Курсовая теория на тему Педагогические условия воспитания субъективного отношения к фауне озера Байкал средствами коллекционирования у детей седьмого года жизни
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА
ЖИЗНИ.. 5
1.1.
Характеристика понятий исследования «субъект», «субъективность», «субъективный
интерес», «коллекционирование». 5
1.2.
Проблема воспитания субъективного отношения у детей седьмого года жизни в
исследованиях. 16
1.3.
Педагогические условия воспитания субъективного отношения. 21
Выводы по
первой главе. 27
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Введение:
Современными психологами и педагогами проблема
экологической культуры личности поддается всестороннему анализу, они уверены,
что ведущим компонентом при воспитании экологической культуры личности является
эмоционально-чувственный.
К сожалению, на сегодняшний день в образовательном
процессе главенствующей моделью обучения остается такая, в которой показателем
уровня экологической воспитанности ребенка считается естественнонаучные
представления об окружающем мире, в процессе познания ребенку преподносят
готовые знания об окружающем его мире и природных явлениях, ограничивая при
этом возможность самостоятельного познания и формирования личностных
представлений.
В связи с этим актуальной, как подчеркивает
Н.С. Дежникова, становится проблема организации детского образования в области
окружающего мира таким образом, чтобы не только расширять знания детей, но и стимулировать
развитие чувственной сферы у учеников, их эмпатической впечатлительности,
развивать субъективное отношение к миру.
Так как рассматриваемый возраст в
данном исследовании является пограничным между дошкольным и младшим школьным, по
проблеме нашего исследования необходимо обратиться к требованиям ФГОС, согласно
которым, ребенок должен получить следующие целевые ориентиры на этапе
завершения дошкольного образования:
· «активно взаимодействовать
со сверстниками и взрослыми;
· участвовать в
совместных мероприятиях и играх;
· должен уметь
договариваться;
· быть способен учитывать
мнения других;
· следовать социальным
нормам и правилам поведения в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками» [1],
Вышеуказанные требования соответствуют характеристике
ребенка как субъекта взаимоотношений.
Однако, при переходе из
дошкольного образовательного учреждения в школу не у всех детей в полной
степени сформированы субъективность по отношению к окружающему его миру, этот
факт обуславливает проблему нашего исследования.
Целью исследования является определение
педагогических условий для воспитания у детей седьмого года жизни субъективного
отношения к фауне озера Байкал.
Задачи исследования:
1. рассмотреть
теоретические основы воспитания субъективного отношения детей седьмого года
жизни;
2. дать
характеристику таких понятий, как: «субъект», «субъективность», «субъективный
интерес», «коллекционирование»;
3. изучить
процесс воспитания субъективного отношения у детей седьмого года жизни в
исследованиях различных педагогов, методистов и исследователей;
4. выделить
педагогические условия для воспитания субъективного отношения;
5. разработать
программу, при которой будут соблюдаться условия воспитания субъективного
отношения к фауне озера Байкал средствами коллекционирования у детей седьмого
года жизни.
Объект исследования – это педагогические
условия для воспитания субъективного отношения к окружающему миру у детей.
Предмет исследования – коллекционирование,
как метод работы для воспитания субъективного отношения у детей к фауне озера
Байкал.
Методы, которые были применены в данном
исследовании: теоретический анализ доступных источников, метод дедукции и
индукции при подведении итогов работы.
Теоретическую базу исследования составляют
работы следующих педагогов, методистов, психологов и ученых: Ю.Ю. Березина,
которая рассматривала условия формирования познавательного интереса у детей 6-7
лет, Л.Р. Болотина, изучающая дошкольную педагогику, Л.С. Выготский (основы
психологии развития ребенка), Г.И. Щукина, раскрывшая проблемы познавательного
интереса в педагогике, Д.Б. Эльконин и др.
Данное исследование состоит из введения, двух
глав, которые завершаются выводами, заключения и списка использованных
источников.
Заключение:
Выводы по первой главе Подводя итоги этой главы нашего исследования,
мы можем указать, что в Федеральном государственном образовательном стандарте
одной из основных задач когнитивного развития детей является развитие
интересов, а также любознательности и познавательной мотивации, развитие
воображения и творческой активности, воспитание познавательных действий,
формирование сознания.
Рассмотрев в начале нашего исследования
понятия субъекта и субъективности в интерпретациях различных ученых, мы пришли
к выводу, что субъективность — это личное свойство человека, раскрывающее суть
человеческого способа бытия. Это свойство заключается в сознательном и активном
отношении к миру и ощущении себя в нем, способности производить
взаимообусловленные изменения в мире и в человеке.
Основой рассматриваемого свойства является
отношение к себе как к активному субъекту. Активные отношения между учителем и
учеником предполагают развитие их сторон уникальности, сознания, тем самым
создавая предпосылки для саморазвития субъектности личности каждой из сторон,
что является инструментом совершенствования и развития как учителя, так и
ученика. Следовательно, субъектность как базовое качество развития субъекта
способна проявляться в различных формах трансформации индивида как
универсальной многогранной личности.
Мы также рассмотрели психолого-педагогический
портрет семилетнего ребенка, благодаря которому можно утверждать, что
формирование личности в младшем школьном возрасте включает в себя множество
важных для развития ребенка процессов, таких как:
• изменение и формирование когнитивной сферы;
• развитие нового когнитивного взгляда на
реальность;
• развитие потребностей нового уровня;
• появление постоянных форм поведения и
деятельности;
• развитие навыков самоконтроля,
самоорганизации и саморегуляции;
• усвоение социальных норм, нравственное
развитие;
• формирование адекватной самооценки,
развитие критичности по отношению к себе и другим.
Что касается субъективности, то в этом
вопросе внимание учителя позволяет ребенку сформировать способность
самостоятельно ставить и варьировать свои цели в зависимости от поставленных задач,
а также ребенок может выстраивать порядок своих действий и оценивать их
соответствие плану. Это явление рассматривается как важное и актуальное в связи
с переходом ребенка из дошкольного возраста в младший школьный.
Мы установили, что субъективность — это
личное свойство человека, которое раскрывает суть человеческого способа бытия.
Это свойство заключается в сознательном и активном отношении к миру и ощущении
себя в нем, способности производить взаимообусловленные изменения в мире и в
человеке. Это свойство основано на отношении к себе как к действующему лицу
(активному субъекту). Активные отношения между людьми (учителем и учеником)
предполагают развитие их сторон уникальности, сознания, что обеспечивает
предпосылки для саморазвития субъектности личности каждой из сторон.
Педагогические условия развития ребенка как
субъекта взаимоотношений в дошкольной образовательной организации
осуществляются педагогом, который выстраивает субъект-субъектные отношения с
детьми и создает условия для гармонизации взаимоотношений детей со сверстниками
и взрослыми, организуя совместные игры, развлечения, коллективное творчество в
различных видах деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ 1.1. Характеристика понятий исследования
«субъект», «субъективность», «субъективный интерес», «коллекционирование» В настоящее время проблема субъекта и
субъектности имеет большое значение в различных научных направлениях, более
того, разграничение понятий субъекта и субъектности является одной из главных
задач не только педагогики, но и психологии и философии.
В различных не только философских, но и
педагогических работах проблема статуса человека в современном мире стала
соотноситься прежде всего с познанием самого человека на разных этапах его
жизни, с открытием закономерностей его развития как исторического, культурного
и социально-индивидуального бытие [2].
Эта часть нашего исследования посвящена
определению таких терминов, как "субъект",
"субъективность", "субъективный интерес" и
"коллекционирование". Поэтому для полноты исследования мы рассмотрим
ряд научных сегментов современного теоретического дискурса, которые направлены
на изучение понятий субъекта и субъективности.
Эксперты уверены, что современное образование
в настоящее время переживает переходный период, который сопровождается сменой
парадигм, психологических установок, учитывается и духовная ситуация в
постижении человеческой сущности. Более того, логика развития педагогического
знания на данный момент предполагает, что в современном педагогическом дискурсе
было бы правомерно ссылаться на феномены "субъект образования" и
"субъектность личности".
Рассматривая эти концепции, можно утверждать,
что на данный момент в педагогике активно рассматриваются различные способы
реализации нового типа личности учащегося, при котором он выступает активным
субъектом, а не объектом деятельности в образовательном процессе [2].