Курсовая теория на тему Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и его использование в современной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. Анализ жизни, деятельности и педагогического наследия В. А. Сухомлинского 5
1.1 Жизненный и профессиональный путь В. А. Сухомлинского 5
1.2.Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского 9
1.3. Трилогия В.А. Сухомлинского: «Сердце отдаю детям» «Рождение гражданина», «Письма к сыну» 11
ГЛАВА 2. Вклад В.А.Сухомлинского в развитие теории и практикисовременного российского образования 17
2.1. Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского – основастановления педагогики сотрудничества 17
2.2. Роль гуманистических идей В.А.Сухомлинского в развитиитеории и практики личностно — ориентированного образования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся учитель и гражданин советской эпохи.Его творчество с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. Всё дело в том, что разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова — Василия Александровича Сухомлинского — можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы». Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.
Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
Современность, как считал Сухомлинский, развитие советского государства наиболее обеспечивает развитие гармоничной личности. Поэтому тезис: «вход в тот дворец, имя которому – знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслился и переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества…» должен стать обязательным для любого представителя молодого поколения нашей страны.
Актуальность взглядов В.А. Сухомлинского с точки зрения гуманистического, ценностного подхода, недостаточная изученность его педагогического наследия обусловили выбор данной темы.Сегодня результаты его деятельности могут быть применены в практической работе образовательных учреждения. Именно поэтому данная тема является актуальной.
Объект исследования: педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.
Предмет исследования: вклад В.А. Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования.
Цель исследования: определить и научно обосновать воспитательные ценности в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
• проанализировать научные исследования педагогического наследия В.А. Сухомлинского
• раскрыть и определить воспитательные ценности в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.
• выявить актуальные положения и идеи педагогического наследия В.А. Сухомлинского, которые могут быть применены в современной теории и практики воспитания.
Методологическая часть курсовой работы включает следующие элементы: контекстуальное исследование, сравнение, систематизация информации, синтез информации.
Структура курсовой работы обусловлена поставленными задачами, объектом и целью. Научное исследование строго структурировано, состоит из системообразующих его частей: введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
«На любви к детям держится мир». Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский был из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» — так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а «чистая» правда.
Он поистине «соком мозга и кровью сердца» (Луначарский) созидал себя как гуманиста, человека культуры, разносторонней образованности, растил коллектив педагогов-единомышленников, строил и совершенствовал жизнь школы, сделав ее очагом духовно-нравственного становления личности. Обладая не только педагогическим, но и литературным даром, Сухомлинский изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие.
В.А. Сухомлинский — гуманист, мыслитель, педагог. Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
Сейчас вряд ли можно встретить учителя, воспитателя, который бы в той или иной мере не был знаком с его педагогическим наследием, как и вряд ли можно найти хотя бы несколько публикаций по педагогическим проблемам, в которых бы их авторы не ссылались на положения и выводы выдающегося педагога. В утвердившемся среди педагогической общественности мнении В.А. Сухомлинский предстает, прежде всего, как знаток и поборник внедрения психологических знаний в школьную практику.
В заключение, воспользовавшись результатами исследований М.И. Мухина, изложу схематично концептуальные положения и основополагающие принципы педагогической системы В.А. Сухомлинского, определяющие гуманизм его педагогики.
Как подлинный гуманист Василий Александрович прекрасно понимал и постоянно отстаивал значимость всесторонности и гармоничности в развитии личности как целостном и системном образовании.
Определяющее значение придает В.А. Сухомлинский системо-образующему фактору — нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств. Центральный стержень, без которого немыслима гармоничная, всесторонне развитая личность, по убеждению педагога, — это человечность в человеке. Именно к этому стержню привязывает он все, что приобретается ребенком в жизни вообще и в школе в частности. «Без нравственной чистоты теряет смысл все — образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство».
При этом Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что средоточием нравственности является долг. Поэтому одним из оснований его педагогики является идея нравственного долга: человека перед человеком, обществом, Отечеством; отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями; отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами.
В докторском докладе В.А. Сухомлинского в связи с проблемой воспитания всесторонне развитой личности получает раскрытие тема необходимости формирования «высокой педагогической культуры семьи», основным методом формирования которой он считает «проведение этических бесед, посвященных высокой миссии матери и отца. Это беседы о любви и дружбе, браке, деторождении, воспитании детей».
Педагог, очевидно, впервые в отечественной педагогике обсуждает проблему воспитания моральной зрелости как неотъемлемой составляющей воспитания всесторонне развитой личности интегрального личного качества. В это понятие автор включает гражданственность, идейную стойкость, верность убеждениям, готовность их отстаивать, зрелость мысли.
Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил В.А. Сухомлинский, но, как это всегда бывает, мысли и дела истинно великих людей со временем не только не устаревают, не только не отдаляются, но становятся все ближе, нужнее новым поколениям. Так и гуманистическая педагогика Василия Александровича Сухомлинского продолжает активно воплощаться и развиваться в жизни современной российской школы. И этот процесс необратим.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Анализ жизни, деятельности и педагогического наследия В. А. Сухомлинского
1.1 Жизненный и профессиональный путь В. А. Сухомлинского
Внешне биография В.А.Сухомлинского мало, чем отличается от биографий многих его сверстников и современников. Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине. Здесь прошли его детство и юность. Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо молодых Сухомлинских — три брата и сестра — стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу. Летом 1933 года мать проводила младшего сына Василия в Кременчуг.
Сначала Сухомлинский поступил в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном отделении учился Сухомлинский всего два года. Позже, уже в 17 лет, он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского.
Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. В стенах этого института он останется навсегда. Одна из самых светлых, уютных аудиторий в старом корпусе института, в том самом, где когда-то учился скромный юноша Василий Сухомлинский, носит теперь его имя. Здесь же открыт небольшой мемориальный музей, освещающий его жизнь и деятельность. В 1982 году на здании института им. В.Г. Короленко установлена мемориальная доска памяти В.А. Сухомлинского.
Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать, его даже ограничено годным.
Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим районо. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году В.А. Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и продолжает руководить ею в течение 22 лет до конца своих дней. Именно Сухомлинский придал знаменитость данной школе, так как ещё в 1948 году это была самая обычная школа.
Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А. Сухомлинского не стало.
За свой педагог.ический труд он был нагр.ажден двумя орде.нами Ленина, мно.гими медалями Со.юза ССР. С 1958 года Сухомл.инский — член-коррес.пондент Академии педагог.ических наук РС.ФСР, с 1958г. Заслуженный учи.тель УССР. В 1968 го.ду ему было прис.воено звание Ге.роя Социалистического тр.уда. В том же году он был изб.ран членом-корресп.ондентом Академии педагог.ических наук СС.СР. В.А. Сухомлинский — ав.тор 41 монографии и бро.шюры, более 600 ста.тей, 1200 рассказов и ска.зок. Общий ти.раж его книг соста.вляет около 4 млн. экзем.пляров на различных язы.ках народов на.шей страны и ми.ра.
В апреле 1970 го.да он закончил раб.оту «Проблемы воспи.тания всесторонне разв.итой личности» — док.лад для защиты докто.рской диссертации по совоку.пности работ.