Курсовая теория на тему Педагогическое сопровождение ребенка в период кризиса 3 лет.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Психолого-педагогическая характеристика личности 6
1.1 Понятие индивид. Личность. Индивидуальность 6
1.2 Структура личности дошкольника 9
1.3 Предпосылки и условия формирования личности ребенка 11
Выводы по главе 1 17
2. Психолого-педагогические особенности формирования личности ребенка в раннем возрасте 18
2.1 Оценка уровня нервно-психического развития детей раннего возраста 18
2.2 Особенности работы воспитателя с семьей ребенка в период адаптации к ДОУ 22
Выводы по главе 2 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Введение:
Кризис трехлетнего возраста — это период отделения ребенка от взрослого. Можно даже назвать этот период временем формирования личности ребенка. Это, безусловно, трудное время для родителей, ведь в этот период ребенок может стать каким-то неуправляемым, очень капризным, резко конфликтным с близкими людьми. Но то, как поведут себя родители, во многом будет зависеть от того, как вырастет их ребенок: пассивный или активный, настойчивый и независимый или робкий и неуверенный в себе. Особенно сильно кризис 3 лет проявляется в семьях, где ребенок единственный.
Кризис трех лет может начаться через 2,5 года, а закончиться через 3,5-4 года. У одних детей это выражено, у других, наоборот, кризис начинается и заканчивается незаметно.
Основным содержанием каждого возрастного кризиса является формирование новообразований, то есть возникновение нового типа взаимоотношений между ребенком и взрослыми, смена одной деятельности на другую. Для кризиса трех лет, согласно исследованиям ученых и психологов, наиболее важным новообразованием является появление нового чувства «Я» и «Я сам». В течение первых трех лет своей жизни маленький человек привыкает к окружающему миру, привыкает к нему и обнаруживает себя как самостоятельное психическое существо. В этом возрасте наступает момент, когда ребенок как бы обобщает весь опыт своего раннего детства, и на основе реальных достижений у ребенка развивается собственное отношение к себе, появляются новые характеристики. До этого возраста все чаще и чаще мы слышим от ребенка местоимение «Я» вместо собственного имени, когда он говорит о себе. Ребенок начинает осознавать себя как отдельное человеческое существо со своими желаниями и особенностями, поэтому возникает новая форма сознания. Однако осознание «Я» трехлетнего ребенка все же отличается от нашего. Оно ориентировано не внутрь, а наружу: оценивать свои достижения и сравнивать их с оценкой других. Ребенок начинает осознавать свое «Я» под влиянием возрастающей практической самостоятельности. Вот почему «Я» ребенка так тесно связано с понятием «Я сам». Ребенок уже пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует возникновению у детей чувства собственного достоинства — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
Каждый родитель и воспитатель, наверное, не раз сталкивался с ситуацией, когда было быстрее и удобнее что-то сделать для ребенка: одеть его, накормить, отвести в нужное место. До какого-то возраста он проходил «безнаказанно», но с трех лет повышенная самостоятельность может дойти до предела, когда малышу просто жизненно необходимо испытать, сделать все самому. В то же время для ребенка важно, чтобы взрослые серьезно относились к его независимости. И если ребенок не чувствует, что с ним считаются и уважают его мнение и желание, он начинает протестовать. Как правило, абсолютно невозможно дать трехлетнему ребенку право на полную самостоятельность: ведь, уже освоив многое для своего возраста, малыш еще не до конца осознает свои возможности, не умеет выражать мысли, планировать. Отношения ребенка с родителями должны войти в качественно новое русло и основываться на уважении и терпении родителей. Это совершенно новый набор поведения, в основе которого лежит отношение к действительности, к взрослому, выработанное у ребенка в раннем детстве, благодаря собственным достижениям.
Заключение:
В дошкольном возрасте продолжается развитие личности ребенка. Формируется потребность в признании, чувство собственного достоинства, осознание себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), осознание собственной половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве (осознание своих желаний и обязанностей).
Позитивным результатом развития ребенка в этом возрасте является переживание им чувства привязанности, нежности и любви на аналогичные чувства взрослых (прежде всего родителей); реализация собственной потребности в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц; появление устойчивого чувства «Я», уверенность, инициативность и активность, адекватная самооценка; способность к состраданию; наличие чувства доброжелательности к людям; контактность и коммуникабельность, стремление взаимодействовать с ровесниками на равных.
Во время кризиса поведение малыша непредсказуемо, импульсивно и направлено преимущественно негативно. Ребенок — это маленький разрушитель, который пытается всеми возможными способами контролировать своих родителей, отстаивать свою точку зрения, он хочет, чтобы его желания исполнялись. С ребенком довольно часто случаются истерики и резкие перепады настроения.
Результаты, полученные в ходе нашего исследования, свидетельствуют о том, что при переходе от раннего к дошкольному возрасту у ребенка также возникают новые формы общения по отношению к взрослому. Отличительной особенностью этой новой формы взаимоотношений ребенка и взрослого является то, что, с одной стороны, он способен произвольно противостоять взрослому, а, с другой стороны, учится строить с ним партнерские отношения, как с отдельным самостоятельным субъектом.
Другими словами, в процессе кризиса трехлетнего возраста у ребенка окончательно распадается сознание «пра-мы», которое является, по мнению Л. С. Выготского новообразованием младенчества и приобретает способность, во-первых, осознавать себя как отдельного субъекта и, во-вторых, строить отношения со взрослым, как с отдельным субъектом. Вероятно, именно из-за этого обстоятельства кризис трех лет получил в психологии название «Я сам».
Итак, ранний дошкольный возраст — это период, в течение которого происходит огромное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, постижения специфически человеческих форм восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование зачатков произвольного внимания и смысловой памяти.
Все эти достояние личности является результатом разумного обучения, воспитания и любви к детям.
Фрагмент текста работы:
Психолого-педагогическая характеристика личности
1.1 Понятие индивид. Личность. Индивидуальность
Идея осмысления концепта «индивидуальность» очень древняя. Ее начала достигают еще эллинской эпохи. Первые теоретические обоснования понятия индивидуальности прослеживаются в атомистической теории Демокрита. Предоставив атомам только им присущи особые свойства (вес, форма и т. п.) и признав их наименьшими структурными образованиями мира, древнегреческий философ считал человеческие индивиды такими атомами, существование которых творит общественное бытие. Каждому индивиду, общественному атому «по Демокриту», свойственна форма и вес. То ж и судьба человека своеобразная, неповторимая. Кстати, слово «индивидуальность» происходит от латинского «individuum» (отдельное), которое соотносится с греческим понятием atomos (неделимый, целостный).
Теперь всякий научный анализ понятие индивидуальности в современной литературе коррелируется с понятием личности. Однако способ взаимосвязи этих явлений (личности и индивидуальности) обосновывают по-разному. Для первого подхода характерно то, что индивидуальность в большей части рассматривается как своеобразное, неповторимое проявление личности человека на единичном уровне. Таков взгляд на природу индивидуальности особенно характерен для начальных стадий теоретических обобщений в этой области. По энциклопедическому толкованию индивидуальность определяется как неповторимое своеобразие человека. Многие ученые сущность индивидуальности связывают с деятельной природой личности. В таком случае среди важнейших характерных признаков индивидуальности рассматривают социальную активность, самодеятельность личности, ее творческое начало.
И. И. Резвицкий, подчеркивая, что индивидуальность существует не рядом с личностью, а как одна из ее свойств, дает следующее определение: «индивидуальность — это интегральное понятие, выражающее особую форму бытия индивидов, в рамках которой они обладают внутренней деятельностью и относительной самостоятельностью, что дает им возможность активно (творчески) и своеобразным способом проявлять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задатков и способностей и в соответствии с общественными потребностями» [6, с.85]. Некоторые из ученых отстаивают позицию, по которой моральные устои жизни человека рассматриваются как костяк его индивидуальности, проявление в ней самых высоких социальных потребностей и отношений. Наконец, довольно распространенная в научных кругах концепция индивидуальности как личностной идентичности, самосознания, и общепризнанным авторитетом считается концепции немецкого философа Ю. Хабермас, который утверждает, что «только та личность, которая знает, что она есть и чем желает быть … может обладать понятие индивидуальности…» [18, с.120].
Важно подчеркнуть, что по сути, человеческая индивидуальность связана с личностью индивида. Однако, на наш взгляд, эта связь не локальна, ибо индивидуальность трудно, практически невозможно представить без анализа сущности самой личности. Но взаимосвязь этих двух сущностей человеческого индивида не односторонняя, а двусторонняя, ведь где нет личности, там нет ее индивидуальности. И наоборот, наличие хоть некоторых проявлений индивидуальности свидетельствует об определенном личностном уровне развития конкретного человека. Итак, научный анализ категории индивидуальности, должен начинаться с исследования сущности личности.
Такой анализ объективно должен предусматривать определенную логическую последовательность осмысления этих понятий, что от выяснения сущности личности должно привести к осознанию сущности индивидуальности.
Что представляет собой личность? Каков объем этого понятия? Чем характеризуется внутреннее содержание личности, и какие факторы на него влияют? Эти и многие другие вопросы закономерно возникают в процессе анализа явления, его называют индивидуальностью личности. Безусловно, каждое из определений сущности личности стоит внимания, однако любой вариант предполагает органическую его включенность в социокультурный, исторический, этнический и другие контексты. Концепт личность – не плод новоевропейской культуры. Как таковая, она отражает определенные общественные отношения, есть их визитной карточкой, а потому содержание личности и границы этого понятия – это отражение той совокупности общественных отношений, характеризующих конкретное время, культуру, экономические, политические, духовные реалии. Итак, индивид осваивает лишь часть родовой сущности человека. Поэтому сущность личности не может реально отражать совокупность всех отношений общества как сущность человека. Она есть своеобразным ансамблем только определенных отношений, которые личность в процессе жизнедеятельности сделала достоянием собственного «Я». Это означает, что личность является отдельным единичным воплощением и отражением родовой сущности человека, персонификацией общества. Она является мерой социального в человеке, отражением характера и уровня развития общественных отношений. Личность – своеобразный слепок с тех общественных отношений, в системе которых проходит ее жизнедеятельность [4, с.127].
Учитывая эти положения, можем указать на первооснову противоречивости личности, которая отражает через свою структуру сложность и противоречивость общественных отношений, в которых задействован человек. Речь идет о стремлении личности освоить как можно шире поле социальных связей, ограниченное, однако, ее местом в системе общественных отношений.