Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Педагогические условия формирования личности младшего школьника

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 6

1.1. Возрастные характеристики личности младшего школьника 6

1.2. Факторы, влияющие на формирование личности младшего школьника 12

Выводы по главе 18

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 19

2.1. Роль педагога в создании благоприятных педагогических условий для формирования личности младшего школьника 19

2.2. Педагогическое общение как условие формирования личности младшего школьника 22

2.3. Рекомендации педагогам по созданию благоприятных условий для формирования личности младшего школьника 27

Выводы по главе 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Понятие личности в психологии рассмотрено в разных направлениях и в каждой теории можно встретить исследование значимости условий для формирования личности. Особенности среды, в которой происходит становление личности, определяют ее характеристики. Так, с раннего детства накапливаемый человеком опыт становится базой для формирования свойств личности, и к младшему школьному возрасту эта база расширяется, увеличивая границы и ракурсы для формирования личности ребенка.

Младший школьный возраст характеризуется многочисленными изменениями в жизни ребенка и его способностью индивидуальных переживаний и осмысления этих изменений. Смена ведущей деятельности определяет трансформацию системы отношений младшего школьника. Количество факторов, влияющих на формирование его личности, увеличивается. Включение ребенка в образовательную систему и смещение фокуса его внимания с родителей и игровой деятельности на занимающего теперь лидирующее место педагога и учебную деятельность соответственно, определяет важность роли процессе образования в разностороннем развитии младшего школьника. Успешность формирования гармоничной личности обуславливается непрерывным участием системы образования в этом процессе. В таком ключе функции образовательной системы перестают быть ограничены лишь сферой обучения и развития познавательных процессов младшего школьника. Комплексность воздействия с включением ребенка в разные формы деятельности и взаимодействия становятся важными педагогическими условиями для формирования личности ребенка. В настоящее время система образования России несовершенна и находится на стадии разработки и внедрения разного рода технологий обеспечения гармоничного развития ребенка. Педагог на данном этапе занимает центральное место, от особенностей его подхода к обучению и построению взаимодействия с классом и каждым школьником индивидуально зависит, насколько продуктивно будут развиваться особенности личности младшего школьника, способствующие его дальнейшему успеху и самореализации.

Таким образом, мы видим проблему в важности создания благоприятных педагогических условий для формирования личности младшего школьника и несовершенности на данном этапе системы образования, ключом решения которой в некоторой степени выступает педагог и характеристики его подхода к процессу обучения и обеспечения взаимодействия с учениками.

Объект: формирование личности младшего школьника

Предмет: педагогические условия формирования личности младшего школьника.

Цель: исследовать особенности педагогических условий для формирования гармоничной личности младшего школьника

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ возрастных характеристик младшего школьника

2. Изучить факторы, влияющие на формирование личности младшего школьника, представленные в работах специалистов

3. Исследовать роль педагога в создании благоприятных педагогических условий для формирования личности младшего школьника.

4. Рассмотреть педагогическое общение как условие формирования личности младшего школьника.

5. Подобрать рекомендации для педагогов по созданию благоприятных условий для формирования личности младшего школьника на основе анализа литературы.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования собранных данных в системе образования и применения результатов исследования педагогами на практике, а также дальнейшее расширение сферы применения с выходом за границы образовательной системы и внедрение основ создания благоприятных для формирования личности младшего школьника условий в другие сферы его жизни и деятельности.

Методологическую основу исследования составляют теоретический анализ концепций по теме, обобщение современных работ и дедуктивный подход к классическим научным трудам для выделения значимых для нашего исследования данных.

Теоретическую основу изучения проблемы формирования личности и возрастных особенностей развития человека составили подходы отечественных ученых Л.С.Выготского, В.Н.Мясищева, Д.Б.Эльконина, В.С.Мухиной, в исследовании педагогических условий мы опирались на взгляды Р.С.Немова, И.И.Зимней, А.А.Леонтьева.

Структура работы включает в себя введение, основное содержание в двух главах, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Возрастные особенности младшего школьного возраста обуславливают важность пристального внимания к проблеме формирования личности младшего школьника. Его система самосознания и характеристики познания мира обуславливают его готовность к интериоризации норм и ценностей и дальнейшему развитию в соответствии с ними.

Смена ведущей деятельности и включение ребенка в новую систему отношений вызывают значительные трансформации в жизни и психике младшего школьника, создавая риск для формирования его личности с неэффективными характеристиками и неэффективность его в будущем.

Система образования, как обеспечивающая ведущую деятельность младшего школьника, структура, затрагивает не только обучение, но и содействует многогранному развитию ребенка. Верно выстроенные условия с включением ребенка в разные виды деятельности и условия, обеспеченные для его самореализации, характеризуют процесс формирования личности школьника как эффективный. Важную роль в этом процессе играет педагог. От его стиля преподавания, организации процесса обучения и взаимодействия с учениками, которые включены в педагогическое общение, зависит атмосфера, в которой развиваются его ученики. Педагог, учитывая индивидуальные особенности и потребности своих учеников, выстраивает педагогические условия, соответствующие его личностным характеристикам. Потому так важна компетентность педагога, его способность верно планировать и тщательно организовывать систему общения, обучения и создания благоприятных условий для формирования гармоничной личности младшего школьника.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1. Возрастные характеристики личности младшего школьника

Младший школьный возраст, обозначенный границами 6-11 лет и обучением в 1-4 классах определена на основе принятой на данный момент системой образования, возрастной периодизацией, а также теорией психического развития. На протяжении всех лет психологических исследований нет единой теории, которая в полной мере отражала бы все особенности развития ребенка на данном этапе. Потому для составления общей картины развития младшего школьника стоит всегда обращаться к разным исследованиям и источникам. Мы опираемся на исследования отечественных ученых Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина [8, 27].

Известное понятие ведущей деятельности, определяющей особенности возраста предложил отечественный ученый Л.С. Выготский. Эта деятельность характеризуется центральным местом в жизни ребенка и определяет его активность, направленность, мотивы и действия. При том другие виды ведущей деятельности не исчезают, а продолжают параллельно функционировать. Так, в младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, определяющая новые формы действий для ребенка, как уроки, выполнение домашней работы, взаимодействие с учителем, изменение структуры взаимодействия с родителями, направленное изучение чего-либо и т.п. При этом ведущая деятельность в прошлом периоде, обозначенная как игра, не исчезает – ребенок продолжает играть, более того, познание, построенное в первые годы периода в знакомой и привычной ему игровой форме имеет более высокие показатели эффективности [8].

В дальнейшем познавательные функции уже не требуют игрового подхода, и в норме к четвертому классу ученик способен произвольно заниматься именно учебной деятельностью.

В период младшего школьного возраста центральное место среди высших психических функций занимает мышление. Происходит его трансформация от наглядно-образного к словесно-логическому. Все психические функции развиваются гармонично и взаимосвязанно, определяя общий уровень интеллекта ребенка. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей выделяются группы «теоретиков», которые решают учебные задачи в словестном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность, и «художников» с ярким образным мышлением.

Процессы восприятия, внимания и памяти приобретают произвольный характер – ребенок обучается приемам управления своими психическими функциями. Без развития этих функций процесс обучения просто невозможен – ребенок не сможет осваивать новый материал без самодисциплины и стремления к получению знаний. Внимание ребенка определяет его возможности контроля своего поведения. Безусловно, скорость и особенности развития детей глубоко индивидуальны, поэтому в педагогике крайне важен индивидуальный подход.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если шести-семилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания — следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. Познавательное развитие в норме позволяет ребенку осваивать продуктивно программу обучения, расширять кругозор и познавать мир и его устройство

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. Ребенок, испытывая трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир [16].

Начало периода младшего школьного возраста характеризуется кризисом для ребенка. Он связан не с самим возрастом, а со сменой обстоятельств жизни и тем, как ребенок переживает включение в новую систему отношений.

Осознание новой системы отношений влечет понимание ребёнком его новой роли в этой системе и, следовательно, процессом переоценки себя и своей деятельности. Так, то, что прежде было значимым, теряет свою важность, и на первый план выходят новые, ранее малознакомые, факты. Например, меняется фокус внимания с игр на отметки в школе. Теперь ребенок меньше стремится играть, предпочитая учение. В норме этот процесс проходит довольно легко, однако не всегда младший школьник способен справиться со столь массивными переменами в жизни. Важными оказываются условия, в том числе, педагогические, в которых оказывается ребенок в кризисный период.

В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний. Цепь неудач или успехов приводит к формированию устойчивого комплекса – чувства неполноценности. Унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем они могут изменятся, даже исчезать по мере накопления другого рода. Но некоторые будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний.

Чисто кризисным проявлением внешней и внутренне жизни детей обычно становится кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам. конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст [22].

Немаловажным на данном этапе является мотивация к обучению. Успехи на пути освоения новых знаний приводят к снижению мотивации при условии ошибочного подкрепления и, как следствие, потери интереса к дальнейшему обучению и отставании в программе. Мотивационная сфера в младшем школьном возрасте неустойчива и требует постоянного внимания и позитивного подкрепления. В непродуктивном педагогическом общении ребенок может столкнуться с таким явлёным как сравнивание с другими учениками или пример в лице других успешных учеников. Педагог ошибочно использует подобные приемы для повышения мотивации, что, к сожалению, носит абсолютно противоположный характер. Тем не менее социальное окружение ученика может быть хорошей основой для мотивации. Д.Б.Эльконин отводил важную социальному окружению в жизни ребенка. Так, первым, кто приходит в социальное окружение младшего школьника – это учитель. Он выступает новым лидером и образцом поведения. Нередко младшие школьники на вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь» отвечают «учителем» — по образу своего актуального лидера. Не менее сильное значение имеют одноклассники. Младший школьник стремится стать частью группы и наблюдает за сверстниками. Происходит оценка их поведения и своего, сравнение, корректировка в определенных случаях. Так формируется самооценка ребенка, которая еще долгие годы после нестабильна и зависит от социального окружения [27].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы