
сотрудничества как новое направление педагогической науки появилась в 80-е годы
ХХ века, в самом начале перестроечных процессов, как обобщение научных взглядов
и опыта педагогов и психологов отечественной и зарубежной школы (К.Д. Ушинский,
Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко,
Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн и др.). Она породила многочисленные
инновационные процессы в образовании, воспитании и развитии учащихся, вызвала
общественный резонанс и стремление обновить школу, содержание, традиционные
формы и методы обучения и воспитания, предложила обоснование идей гуманизма,
характеризующих школу, и как одну из главных ее составляющих – сотрудничество взрослых
и детей. Инициаторами научного поиска в этом направлении явились
педагоги-новаторы из разных регионов и городов Советского Союза (Ш.А.
Амонашвили, И.П. Волков, Т.И. Гончарова, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А.
Караковский, С.Н. Лысенкова, Б.П. Никитин, Л.А. Никитина, В.Ф. Шаталов, МП.
Щетинин и др.). Помощниками в осмыслении и пропагандистами их инновационных
идей стали известные публицисты В.Ф. Матвеев и С.Л. Соловейчик.

Цель исследования: раскрыть особенности
применения концептуальных идей педагогики сотрудничества в современной школе.

Задачи исследования:

— осветить историю зарождения основных
принципов педагогики сотрудничества;

— раскрыть концептуальные идеи педагогики
сотрудничества;

— проанализировать современный взгляд на
педагогику сотрудничества и реализацию ее идей в школе;

— описать собственное отношение к педагогике
сотрудничества (эссе).

Объект исследования – педагогические
технологии. Предмет исследования – возможности применения концептуальных идей
педагогики сотрудничества в школе. педагогические технологии, разработанные и
применяемые в современной педагогической науке.

Методы исследования: анализ педагогической
и психологической литературы, наблюдение, систематизация, обобщение,
сравнительный подход.

В соответствии с целью и задачами
исследования определена следующая структура 
работы:  введение, две главы,
заключение, список литературы, приложения. [1] Манифест
Педагогика сотрудничества: Отчет о встрече учителей-экспериментаторов //
Учительская газета. – 1986. – 18 октября. [2] Манифест
Педагогика сотрудничества: Отчет о встрече учителей-экспериментаторов //
Учительская газета. – 1986. – 18 октября.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По
итогам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы.

Концептуальные
идеи педагогики сотрудничества в 80-е годы ХХ столетия разрабатывались
учителями-практиками, преподававшими различные предметы в разных
образовательных учреждениях и в разных условиях.

Среди
сторонников данной идеи были Виктор Федорович Шаталов, Шалва Александрович
Амонашвили, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет. В сентябре
1986 года состоялась встреча педагогов-новаторов, где они обсудили главные идеи
педагогики сотрудничества и сформулировали «Тезисы педагогики сотрудничества»,
опубликованные затем в «Учительской газете» и ставшие фундаментальной основой
для последователей идеи. Главная цель педагогики сотрудничества являлась
демократизация образования.

Как
научно-теоретическое направление, оно стало оформляться после ряда встреч в
подмосковном поселке Переделкино (сентябрь 1986 г.), поселке Цинандали
(сентябрь 1987 г.), городе Москве (март 1988 г.), в Краснодарском крае
(сентябрь 1988 г.). В это же время было заявлено, что данное направление
представляет собой совместную развивающую деятельность взрослых и детей,
скрепленную взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга,
совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Педагогика
сотрудничества – это открытая программа, ее смысл – в творчестве всех учителей,
она живет, пока развивается, дополняется, уточняется и обогащается.

Среди
основных идей педагогики сотрудничества можно выделить следующие: учение без
принуждения, развитие творческих способностей обучающихся, свобода выбора, опережение,
совместная деятельность учителя и обучающегося, самоуважение, обучение в зоне
ближайшего развития. Педагог и обучающийся являются союзниками, которые
стараются воплотить в реальность указанные идеи. Они – равноправные партнеры.
Учитель здесь не авторитарно принимает решение, а в паре с обучающимся, он
выступает в качестве наставника и советчика, а обучающемуся, в свою очередь,
предоставляется свобода выбора и самостоятельность, достаточная для получения
необходимых знаний и для формирования своей собственной жизненной позиции.

Организация
учебного процесса, основой которого является педагогика сотрудничества,
опирается на ряд принципов, таких как принцип индивидуализации, гибкости,
элективности, контекстности, сотрудничества. При соблюдении данных принципов и
вышеуказанных идей современные педагоги смогут добиться главной цели
современного мира — создание нового гуманного общества, свободного от
тоталитаризма и официоза.

Педагогика
сотрудничества учит всматриваться в природу ребенка, а в основу воспитания
призывает ставить развитие духовности и человечности. Источником обучения и
воспитания в соответствии с принципами педагогики сотрудничества должна быть
вся образовательная среда, весь уклад деятельности ребенка, построенные на
основе личностно-ориентированного подхода. Систематическое формирование такого
образовательного пространства, которое пронизано идеями гуманно-личностной
педагогики и охватывает все стороны жизни ребенка, всю систему взаимоотношений
ребенка и педагога (т.е., отношения «педагог-ребенок», «ребенок-педагог»,
«педагог-педагог», «педагог-родитель» и т. д) и должно стать главным
содержанием деятельности современных систем обучения и воспитания.

 

Фрагмент текста работы:

 

История зарождения основных принципов педагогики
сотрудничества Гуманное
педагогическое мышление имеет глубокие корни как в мировом педагогическом
наследии, так и российском: Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменский, Я. Корчак, М. Монтессори,
К.Д. Ушинский, М.М. Бахтин, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
В.В. Зеньковский и многие другие донесли до нас идеи любви и уважения,
понимания и принятия личности ребенка с первых дней его явления в наш мир как
определяющие.

В
XX веке на основе гуманного педагогического мышления сформировалась советская
школа гуманно-личностной педагогики, которую воплотили в своих трудах и
практической деятельности С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский,
и она получила мировое признание. Однако, как показала практика, это не
означало безоговорочного повсеместного внедрения идей гуманной педагогики в
систему образования. Лишь очевидность необходимости коренного реформирования
российского образования на рубеже тысячелетий повысили надежду на внедрение в
учебно-воспитательный процесс идей гуманной педагогики.

Впечатляющих
результатов достиг в своей деятельности донецкий педагог-новатор, Заслуженный
учитель России Виктор Федорович Шаталов. В своем интервью он рассказал, что из
когорты его выпускников человека защитили диссертационные работы по различным
предметным дисциплинам, 64 – получили звание кандидатов наук и 15 человек стали
докторами наук[1].

Остановимся
подробнее на методике В.Ф. Шаталова. Впервые с методикой В.Ф. Шаталова в 1971
году познакомил общественность педагогический журналист С.Л. Соловейчик в
статье «Метод Шаталова», где «идеолог педагогики сотрудничества» описал
увиденное на уроках в донецкой школе. Автора поразила атмосфера сотрудничества
и взаимопонимания между учителем и его учениками.

Следующая
статья С.Л. Соловейчика «Человек с идеями», опубликованная в 1986 году
продолжила рассказ о новой уникальной методике обучения без принуждения. Статья
растревожила актуальные до сегодняшнего дня болевые точки образования: «поставь
учитель хоть двадцать двоек, все равно он закроет их тройкой, и ученики это
знают; «Три пишем, два в уме»; повесить для галочки стенд «Учись учиться»; к
учению побуждают нотациями, уговорами, увещеваниями, призывами к долгу»[2].

С.Л.
Соловейчик на уроке в школе Донецка обратил внимание, что большую часть урока
дети работают с опорными сигналами В.Ф. Шаталова и с увлечением в большом
количестве решают задачи. Рассмотрим, в чем же была особенность этих
конспектов, их инновационная, прорывная сила в 70-90х годах XX века и как их
можно интерпретировать в современном школьном образовании 20-х годов XXI века:

— Идея трудной цели и крупных блоков. В.Ф. Шаталов
отказался от методики «линейного обучения». Вначале – теория, потом – практика.
Основной темой урока становится самая сложная в разделе, а затем вокруг нее
образуются логические связи, которые позволяют видеть целостную картину и
осуществлять логические переходы. Все блоки строго структурированы и логически
связаны между собой.

— Используются различные виды связей:
причинно-следственные, сравнительные, взаимодополняющие. Каждый блок опорных
сигналов является самостоятельной единицей содержания учебного материала.

— Идея опоры. Все опорные сигналы (схемы)
основаны на принципах ассоциативного мышления, которые используются в интеллект
– картах памяти (mind maps). При составлении «опоры» прослеживается
использование теории восприятия визуального контента. Главное условие – не
перегружать память излишками информации, с которой ей будет трудно справиться.

Идея приведение опорных сигналов к единообразной форме. [1] Атанова, А. В.
В.Ф.Шаталов – учитель будущего или педагог своей эпохи? / А. В. Атанова //
Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными
системами: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В
2-х частях, Москва, 23 января 2021 года. – М.: Международная академия наук
педагогического образования, 5 за знания, 2021. – С. 494-498. [2] Соловейчик С.Л.
Человек с идеями // Учительская газета. – 1986.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы