Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Педагогические условия формирования межличностных отношений младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

Глава 1. Теоретические основы формирования
межличностных отношений младших школьников через реализацию педагогических
условий. 6

1.1. Проблема формирования межличностных отношений
детей младшего школьного возраста в педагогических исследованиях. 6

1.2.Педагогические условия формирования
взаимоотношений в младшем школьном возрасте. 14

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 23

  

Введение:

 

Актуальность исследования: По мнению многих
ученых, изучение человеческих отношений, стало «проблемой века». Для такой
науки как психология проблема взаимоотношений является одной из ключевых.
Особенно необходимо выделить взаимоотношения такой возрастной категории как
младшие школьники. Изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками
приобретает большое значение и актуальность. Общение со сверстниками играет
важнейшую роль в жизни младшего школьника. Оно является условием формирования
общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных
взаимоотношений детей. В данный момент наблюдается значительный рост
исследований, посвященных межличностным отношениям и развитию младшего
подростка в семье. Возникает необходимость определения той роли, которую играют
отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных
этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте – наиболее
ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему
отношений. Актуальность его заключается в выявлении скрытых механизмов, которые
лежат в основе межличностных отношений в коллективе младших школьников.
Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание
отечественных педагогов и психологов. Ее значение особенно возросло в условиях
перехода ко всеобщему среднему образованию, к широкой практике работы классов с
продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на
протяжении основного периода становления его личности.

Исследования, проводимые
психологами и социологами, убедительно показывают, что мы чаще озадачены тем,
как изменить других людей или ситуацию. Значительно труднее причину своего
неблагополучия, личных 5 неудач, безрадостной жизни увидеть в себе, в своём
отношении к жизни и другим людям. Дети, приходя в школу, проявляют
индивидуалистические тенденции. Чаще всего у них появляется желание работать,
действовать и решать учебные задачи самостоятельно, индивидуально, не обращая
внимания на мнение и действия партнера. В концепции развития универсальных
учебных действий коммуникативные действия, которые включают в себя навыки
учебного сотрудничества, умения строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество, рассматриваются как концептуальный аспект социального
взаимодействия (2).

Проблема межличностных
отношений в группе сверстников всегда привлекала внимание психологов и ученных.
Межличностные отношения детей младшего школьного возраста изучали А.С.
Макаренко, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Е.П. Ильин, и многие другие. В
психологии вопрос межличностных отношений изучали такие выдающиеся ученые, как
Д.Б. Эльконин, В.Н. Мясищев, саму специфику общения и межличностные отношения в
младшем школьном возрасте — изучали: Л.И. Божович , В.В. Абраменкова  М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, А.А. Бодалева, В.Н. Мясищева, А.А. Леонтьева, Я.Л.
Коломинского, Б.Г. Ананьева, Т.Д. Марцинковской, посвященные изучению
формирования межличностных взаимоотношений в коллективе детей младшего
школьного возраста, а также исследования А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского,
посвященные методике организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Многие ученные и
психологи изучали данную проблему и считали ее важной, более того, в настоящее
время, общество хочет видеть личность, умеющую выстраивать коммуникацию и
отношения, человека, который умеет выслушивать, понимать, выражать свое мнение,
чего так не хватает в нашем времени. Поэтому проблема межличностных отношений
вечно актуальна, и требует должного внимания.

Проблема
исследования: каковы педагогические условия и механизмы
формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному
формированию межличностных отношений у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: межличностные
отношения  детей младшего школьного
возраста.

Предмет исследования –  педагогические условия формирования
межличностных отношений младших школьников.

Гипотеза
исследования: формирование
межличностных отношений детей младшего школьного возраста будет проходить
эффективно, если:

1. Создать благоприятный
психологический климат в коллективе.

Для достижения цели исследования
и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи

1. Изучить и проанализировать
психолого-педагогическую литературу о межличностных отношениях младших
школьников. Раскрыть понятия «межличностные отношения», «педагогические
условия».

2. Изучить особенности развития межличностных
отношений у детей младшего школьного возраста.

3. Изучить особенности взаимоотношений в
младшем школьном возрасте.

4. Подобрать диагностику и изучить
сформированность межличностных отношений младших школьников.

5. Подобрать и апробировать систему работы по
формированию межличностных отношений младших школьников через реализацию
педагогических условий.

6. Проанализировать динамику результатов
исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных
педагогов, посвященные:

– исследованиям психологии общения и межличностных отношений (А.В.
Брушлинский, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);

– психолого-педагогическому подходу к развитию и формированию межличностных
отношений школьников (Н.А. Березовий, Л.Я. Гозман, А.Т. Куракин, Я.Л.
Коломинский, Л.И. Новикова, А.А. Реан, Л.И. Фридман и др.);

– вопросам педагогического взаимодействия в образовательном процессе
(Ш.А. Амонашвили, Л.В. Байбородова, А.С. Белкин, В.А. Бухвалов, Г.В.
Гатальская, Т.Г. Григорьева, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Е.В. Коротаева, И.И.
Рыданова, В.Д. Семенов, В.Н. Соколов и др.);

– психологическим, дидактическим и методическим исследованиям по
формированию межличностных отношений детей младшего школьного возраста (Л.И.
Божович, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Я.Л. Коломинский, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков,
Г.А. Цукерман и др.).

Для
достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы такие методы исследования: изучение,
анализ и сопоставление психолого-педагогической литературы, сравнение,
обобщение, систематизация, наблюдение, беседа, анкетирование, социометрия,
качественный и количественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость результатов
исследования заключается в том, что учителя начальных классов могут
использовать в своей профессиональной практике положения и выводы, полученные в
ходе данной работы, а также применять комплекс мероприятий, разработанный в процессе
выполнения данного исследования.

Опытно — экспериментальной базой исследования является МБОУ «Школа № 9» г. Нижний Новгород, Нижегородской
области.

Структура
работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ний младших школьников через реализацию педагогических
условий

1.1. Проблема
формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста в
педагогических исследованиях В научной литературе межличностные
отношения представляют собой, непосредственные связи и отношения, которые
складываются в реальной жизни между живыми индивидами, которые мыслят и
чувствуют. Иными словами – это эмпирические отношения реальных людей в их реальном
общении; специфический вид отношения человека к человеку, который предоставляет
возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами)
одновременного или отсроченного личностного отношения в ответ; психологические
отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу
неформального взаимодействия и общения, сопровождающиеся чувством симпатии –
антипатии и могут быть оцениваемыми и действенными, то есть реализоваться во
взаимодействии. Человеческие отношения подразумевают связь как минимум между
двумя индивидами, а их характер зависит от характеров и психологических
особенностей участников. В то же время отношения, в которых реалитеризуется
субъективный психологический фактор, накладывают своеобразный отпечаток на
определенную социальную ситуацию (6).

Психологический словарь определяет
межличностные отношения как связи между людьми, которые субъективно
переживаются и объективно оказываются в характере и способах межличностного
взаимодействия, то есть взаимных влияниях людей друг на друга в процессе совместной
деятельности и общения. Это система установок, ориентации и ожиданий,
стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают
друг друга. Эти диспозиции определяются содержанием, целями, ценностями и
организацией совместной деятельности, одновременно выступая основой
формирования социально-психологического климата.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы