Курсовая теория на тему Педагогические условия развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы развития игровой деятельности детей дошкольного возраста 6
1.1 Общая характеристика игровой деятельности дошкольников 6
1.2 Становление игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (манипулирование, предметная деятельность, игровая деятельность) 11
1.3 Этапы развития игры в онтогенезе: отобразительная, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая 18
2. Методические основы развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста 21
2.1 Методика формирования игры по Е.В. Зворыгиной 21
2.2 Методика формирования игры по Н.Я. Михайленко 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению ее жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды. Игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста, развивает психические, физические силы малыша (внимание, мышление, воображение, память, организованность, ловкость и т.д.), способствуя освоению им окружающего мира и человеческих отношений, пробуждает, задействует его творческий потенциал. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточенности на предметах, которые входят в игровую ситуацию, на содержании разыгрывание действий и сюжета.
Важное значение игры состоит в том, что дети в непринужденной форме, воспроизводя мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейные роли. Игра обеспечивает развитие у детей двигательных, умственных и речевых навыков. Дети, отражая в игре различные стороны жизни и особенности деятельности взрослых, пополняют и уточняют свои знания об окружающем мире, учатся сопереживать и отличать вымысел от реальности.
Подготовка детей к школе должна соответствовать требованиям ФГОС ДО и осуществляться по программам воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Такая подготовка предусматривает физическое, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром, развитие специфических видов деятельности дошкольников, которые являются фундаментальными для новообразований дошкольного детства.
Реализация этих приоритетов объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего процесса образования. Обучение должно быть развивающим, обогащать воспитанников знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно нужно изменить традиционные методики и средства обучения. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, в частности дидактические игры.
В наше время особенно остро стоит вопрос игровой деятельности детей дошкольного возраста, так как основной акцент сделан на учебные занятия и меньше внимания уделяется игре. Эту проблему можно решить только тогда, когда игра будет преобладать в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.
Стоит отметить, что игра является одним из самых интересных видов человеческой деятельности, ведущей деятельностью дошкольника, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания. Детская игра — это деятельность, направлена на ориентирование в предметной и социальной действительности, в которой ребенок отражает впечатление от их познания. В то же время игра является мощным воспитательным средством, в ней, по словам К. Ушинского, реализуется потребность человеческой природы. Все это и доказывает актуальность и практическую значимость поднятой проблемы.
Проблема организации игровой деятельности детей дошкольного возраста была предметом исследования С. Русовой, А. Макаренко, В. Сухомлинского, Л. Артемовой, П. Баева, О. Карповой и других ученых. Разработкой теории детских игр, выяснением роли, структуры и значения игры для воспитания и обучения детей занимались психологи: Ж. Пиаже, Л. Выготский, Леонтьев, Д. Эльконин, педагоги: Макаренко, Сухомлинский, Ш. Амонашвили, А. Савченко, П. Баев, О. Карпова и другие.
Цель курсовой работы состоит в обосновании педагогических условий для развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи курсовой работы:
— дать общую характеристику игровой деятельности дошкольников;
— рассмотреть становление игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста;
— изучить этапы развития игры в онтогенезе: отобразительная, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая;
— провести анализ методики формирования игры по Е.В. Зворыгиной;
— проанализировать методику формирования игры по Н.Я. Михайленко.
Объектом исследования является игровая деятельность дошкольников.
Предмет исследования – педагогические условия развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника, игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
Игра является интерактивной, поскольку для того, чтобы играть, ребенок должен взаимодействовать с различными предметами и другими лицами. Эта деятельность является взаимной, даже предметы «реагируют», когда с ними играют. Ребенок, который пассивно смотрит или слушает, не играет. Игра является свободной, спонтанной и непринужденной. Для того, чтобы играть, ребенок должен желать делать то, что он делает. Он может сам выбирать себе виды деятельности или зоны могут быть предложены воспитателем, однако ребенок должен делать это свободно.
Игра является открытой, образной, выразительной, творческой, разнообразной. В детской игре нет правильных или неправильных ответов. В лучшем варианте нет также победителей и побежденных. Когда дети играют, они заняты процессом, где все, что они делают (если это не наносит вреда им и окружающим), является приемлемым и делает вклад в ценности этой деятельности. Ребенок, который представляет себя животным, — играет; ребенок, составляет на компьютерной программе картинки животных, может не играть.
В то же время только игрой деятельность ребенка не ограничивается. Как компонент речевой и игровой деятельности, игра в сочетании с обучением и речью, является средством всестороннего развития ребенка. В связи с этим я и игра выполняют ряд функций. Рассмотрим их.
Образовательная функция заключается в том, что игра тесно связана с обучением, поскольку в ней происходит важный процесс приобретения знаний, который активизирует умственные способности ребенка, его воображение, память, внимание. Интересная игра поддерживает умственную активность ребенка. Содержание игр формирует у детей адекватное отношение к явлениям общественной жизни, природы, предметам окружающей среды, систематизирует и углубляет знания.
Воспитательная функция игры заключается в формировании нравственных представлений о бережном отношении к окружающей среде и нормы поведения, положительные и отрицательные черты личности. Она способствует формированию нравственных чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни, создание между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. В воспитании этих качеств особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Чем глубже ребенок погружается в содержание игры, тем большее влияние она имеет на нее. Благодаря правилам игры открываются большие возможности для воспитания у детей умение подчинять свое поведение нормам общежития и общения с людьми, которые его окружают. Содержание правил четко определяет способ действия и поведения детей. Правила становятся нравственными нормами, регулирующими взаимоотношения детей. Необходимости соблюдения правил в условиях коллективной игры побуждает каждого ребенка соотносить свои действия с деятельностью других игроков, способствует воспитанию общих интересов, а потому является важным условием формирования общественных черт в поведении детей. К тому же в процессе игры дети усваивают лексику морально-этической направленности.
Эстетическая функция игры и речи реализуется путем использования в играх текстов стихов, песен, прибауток, считалок, мирилок, загадок. Дети чувствуют красоту, выразительность и образность русской речи, запоминают тексты игр, способствует обогащению их речи.
Развлекательная функция игры реализуется в создании позитивного настроения, благоприятной атмосферы. Она разнообразит этот вид деятельности, вызывает определенные чувства, эмоциональные переживания, влияет на поведение детей. Дети имитируют движения героев, выражая свое отношение к ним. Игра является своеобразным «регулятором» поведения и побуждает детей к активной деятельности.
Экспрессивная функция — это функция выражения ребенка в игре с помощью речи и движений внутреннего мира ребенка, эмоциональная насыщенность и цветность речи индивидуально каждого игрока.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
1.1 Общая характеристика игровой деятельности дошкольников
Роль игры в педагогическом процессе обусловлена ее функцией — творческой интерпретацией детьми собственного опыта познания окружающего мира. Содержательная игра и другие виды деятельности (учебная, трудовая, общения) развиваются в условиях педагогического процесса, построенного на сочетании вышерассмотренных аспектов. Игра способствует формированию у детей иерархической структуры мотивов, что составляют основу нравственного направления личности. Она является как бы первой ступенью в постижении нравственных отношений, подчинении мотивов, продолжают дети и вне игры. Игру проводят для побуждения детей к таким поступкам, мотивам, отношениям, которые не использованы в реальной действительности, для непринужденного осознания знаний, моральных норм, для применения способов их познания и преобразования. Кроме того, игра — самый легкий способ для осознанного овладения достоянием культуры, опытом человеческих взаимоотношений, знаниями, способами деятельности и т.д.[3].
Чтобы полнее понять сущность проблемы, обратим внимание на содержательное наполнение понятия «игра». Так, педагогическая энциклопедия трактует игру как:
— один из видов деятельности человека;
— средство физического, умственного и нравственного воспитания [6, 137].
Функцию игры определяет в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними [6, 137].
По мнению ученых, на всех этапах развития личности игра воспринимается как интересное, необходимое для ее жизнедеятельности занятие. Чем старше ребенок, тем больше он чувствует развивающее и воспитывающее значение игры. На эти специфические особенности игры большое внимание в своей практической деятельности обращали известные исследователи Л. Выготский, А. Запорожец, Д. Эльконин, А. Усова, Ж. Пиаже, П. Лесгафт, С. Русова, К. Ушинский, В. Сухомлинский, Н. Михайленко, Н. Короткова.
Игра является целенаправленной, сознательной деятельностью, по которой ребенок проявляет активность, самостоятельность, инициативность, строит отношения с детьми и взрослыми (А. Валлон, Л. Белинова, Е. Петрова, К. Щербакова, С. Новоселова).
Игра возникает не по принуждению, не по обязанности. Она исходит из непосредственных побуждений, потребностей и интересов ребенка. Своеобразие игры заключается в том, что выполняемые в ней действия сами по себе интересные для ребенка. Ему интересен не сам результат игры, а процесс игровой деятельности.
Традиционно педагогов обучали по схеме: в дошкольном учреждении дети играют, в школе — учатся, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, а после школы — работают.
Резкое разграничение видов деятельности по месту нахождения человека узаконило в сознании специалистов односторонность поведенческой и познавательной сфер ребенка. Современная педагогическая наука признает, что игра охватывает все периоды жизни человека. Это — важная форма его жизнедеятельности, а не возрастной признак. С игрой человек не расстается всю жизнь, меняются только ее мотивы, формы проведения, степень проявления чувств и эмоций.
Игра — вид креативной деятельности человека, в процессе которой в воображаемой форме воспроизводятся способы действий с предметами, отношения между людьми, нормы социальной жизни и культурное достояние человечества, характеризующие исторически достигнутый уровень развития общества.