Курсовая теория на тему Педагогический потенциал художественной литературы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 . ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ5
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА РЕБЕНКА 6
1.1 Влияние искусства на ребенка 6
1.2. Раздел «Искусство» в младшей школе 9
ГЛАВА 2 . ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
2.1. Детская литература как средство нравственного воспитания учеников начальных классов 14
2.2. Художественная литература как нравственная составляющая жизни человека 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Введение:
Актуальность исследования. Весомым фактором приобщения к культуре другого народа является изучение оригинальных литературных произведений. Демонстративное незнание учителем современной детской литературы не только приводит к обострению проблемы дисгармоничного соотношение школьного и внешкольного опыта, когда последний вытесняет целенаправленное педагогическое воздействие, но и делает невозможным предоставление ребенку необходимой помощи при ориентации в литературном пространстве и коррекции читательских интересов учащейся аудитории. А именно учитель должен сориентировать читательские интересы учащихся на красоту, добро, духовность и уважение к другим культурам.
На протяжении последних десятилетий мощное развитие технических средств связи и вещания, широкое внедрение новых коммуникационных технологий обусловили качественные изменения в информационной сфере. Книга все больше вытесняется из круга детских интересов. Восприятие видео-, кино- и аудио версий требует от ребенка гораздо меньших умственных и психоэмоциональных усилий. Это, в свою очередь, приводит к унификации, стандартизации человеческого сознания, деперсонализации личности. Поэтому назрела острая необходимость в дополнении содержательного компонента профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов педагогическими технологиями, направленными на использование современной детской литературе в процессе обучения младших школьников.
Акцентирование на владении будущими учителями именно педагогическими технологиями обусловлено целесообразностью действенного комплексного воздействия на личность будущего педагога, воспитания у него способности к четкой алгоритмизированной учебно-воспитательной деятельности. Востребует усовершенствования педагогического мастерства соответствующих специалистов – предусматривает предоставление профессиональной направленности практического курса и методикам преподавания детской литературы, углубление знаний по психологии, педагогики в аспекте применения детских источников как средства всестороннего развития личности.
Стоит отметить, что несмотря на наличие научных работ об использовании художественной литературы в учебно-воспитательном процессе, не все аспекты этой проблемы достаточно изучены, ее недостаточная исследованность, обусловил избрание темы работы: «Педагогический потенциал художественной литературы».
Объект исследования: педагогический потенциал художественной литературы.
Предмет исследования: использование современной детской литературы в учебно-воспитательном процессе.
Цель исследования: изучить педагогический потенциал художественной литературы.
Задачи исследования:
— изучить педагогический потенциал искусства в процессе формирования коммуникативного опыта ребенка;
— проанализировать педагогический потенциал художественной литературы.
Методы исследования: теоретический — изучение и анализ философской, социальной, социологической, искусствоведческой, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; теоретическое моделирование, анализ учебно-методической литературы.
Заключение:
В нашей работе мы провели исследование педагогического потенциала художественной литературы.
Выбор темы был не случайным, веским основанием для проведения данного исследования является то, что детская литература обладает неисчерпаемым источником воспитательного арсенала, который формирует нравственную культуру, нравственные чувства и качества школьников. Она как органическая и специфическая часть всей художественной литературы должна войти в детство каждого человека, ведь формирует нравственные ценности личности, способствует наращиванию потенциала духовности каждого члена общества.
В процессе достижения цели были решены следующие задачи:
— изучили педагогический потенциал искусства в процессе формирования коммуникативного опыта ребенка;
-проанализировали педагогический потенциал художественной литературы.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
Искусство, взятое во всей разнообразия видов и жанров, является мощным источником развития духовного потенциала личности. В социально-педагогическом смысле искусство предстает общественно целесообразным способом воспитательного воздействия на индивида, формирование его мировоззрения, нравственности, опыта социальной поведения. Оно воспроизводит личность целостно, влияя на всю структуру сознания и самосознания, формирует универсальные человеческие способности, важные для любой деятельности и общения.
Бесспорно, ведущая роль среди разновидностей искусства в становлении ребенка как субъекта общения принадлежит литературе, искусству художественного слова. Речевое общение является основным средством обмена мыслями, чувствами, налаживание человеческих отношений, взаимопонимания. Нужно стремиться к тому, подчеркивал В. Сухомлинский, чтобы животворный источник родного языка был открыт для детей с первых шагов их школьного жизни, потому что «важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживание его чувств, души, мыслей, переживаний есть красота и величие, сила и выразительность родного слова» [В. Сухомлинский, с. 202].
Осваивая литературные произведения разных жанров (стихи, рассказы, загадки, пословицы, скороговорки, считалки и т.д.), дети учатся осознавать настроения, переживания героев, правильно оценивать их поступки, размышляют над соотношением добра и зла, осмысливают собственное поведение и отношения с товарищами, учатся правилам вежливости. Через познание характеров литературных героев школьники учатся понимать других и самих себя, разбираться в людях, приобретают социально-коммуникативный опыт.
Детская литература обладает неисчерпаемым источником воспитательного арсенала, который формирует нравственную культуру, нравственные чувства и качества младших школьников. Она как органическая и специфическая часть всей художественной литературы должна войти в детство каждого человека, ведь формирует нравственные ценности личности, способствует наращиванию потенциала духовности каждого члена общества.
Отмечая возможности библиотеки, надо отметить отход ее в последнее десятилетие от сущностных задач воспитания молодого поколения в сторону сугубо информационной деятельности, ведущей к приоритету утилитарных знаний и, в конечном итоге, к дегуманизации общества.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА РЕБЕНКА
1.1 Влияние искусства на ребенка
В течении многих веков ученые пытались раскрыть сущность искусства как специфического компонента культуры общества, что осуществляет определенные социальные функции. Постановку вопроса о значение искусства для формирования духовности человека встречаем в произведениях античных мыслителей, в философских трактатах эпохи Возрождение и Просвещения, большое внимание человекотворческий роли искусства уделяли в своих философско-эстетических трудах И. Кант, Г. В. Ф. Гегель.
Собственно педагогический аспект вопроса о роли искусства в становлении личности заключается в том, что оно стимулирует эмоциональное и интеллектуальное развитие индивида, способствует его духовному обогащению, приобщению к общечеловеческому опыту. Потенциальная духовная ценность искусства реализуется, когда оно органично включено в жизнедеятельность ребенка, становится художественно-образным познанием действительности, ее конкретно-чувственным воспроизведением в процессе художественного творчества.
Выдающийся педагог В. Сухомлинский убедительно показал внутреннею связь между пониманием ребенком красоты и утверждением в его сознании этических принципов добра, справедливости, человечности. Он так формулировал важнейшую задачу эстетического воспитания: «… научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе» [17, с. 148]. Именно через музыку и художественное слово, развитие воображения и фантазии, обогащение в процессе художественного общения эмоционального мира осуществляется, по В. Сухомлинским, духовное развитие ребенка («через красивое – к человеческому») [17].
Главным предметом искусства является сам человек – его душа, его внутренний мир, мысли, чувства, настроение, сущность его общественных и личностных отношений, типичные человеческие характеры, идеи, поступки. Иначе говоря, искусство предстает как «практическое человековедение», и в этом своем качестве оно играет важную роль в социализации индивида, становлении опыта человеческих отношений, обогащении коммуникативного потенциала личности. Будучи фиксированным в культурных формах опытом восприятия мира, искусство позволяет ребенку увидеть мир чужими глазами, почувствовать и понять внутренний мир другого человека, оно формирует опыт чувств и поведения «в ситуациях, которые еще реально не пережитые» [20, с. 39]. Поэтому трудно переоценить роль искусства в воспитании личности, ее ориентации в социуме, формировании умения правильно общаться с окружающим миром, в активном становлении коммуникативного опыта. Иначе говоря, для ребенка художественно-творческая деятельность может и должна стать своеобразной школой межличностного общения. При этом отметим, что в младшем школьном возрасте освоения разновидностей искусства должно происходить преимущественно в игровых формах.