Курсовая теория на тему «Педагогический эксперимент и педагогическое наблюдение как методы научного исследования в области теории и методики физического воспитания»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I ПЕДАГОГИЧЕСКИЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. 5
1.1 Понятие педагогического эксперимента. 5
1.2 Типы педагогического эксперимента. 7
1.3 Специфика педагогического эксперимента в физическом воспитании. 11
ГЛАВА II ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. 17
2.1 Понятие педагогического наблюдения. 17
2.2 Типы педагогических наблюдений. 19
2.3 Специфика педагогического
наблюдения в физическом воспитании. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Введение:
Педагогический эксперимент-это
специально организованное исследование, проведенное с целью определения
эффективности применения определенных методов, средств, форм, типов, методов и
нового содержания обучения и обучения. В отличие от изучения существующего
опыта применения методов, которые регистрируют только то, что уже существует на
практике, эксперимент всегда включает в себя создание новых впечатлений, в
которых активная роль предназначена для воспроизведения проверяемых инноваций.
Педагогическая наука широко использует эксперимент.
Совершенствуя и получая
дальнейшее развитие методологии его реализации, новое содержание приобретает
применяемые методы. Для большей объективности выражения результатов
педагогического эксперимента в последние годы обработка его показателей все
чаще использует некоторые математические методы и, прежде всего, методы
математической статистики и теории вероятностей.
Проведение педагогического
эксперимента представляет собой большую сложность, и, что особенно важно, его
содержание и методы ни в коем случае не должны противоречить общим принципам.
Независимо от результатов
эксперимента, он не должен негативно влиять на здоровье и результаты обучения.
Таким образом, одним из основных мотивов педагогического эксперимента является
всегда внесение улучшений в процесс обучения и воспитания, повышение его
качества.
Наиболее доступным и
распространенным методом педагогических исследований является наблюдение.
Способность наблюдать является одним из важных условий успешной работы
педагогов с детьми. Это необходимо педагогу, поскольку он обеспечивает индивидуальный
подход к каждому ребенку.
Ежедневные заботы о детях,
поддержание порядка в помещении, организация групповых мероприятий могут
поглотить всю силу и внимание педагога, скрыть его интерес к поведению детей в
свободное время, отодвинуть от него на второй план потребности, скрыть
состояние каждого ребенка, изменения в его развитии. Поэтому наблюдение за поведением
детей должно быть важной задачей педагогов.
Актуальность работы заключается в
том, что эти методы необходимо применять в разных сферах педагогики, в том числе,
и в физическом воспитании.
Цель работы – изучить применение
в физическом воспитании метода педагогического наблюдения и педагогического
эксперимента.
Для достижения цели нам надо
выполнить ряд задач.
1)Рассмотреть понятие
педагогического эксперимента.
2)Проанализировать типологию
педагогического эксперимента.
3)Выявить специфику
педагогического эксперимента применительно к физическому воспитанию.
4)Рассмотреть понятие
педагогического наблюдения.
5)Проанализировать типологию
педагогического наблюдения.
6)Выявить специфику
педагогического наблюдения применительно к физическому воспитанию.
Объект исследования – педагогика.
Предмет исследования –
педагогические методы.
Заключение:
Наблюдения в различных видах
деятельности: в ситуациях, когда дети используют культурные и гигиенические
навыки и навыки самопомощи; в ситуациях игровой деятельности; на прогулке; в
образовательной ситуации; в экспериментах; в уголках природы; при выполнении
поручений; во время детских праздников и т. д.
Метод наблюдения относится к
слегка формализованным методам отслеживания. Эти методы дают очень ценную
информацию о ребенке, особенно когда предметом изучения являются такие явления,
которые мало подвержены объективации (например: ориентация ценностей, отношение
ребенка к различным явлениям) или чрезвычайно изменчивы по содержанию (динамика
целей, состояния, настроения и т. д.).
Плохо формализованные методы очень
трудоемки. Простое наличие высокого уровня культуры наблюдения помогает
избежать влияния случайных и нежелательных факторов на результаты испытаний.
Результаты данного метода
преподаватель использует в повседневной работе: это составление ежедневных планов
работы (групповые занятия, индивидуальные беседы), составление индивидуальных
программ реабилитации педагогов. Через наблюдение мы видим, как меняется
природа педагогов, морально – моральное поведение, общий климат и настроение в
группе.
Педагогический эксперимент
является основой развития теории и техники физического воспитания.
Дидактический и физический педагогический эксперимент следует различать.
Дидактический педагогический
эксперимент направлен на формирование личности человека, особенно на передачу
знаний. Физический педагогический эксперимент связан с решением проблемы
физического воспитания, то есть на физическое развитие.
Стоит заметить, что эксперименты
в педагогике не должны негативно сказываться на здоровье испытуемых, а также
плохо отражаться на их обучении.
Формулировка рабочей гипотезы
педагогического эксперимента может быть выполнена на эмпирическом и
теоретическом уровне познания. Как правило, при проведении педагогического
эксперимента трудно учесть влияние всех факторов, поэтому результаты всегда
неоднозначны. Другая ситуация возникает, когда теоретическое исследование
заложено в основу педагогического эксперимента.
Эксперимент играют большую роль в
педагогике. Стоит отметить, что такой эксперимент может быть как открытым, то
есть субъекты эксперимента знают о нем, так и закрытым экспериментом, при
котором субъектам ничего не известно о нем. Во втором случае, данные полученные
по итогу эксперимента будут наиболее верными, поскольку подопытные вели себя
как обычно.
Основная функция педагогического
эксперимента по физическому воспитанию состоит в проверке гипотез о соединении
элементов педагогической системы влияния и ее результатов.
Вот почему проведение любого
педагогического эксперимента должно соответствовать обязательному правилу: его
содержание и методы ни в коем случае не должны противоречить общим принципам
обучения и воспитания.
Фрагмент текста работы:
1.1
Понятие педагогического эксперимента
Педагогический эксперимент – это
метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты,
опыт.
Педагогический эксперимент – это
специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью
проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или
гипотез.
Педагогический эксперимент – это
научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно
учитываемых условиях.
Педагогический эксперимент – это
активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с
целью открытия закономерностей и изменения существующей практики.
Основателем научного педагогического
эксперимента по праву считают Яна Амоса Коменского, который, опираясь на идеи и
принципы Фрэнсиса Бэкона, а также на основе его собственных наблюдений, стоящих
за жизнью общества, сделал глубокие обобщения в области образования и обучения.[1]
В двадцатом столетии эксперимент
проник и в педагогику. Не случайно в педагогике появилось даже целое особое
направление — экспериментальная педагогика. Почти все выдающиеся педагоги применили экспериментальный метод для
обоснования своих педагогических систем. Эксперимент сыграл огромную роль в
формировании известных педагогических систем А. Макаренко, В. Сухомлинского, В.
Шаталова и др.
Еще в Средние века Р. Бэкон
указал на опыт как всемогущий источник
всех научных знаний. Однако начало разработки теории и концепции
экспериментального метода было заложено его соотечественником Ф. Бэконом.
Он рассматривал эксперимент как
ключевой инструмент для познания истины и завоевания природы, как единственный
способ преодолеть недостатки сенсорных органов и предрассудки ума.
Были задействованы разработки
методологии эксперимента: великий астроном и физик и т. д. Гершель (впервые
ввел эксперимент и индукции в качестве методов определения причины
происходящего), Д. Милл, который считается классиком в развитии логической
основы экспериментальных исследований, Р. Декарт, который стремился разработать
новую методологию познания и многие другие.
Научное решение вопроса о
взаимосвязи теоретических и (экспериментальных) эмпирических знаний в системе
философии и методологии наук оказалось возможным только на основе
материалистической диалектики, раскрывая внутренние отношения общего и
единственного, конкретного и абстрактного, теории и практики. Методология
позволила определить понятие, место и роль эксперимента в научных знаниях.
В рамках эксперимента принято
понимать способ получения знаний, в котором происходит преднамеренное влияние
исследователей на явление, изучаемое с целью установления предполагаемых связей
и зависимостей. Эксперимент имеет ряд специфических свойств, которыми он
отличается от других научных методов.
Первый из таких признаков
заключается в том, что эксперимент всегда основан на использовании правильной
связи. Эксперимент обычно выявляет зависимость изучаемого явления или процесса
от известных контролируемых условий.[2] [1] Ашмарин Б.А. Методика
педагогических исследований в физическом воспитании. Учебное пособие. ЛГПИ
им.А.И. Герцена, 2018.С 26 [2] Пискунов, А.И. Теория и
практика педагогического эксперимента / А.И. Пискунов, Г.В. Воробьев. — М.:
Физкультура и спорт, 2017.С 65