Курсовая теория на тему «Педагогические условия использования игровых технологий для развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ.. 5
1.1 Роль игровых технологий
в образовательном процессе ДОО.. 5
1.2 Развитие взаимодействия
детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игре. 8
Выводы по первой главе. 12
ГЛАВА 2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ.. 15
2.1 Изучение особенностей
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. 15
2.2 Применение игр для
развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. 18
2.2 Динамика развития
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. 24
Выводы по второй главе. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 32
Приложение 1. 40
Введение:
Актуальность исследования. Одна
из актуальных проблем социально-коммуникативного развития дошкольников —
формирование способностей к взаимодействию у детей со сверстниками. Известно,
что развитие этих способностей возможно в рамках совместной деятельности. В
исследованиях Т.В. Антоновой, Р.С. Буре, Т.И. Ерофеевой, В.Г. Нечаевой, Ф.С.
Левин-Щириной и др., изучались возможности трудовой, игровой деятельности для
становления и развития коллективных отношений. В работах отечественных
психологов (В.С. Мухиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой и др.)
изучена динамика общения дошкольников со сверстниками в игровой деятельности.
Особую актуальность приобретают исследования (Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной,
О.М. Ельцовой, А.Н. Тереховой и др.), выявляющие специфику влияния игровых
технологий на развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со
сверстниками. При значительном количестве работ, обосновывающих актуальность
проблемы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, отсутствуют
специальные исследования, посвященные влиянию игровых технологий на развитие
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Противоречие: несоответствие
между объективной необходимостью формирования способностей к взаимодействию со
сверстниками у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработкой
возможностей использования игровых технологий для решения обозначенной
проблемы.
На основе вышеизложенного противоречия
сформирована проблема исследования.
Проблема исследования: «Каковы
педагогические условия использования игровых технологий для развития
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками?»
Решение данной проблемы составляет цель
исследования: определение педагогических условий использования игровых
технологий для развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со
сверстниками.
Объект исследования:
процесс развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со
сверстниками.
Предмет исследования:
педагогические условия использования игровых технологий для развития
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Гипотеза исследования:
процесс использования игровых технологий для развития взаимодействия детей
старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
— будут отобраны игровые технологии в
соответствии с выделенными особенностями взаимодействия детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками;
— будут использованы игровые проблемные
ситуации для активизации у детей интереса к совместной деятельности,
способности к согласованию замыслов и понимания эмоционального состояния
партнеров по деятельности.
Задачи исследования:
1) уточнить понятие «игровых технологий»
на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) выявить особенности развития
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками;
3) выявить педагогические условия
использования игровых технологий для развития взаимодействия детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками.
Структура:
курсовая работа включает в себя введение,2 главы, заключение, список
литературы.
Заключение:
Итак, проблема развития взаимодействия
детей старшего дошкольного возраста со сверстниками является актуальной. Это
говорится и в Федеральном государственном стандарте, там выделена
образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», задачи и итоговые
результаты которой посвящены вопросу развития взаимоотношений у дошкольников,
усвоению ими норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности. Об актуальности вопроса также говорят многочисленные
исследования, подтверждающие важность взаимоотношений для социализации ребенка
(В.С. Мухиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой и др., а также
нравственного воспитания (Р.С. Буре, В.Р. Лисина). В исследовании, Е.О.
Смирновой, А.А. Рояк, В.Н. Давидович, доказано, что в старшем дошкольном
возрасте потребность в совместной деятельности, в признании и уважении
сверстников приобретают личностную значимость для детей этого возраста.
Проведенное исследование по проблеме
использования игровых технологий как средства развития взаимодействия детей
старшего дошкольного возраста со сверстниками позволило сделать следующие
выводы:
1) Основным показателем эффективности
применения игровых технологий в развитии взаимодействия детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками становится: новая позиция ребенка,
отражающая позитивные индивидуальные природные особенности дошкольника к уважительным
взаимоотношениям, толерантности, сотрудничеству; изменения в индивидуальном
стиле взаимоотношений, в стиле игровой деятельности; в проявлении творчества в
игровых ситуациях; нахождение компромисса в конфликте со сверстниками.
2) Используя t-критерий Стьюдента, мы
сравнили особенности взаимодействия дошкольников экспериментальной и
контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента. Проведённый нами анализ выявил,
что значимых различий по всем исследуемым параметрам между дошкольниками
экспериментальной и контрольной группы не обнаружено. Таким образом, можно
предположить, что выявление значимых различий на контрольном этапе эксперимента позволит обосновать эффективность
внедрения программы по регулированию отношений дошкольников с использованием
игровых технологий.
3) С целью определения сформированости
уровня взаимодействия дошкольников экспериментальной группы на констатирующем
этапе эксперимента мы провели кластерный анализ. Было выявлено, что низкий
уровень взаимодействия характерен для 30% дошкольников, средний — для 38%,
высокий — для 32%. В соответствии с полученными результатами, участие в
программе регулирования отношений дошкольников с использованием игровых
технологий рекомендуется, по меньшей мере, 68% детей (представителям первого и
второго кластеров). Таким образом, проведённое нами исследование доказывает
обоснованность внедрения программы, способствующей улучшению межличностного
взаимодействия дошкольников.
4) Разработанная нами программа развития
взаимодействия дошкольников с использованием игровых технологий включала
музыкально-дидактические, сюжетно-ролевые, интерактивные и словесные игры. В
течение формирующего этапа эксперимента
мы фиксировали достижения детей, анализировали изменения в их взаимоотношениях.
После окончания формирующего этапа эксперимента
мы провели повторное диагностирование индивидуально-личностных особенностей
детей. Было выявлено, что низкий уровень присущ 14% дошкольников, средний —
50%, высокий — 36%.
5) Используя t-критерий Стьюдента, мы
сравнили особенности сформированности взаимодействия дошкольников
экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе эксперимента. Анализ показал, что после
внедрения программы по регулированию отношений дошкольников средствами игровых
технологий дети, входящие в экспериментальную группу, стали более
раскрепощёнными и активными, с одной стороны, и более внимательными,
чувствительными к ровесникам — с другой стороны. Они стали менее конфликтными,
проявили большую готовность к взаимодействию с другими детьми, их общий
эмоциональный фон существенно улучшился. Таким образом, проведённое нами
исследование позволяет заключить, что внедрение программы существенно улучшает
межличностные отношения детей, формирует их социальные и коммуникативные
навыки, способствует созданию благоприятной обстановке в среде дошкольников.
6) Проведенное исследование показало, что
проведение специально организованной работы по использованию игровых технологий
как средства взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
является эффективным. Гипотеза исследования полностью подтвердилась. При
проведении целенаправленной работы по использованию игровых технологий
изменяется эмоциональный фон отношений у детей старшего дошкольного возраста,
дети свободно взаимодействуют со сверстниками, становятся более раскрепощенными
и активными, учатся сопереживать и помогать своим товарищам, проявляют
инициативу при выполнении совместной интересной деятельности.
Задачи исследования были решены, цель
исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО
СВЕРСТНИКАМИ
1.1 Роль игровых технологий в образовательном процессе
ДОО
В настоящее время в связи с разработкой и
внедрением новых документов (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО,
профессионального стандарта педагога и др.) ведется активный поиск путей, технологий
и методик совершенствования образовательного процесса. Как отмечено в ФЗ « Об
образовании в РФ», дошкольное образование, становясь первой ступенью общего
образования, реализует образовательную программу с использованием различных
образовательных технологий.
Слово «технология» происходит от
греческого слова: «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — наука,
закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве.
Изучение психолого-педагогической
литературы по определению понятия «педагогическая технология» показало наличие
двух разноплановых подходов: проектирование учебного результата, который
планируется получить, и процесс осуществления учебной деятельности, в ходе
которого и происходит получение результата.
Трактовка понятия «педагогическая
технология» как последовательность пошаговых инструкций педагога, выполнение
которых гарантированно формирует требуемый образовательный результат, что
обеспечивается опорой на закономерности, лежащие в основе понимания процесса
развивающего обучения, а также на возрастные
особенности старших дошкольников.
Структура понятия «педагогическая
технология» включает основные составляющие педагогического процесса:
деятельность педагога в ДОО, деятельность дошкольника и воспитательный
результат. Содержательные компоненты педагогической технологии определяют:
методы обучения, активность познавательной деятельности старших дошкольников,
личный опыт, способы интерпретации содержания учебного задания, процедуры
контроля выполнения этапов учебной деятельности и критерии оценки учебного
результата.
Одним из видов педагогических технологий
является игровая технология, которая является действенным средством развития
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. В основе
использования игровых технологий заложена позиция, согласно которой не дети
созданы для детского сада, а детский сад создан для детей, т.е. педагоги должны
учитывать и индивидуально-возрастные и личностные особенности старших
дошкольников.
Игровые технологии — это тщательно
отобранный игровой материал, который выстраивается в систему игр и совокупность
игровых приемов для получения конечного результата, в нашем случае — это
развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Использование игровых технологий как
средства развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со
сверстниками, по мнению Т.М. Михайленко осуществляется через реализацию
нравственных качеств старших дошкольников, обеспечение трансформации личностной
позиции детей с репродуктивного уровня на конструктивный уровень: высказывания
мнения ребенком, построенного на впечатлениях, эмоциях, вызванных сюжетом и
т.п., а затем на творческий.
Рассмотрим игровые технологии и выявим их
влияние на личность ребёнка. Для реализации игровой технологии необходимы:
— отбор актуальных задач в решении проблем
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста;
— построение оптимальной системы игровой
деятельности, создание игровых ситуаций и рекомендаций по решению проблем в
коммуникативной сфере;
— достаточный уровень профессиональной
компетентности воспитателя в овладении методами, средствами и приемами игровых
технологий.
На наш взгляд, следует выделить четыре
главных педагогических условия использования игровых технологий:
— обеспечение внешней мотивации детей
старшего дошкольного возраста, способной вызвать интерес к содержанию проблемы
в игре;
— обеспечение посильности работы
воспитанников подготовительной группы детского сада, с возникающими на каждом
этапе игровой деятельности проблемами в общении (рациональное соотношение
известного и неизвестного);
— значимость для ребенка информации,
получаемой при решении проблемы;
— необходимость диалогического,
доброжелательного общения с воспитанниками, когда они не способны к
конструктивному взаимодействию в игровой ситуации.
Игровая технология, по мнению Бережновой
Л.Р., дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс и
корректировать взаимоотношения детей, в первую очередь — коммуникативные
проблемы. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного
воздействия, ибо играть — значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра
— это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.
Через уважение и принятие индивидуальности
каждого происходит формирование личности, имеющую свою собственную позицию во
взаимоотношениях со сверстниками. Старшие дошкольники, как утверждает Полякова
М.Н., находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом,
выстраивать взаимоотношения, совместно с воспитателем творчески решать проблемы.
Внедряя такую форму воспитания в детские дошкольные организации, с раннего
возраста педагоги помогают развивать у детей чувство толерантности,
взаимовыручки и помощи близкому человеку.
Если профессионально и грамотно
осуществлять внедрение игровых технологий для развития взаимодействия детей
старшего дошкольного возраста со сверстниками, то это поможет проявить ребёнку такие
положительные качества как гуманность, толерантность, готовность к оказанию
помощи и поддержки сверстнику.
Итак, существует несколько подходов в
определении понятия игровых технологий.
В нашем понимании, игровые технологии
— это совокупность разнообразных игр и игровых проблемных ситуаций,
способствующих проектированию и осуществлению определенной задачи развития
ребенка дошкольного возраста. В частности, ряда задач социально-коммуникативного
развития, одной из которых является развитие способности к взаимодействию у
дошкольников.
Наше определение игровой технологии
базируется на том, что игра в старшем дошкольном возрасте доминирует в
деятельности детей. В игровой деятельности старший дошкольник моделирует
жизненные ситуации, «проживает» их в непринужденной обстановке. Активность
старшего дошкольника проявляется в разных видах деятельности , и в первую
очередь в игровой, однако, на наш взгляд, косвенная, не директивная помощь
педагога необходима. Для этого организуются игровые обучающие ситуации, система
разнообразных игр. Широкая палитра детских чувств, переживаний, страхов
регулируется с помощью комплекса педагогического инструментария, что, в свою
очередь, позволяет развивать взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
со сверстниками.
1.2
Развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в
игре
Игра в условиях ДОО выполняет особую
диагностическую функцию, позволяя развивать взаимодействие между детьми
старшего дошкольного возраста, способствует установлению положительного
эмоционального тонуса детского коллектива, формирует у старших дошкольников
индивидуальный интерес к разным видам деятельности.
В исследованиях Т.В. Антоновой, В.Я.
Вороновой, Р.А. Иванковой, С.Н. Литвиновой не только определены проявления
коллективных взаимоотношений дошкольников в игре, но и выделены условия
эффективного их развития.
Очень важно воспитывать чувство
коллективизма у детей старшего дошкольного возраста. В исследованиях Т.С.
Блошицыной, А.В. Кенеман, И.В. Сушковой доказано, что благодаря выстроенной
последовательности игр возможно становление готовности к сотрудничеству у
старших дошкольников.
Педагогический процесс организации игры
должен носить двусторонний характер, способствовать формированию игровых умений
и создавать условия для развития взаимодействия детей старшего дошкольного
возраста, в чем ведущую роль играют отношения партнерства детей.
Модели социальных отношений
воспроизводятся ребенком в сюжетно-ролевой игре — особой форме познания
социальной действительности. Ребенок, осваивая различные социальные роли,
оказывается врачом, военным и т.д. Параллельно старший дошкольник приобретает
опыт партнерских отношений с участниками игры. В игре развивается детская
личность и осуществляется подготовка к переходу на следующий период развития.
А. Фабер замечает, что «значение игры не
ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы
деятельности и связанные с ними задачи. Важным является то, что в игре
возникает новая психологическая форма мотивов».
В играх создаются наиболее благоприятные
условия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста, в играх
совершенствуется эстетическое восприятие мира. Играющие старшие дошкольники
познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Кроме
того, играя и реализуя различные формы активности, дошкольники познают себя,
свое тело, изобретают и учатся чувствовать гармонию.
Так Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. считают,
что игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, коммуникативных
проявлений, поскольку радость движения усиливается наличием комических
ситуаций, юмора, и шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения.
Другой разновидностью игр для
взаимодействия детей является театрализованная деятельность. А.В. Запорожец,
А.Д. Леонтьев и др. указывают, что театрализованная деятельность — наиболее
доступный и интересный для ребенка способ переработки и выражения впечатлений,
знаний и эмоций, способствующих развитию навыков общения.
Как отмечают Л.В. Артемова, О.А. Акулова,
Л.П. Стрелкова, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у
детей старшего дошкольного возраста эмпатии, то есть способности распознать
эмоциональное состояние человека, умение ставить себя на его место в различных
ситуациях, находить адекватные способы содействия.
В основе любого театрализованного действия
лежит игра. Театрализованная игра позволяет сформировать навыки невербального
общения, так как построена не только на диалогической речи, но и на
определенной пластической выразительности, которая подразумевает использование
мимики, жестов, пантомимики и т.д.
Формирование навыков невербального общения
в театрализованных играх помогает детям старшего дошкольного возраста
эмоционально воспринимать художественные произведения, выражать свое отношение
к содержанию текста, персонажам, различать положительные и отрицательные
качества, помогает развитию творчества, закреплению навыков межличностного
взаимодействия.
Л.С.Фурмина, О.В.Солнцева и др. используют
игры и упражнения, направленные на развитие мимики, пантомимики, жестикуляции;
на слуховое внимание, координацию движений, воображение, фантазию; на умение
передавать свое эмоциональное состояние.
Ими применяются такие методы и приемы:
метод игровой импровизации; метод действенного анализа; фрагментарно —
эпизодическое обыгрывание ситуаций, текстов; объединение детей старшего
дошкольного возраста в творческие группы; «оживление» сказки (произведения).
Как результат: дети старшего дошкольного
возраста активнее используют навыки невербального общения со сверстниками, их
общение сопровождается жестами и мимическими средствами.
Использование словесных игр тоже
способствует развитию взаимодействия детей. В педагогической литературе
отмечается, что для того, чтобы дети старшего дошкольного возраста умели
общаться между собой и взрослыми (строили правильно предложения, вопросы,
меняли интонацию и т.д.), нужно создавать условия для развития диалогической
речи у детей с раннего возраста. Опыт работы по развитию диалогического общения
детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах
первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от
этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения. У детей старшего
дошкольного возраста необходимо формировать умение пользоваться в диалоге
различными видами инициативных реплик (вопросы, сообщения, побуждения) и
соответствующими им ответными реакциями. Дети должны научиться соблюдать
правила поведения в процессе диалога, очередность реплик, тематическое
единство, использовать этикетные формулы речевого общения, навык поведения с
учетом ситуации речевого общения.
Развитие умения задавать вопросы и
отвечать на них закрепляется в таких дидактических словесных играх, как игра
«Викторина», «Турнир знатоков». Участие в них требует от детей старшего
дошкольного возраста усиленной работы мыслительных процессов, памяти, актуализации
имеющихся знаний об окружающем мире, активизация представлений о предметах и
т.д. Таким образом, при помощи комплекса словесных игр у детей старшего
дошкольного возраста формируются такие диалогические умения, как слушать и
понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его,
отвечать на вопросы и спрашивать самому, а также навык использования
разнообразных языковых средств. Это способствует воспитанию правильного
речевого поведения с учетом ситуации общения и эффективному развитию связной
диалогической речи.
Выводы
по первой главе
На основе анализа психолого-педагогической
литературы, было уточнено понятие игровых технологий. Под игровыми технологиями
мы понимаем совокупность разнообразных игр и игровых проблемных ситуаций,
способствующих проектированию и осуществлению определенной задачи развития
ребенка дошкольного возраста.
Для реализации игровой технологии
необходимы:
— отбор актуальных, сущностных задач в
решении проблем взаимодействия детей старшего дошкольного возраста;
— построение оптимальной системы игровой
деятельности, создание игровых ситуаций и рекомендаций по решению проблем в
коммуникативной сфере;
— достаточный уровень профессиональной
компетентности воспитателя в овладении методами, средствами и приемами игровых
технологий.
Следует выделить четыре главных
педагогических условия использования игровых технологий:
— обеспечение внешней мотивации детей
старшего дошкольного возраста, способной вызвать интерес к содержанию проблемы
в игре;
— обеспечение посильности работы
воспитанников старшей группы детского сада, с возникающими на каждом этапе
игровой деятельности проблемами в общении (рациональное соотношение известного
и неизвестного);
— значимость для ребенка информации,
получаемой при решении проблемы;
— необходимость диалогического,
доброжелательного общения с воспитанниками, когда они способны к
конструктивному взаимодействию в игровой ситуации.
Одна из актуальных проблем
социально-коммуникативного развития дошкольников — формирование способностей к
взаимодействию у детей со сверстниками. Известно, что развитие этих
способностей возможно в рамках совместной деятельности.
Подвижные, сюжетно-ролевые,
музыкально-дидактические, интерактивные и словесные — эти виды игр могут помочь
в развитии способности к взаимодействию детей. Взаимодействие — это
согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению
участниками значимой для них проблемы или задачи.
Проблема взаимодействия детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками является значимой, существует
необходимость развития взаимодействия. При развитии взаимодействия возникает
стремление к совместной деятельности, овладение опытом согласования замыслов,
выстраивание иерархии мотивов поведения, среди которых потребность в признании
и уважении сверстников занимает одно из ведущих мест, нарастает произвольность
поведения, что может повлиять на гуманистическую направленность взаимоотношений
детей, появляются новые механизмы поведения — эмоциональное и когнитивное
предвосхищение собственных поступков.
Взаимодействие в играх развивается
следующим образом. В подвижных играх: общие игровые действия и получение от
этого удовольствия, наличие правил, регламентирующих взаимодействие,
игры-соревнования, когда возникают ситуации для помощи и взаимовыручки.
В сюжетных играх: передача ролевого
взаимодействия, передача чувств героя, а на этапе сговора на игру умения
согласования замыслов, распределение ролей и предметов для реализации роли,
умение разрешать конфликтные ситуации.
Игровые технологии эффективно влияют на
развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками,
поскольку целевым назначением игровых технологий является воспитание, а ведущим
процессом — развитие личности ребенка.