Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Педагогические увлечения современных родителей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы педагогической культуры родителей 6
1.1. Сущность понятия «педагогическая культура» и ее компоненты 6
1.2. Проблемы готовности родителей школьников к повышению своей педагогической культуры 12
Глава 2. Теоретические аспекты педагогических увлечений родителей в современный период времени 17
2.1. Основные направления педагогических увлечений современных родителей 17
2.2. Повышение педагогической культуры родителей в рамках реализации ФГОС обучающихся 21
Заключение 24
Список используемой литературы 26

  

Введение:

 

В соответствии с нормативно-правовыми документами РФ о семейном регулировании и правовыми основами семейного воспитания, родители несут полную ответственность за жизнь и здоровье своих несовершеннолетних детей, имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
От уровня воспитанности и педагогической культуры родителей зависит развитие личности ребенка и успешность его обучения в общеобразовательном учреждении и выше.
А так как в должностные обязанности педагога входит работа в тесном контакте с другими учителями, родителями (лицами, их заменяющими), то повышение педагогической культуры родителей является важнейшей задачей современного педагога.
Актуальность работы. В современных социокультурных и экономических условиях в значительной степени повышается интерес к проблемам семьи, в том числе и проблемам воспитательного потенциала семьи и повышения педагогической культуры родителей.
Это связано с тем, что семья традиционно является важнейшим социальным институтом, влияющим не только на функционирование общества, но и, в первую очередь, на развитие ребенка и становление его личности.
В семье ребенок получает важнейший опыт, который формирует основу первичной социализации ребенка, формируются навыки коммуникации, формируются представления ребенка о себе.
В последние десятилетия на фоне глубоких изменений, происходящих в жизни общества и каждого человека, в значительной степени проявляются деформация семьи и всего, что связано с семейными ценностями.
В связи с этим отмечается выраженное снижение уровня педагогической культуры молодых родителей, что негативным образом может сказаться на развитии подрастающего поколения.
Эта проблема отражена и в основных нормативно-правовых документах, касающихся дошкольного образования и в целом системы образования – в частности, в Федеральном законе «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка.
В содержании Федерального государственного образовательного стандарта в качестве одной из приоритетных задач является психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В связи с этим все больше ученых, а также педагогов-практиков обращают свое внимание к вопросам содержания и форм повышения педагогической культуры родителей.
Активные формы психолого-педагогического просвещения родителей в дошкольной образовательной организации будут способствовать повышению педагогической культуры родителей в том случае, если будет разработано содержание процесса повышения педагогической культуры родителей и отображено в виде конкретного плана на основе анализа имеющихся у родителей трудностей в процессе воспитания детей и изучения интересов родителей, а также их потребностей в расширении имеющихся знаний.
Степень разработанности темы исследования. Проблема педагогического просвещения родителей всегда являлась предметом внимания любого цивилизованного общества. Она стала объектом научной разработки и практической организации выдающихся педагогов прошлого (А. Дистервег, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский), а также современности: П.П. Блонского, Ф.П. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого.
Объект исследования – педагогическая культура родителей.
Предмет исследования – повышение педагогической культуры родителей посредством педагогических увлечений.
Цель исследования – выявить особенности педагогических увлечений современных родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятия «педагогическая культура» и ее компоненты;
2. проанализировать проблемы готовности родителей школьников к повышению своей педагогической культуры;
3. изучить основные направления педагогических увлечений современных родителей;
4. особенности повышения педагогической культуры родителей в рамках реализации ФГОС НОО.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют «педагогические системы», которые выделяют современные родители для применения в практике воспитания своих детей. Данные системы, востребованные родителями, имеют некоторые общие актуальные принципы. К примеру, единство и согласованность представлений о целях воспитания (развития) и реально способствующих тому методах между семьей ребенка и педагогическим коллективом.
По мнению Е.В. Бондаревской, педагогическая культура является сложным образованием, которое необходимо рассматривать в рамках целого ряда научных подходов: аксиологического, деятельностного и личностного.
И.В. Гребенников под педагогической культурой понимает совокупность уровней педагогической подготовленности и развитие определенных качеств отцов и матерей, которые отражают степень их зрелости как воспитатели и проявляются в процессе семейного воспитания.
Т.А. Куликова солидарна во многом с позицией Е.В. Бондаревской в том плане, что рассматривать педагогическую культуру как компонент общей культуры, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания в семье.
В связи с тем, что большинство исследователей рассматривают педагогическую культуру как сложное образование, в ее структуре выделяют ряд компонентов – в частности, И.В. Гребенников выделяет когнитивный, операционный, коммуникативный, эмоциональный и рефлексивный компоненты.
Т.А. Куликова считает, что важнейшими компонентами педагогической культуры является осознанное родительство, психолого-педагогические знания об организации гармоничных детско-родительских отношений, применение практических педагогических знаний и умений в процессе воспитания, структурированная взаимосвязь с социальными институтами.
В современных исследованиях неоднократно подчеркивалась роль активных форм взаимодействия с родителями. Преимущества этих форм состоят, прежде всего, в том, что благодаря им родители выступают как активные участники взаимодействия и самостоятельно осуществляют поиск и анализ определенной информации, учатся обмениваться своим педагогическим опытом, представлять свое мнение, выражать свою позицию по тому или иному вопросу.
Проанализировав возможности разных активных форм психолого-педагогического просвещения как один из результатов данного анализа, выступают следующие условия: мы полагаем, что активные формы психолого-педагогического просвещения родителей в дошкольной образовательной организации будут способствовать повышению педагогической культуры родителей в том случае, если будет разработано содержание процесса повышения педагогической культуры родителей и отображено в виде конкретного плана на основе анализа имеющихся у родителей трудностей в процессе воспитания детей и изучения интересов родителей, а также их потребностей в расширении имеющихся знаний; будет учитываться структура педагогической культуры родителей и осуществляться формирование всех компонентов педагогической культуры при использовании активных форм психолого-педагогического просвещения: будет организована работа по повышению компетентности педагогов в вопросах повышения педагогической культуры родителей через использование активных форм психолого-педагогического просвещения, а также будет организована информационно-просветительская среда как элемент поддержки активных форм психолого-педагогического просвещения родителей.
Таким образом, проблема повышения педагогической культуры в современных условиях требует внимания к ее разрешению. Одним из путей может выступать использование активных форм психолого-педагогического просвещения, и апробация комплекса условий, способствующих повышению педагогической культуры родителей на основе использования активных форм.

 

Фрагмент текста работы:

 

Педагогическая культура родителей – это личностное образование, выражающееся в ценностно-целевой направленности родителей на полноценное развитие и воспитание ребенка, способности к рефлексии, самоконтролю, регуляции собственного поведения, в творческом владении психолого-педагогическими технологиями, знаниями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком. [10]
И. В. Гребенникова полагает, что педагогическая культура – это уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. На уровень педагогической культуры влияют следующие факторы: образование, индивидуальные особенности личности, профессия и богатство жизненного опыта родителя.
По И.В. Гребенникову к компонентам педагогической культуры относятся:
– подготовленность родителей, их отношение к воспитательной деятельности, и эта деятельность;
– умение сочетать родительскую любовь к детям с высокой требовательностью к ним;
– педагогические способности, педагогическое мастерство родителей. [6]
М.Д. Махлин в термин «педагогическая культура» включает в него способность к планированию своей воспитательной деятельности. При этом, он полагает, в педагогическую культуру не входят родительская любовь и стремление материального обеспечения детей, так как эти качества присущи каждому родителю и не нуждаются в специальном формировании. [16]
Способность родителей к рефлексии (способность анализировать собственную воспитательную деятельность, методы воздействия на ребенка, способность обнаруживать допущенные ошибки в воспитании и намечать пути их исправления) еще одна из важных характеристик содержания понятия педагогической культуры, по мнению О.Л. Зверевой. [10]
Для повышения педагогической культуры родителей необходимо выяснить уровень ее сформированности, что начинается у будущих родителей еще в детском возрасте. Дети, подражая взрослым, общаются с другими детьми.
Так, для формирования целостной педагогической культуры родителей необходима система взаимодействия социальных институтов, которая, по мнению ряда авторов, в настоящее время еще не создана в нашей стране.
С 60-х гг. XX столетия до настоящего времени, общеобразовательные учреждения ставили перед собой только просветительскую функцию по отношению к взаимодействию с родителями обучающихся.
Так, в практике сотрудничества общественного и семейного воспитания в течение ряда лет, замечено, что основная деятельность направлена на когнитивные стратегии взаимодействия с родителями (восприятие и познание), основная задача которых – сообщение знаний и формирование представлений и убеждений.
Длительное удерживание контроля внимания в сотрудничестве с семьями воспитанников на просветительской функции постепенно все заметнее отставало от стремительных изменений в состоянии самого института семьи.
Большинство педагогов и в настоящее время обращаются к рациональной части родительского опыта, то есть заботятся о багаже знаний: увлекаются чтением докладов и нравоучениями. Эмоционально-чувственный компонент детско-родительских отношений остается мало востребованным в содержании и методах сотрудничества. Поэтому была разработана Программа «Московская семья – компетентные родители», одной из задач которой было внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями в практику социально-делового и психолого-педагогического партнерства.
Эффективным средством повышения педагогической культуры родителей является педагогическое просвещение как целенаправленная и организованная воспитательная работа с родителями.
При этом источники педагогического просвещения родителей должны быть многообразны. Главная роль в популяризации педагогических знаний принадлежит СМИ.
По данным О.Л. Зверевой, 73 % родителей получают педагогические знания через средства массовой информации, на свой жизненный опыт опираются 58%, читают педагогическую литературу 44%, советуются с воспитателем 24 %. [10]
Для обозначения плана работы с родителями по повышению педагогической культуры, педагог должен определить, на каком уровне сформирована педагогическая культура у родителей, их выделяется три:
– низкий уровень педагогической культуры – полное или частичное отсутствие знаний по вопросам семейного воспитания, умений педагогически целесообразно организовать жизнедеятельность детей, безразличное отношение к своим детям и к функциям воспитания, что впоследствии ведет к неверному выбору методов воздействия на них;
– средний уровень педагогической культуры – родители в основном обладают отрывочным и слабо осмысленным определенным минимумом знаний в области педагогики.
Такие родители не обладают четким представлением о средствах, целях, приемах и методах воспитания, не всегда могут применять свои знания на практике, их воспитательные навыки и умения нуждаются в развитии. Они, в основном, активно применяют опыт воспитания, который получен ими в родительской семье и применяют элементы народной педагогики;
– высокий уровень педагогической культуры – у родителей подразумевается совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно с применением педагогической рефлексии.
Актуальной для родителей задачей становится формирование у них одной из составляющих педагогической рефлексии – умения самокритично оценить свою воспитательную деятельность, себя как воспитателя, встать на место воспитуемого и посмотреть на ситуацию его глазами.
От сформированности этого умения зависят характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.
Важным условием формирования рефлексивного отношения является не только приобретение знаний родителями, но и умение пользоваться знаниями на рефлексивной основе. Часто родители прислушиваются к мнению окружающих их людей: друзей, знакомых и ждут от них готовых рекомендаций по воспитанию. Важно научить их видеть конкретную ситуацию, быть гибкими в выборе методов воздействия на ребенка.
Методы формирования педагогической рефлексии:
– решение педагогических задач;
– анализ педагогических ситуаций;
– метод домашних заданий;
– игровое моделирование поведения;
– анализ собственной воспитательной деятельности.
Эти методы предназначены для повышения активности и педагогической культуры родителей и родительской позиции. Их применение возможно в процессе взаимодействия педагога с родителями обучающихся в условиях образовательного учреждения на родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы