Курсовая теория на тему Педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5
1.1. Особенности формирования культурно-гигиенических
навыков у детей дошкольного возраста. 5
1.2. Педагогические условия организации работы по
формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. 9
1.3. Анализ опыта работы педагогов в формировании культурно-гигиенических
навыков у детей дошкольного возраста. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
Введение:
В последние годы проблема ухудшения
здоровья подрастающего поколения приобретает всё большую актуальность. Организм
ребенка гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм
взрослого. Важным условием поддержания здоровья дошкольников является наличие у
них культурно-гигиенических навыков. Период дошкольного детства является
наиболее благоприятным для их формирования, т. к. нервная система пластична, а
действия, связанные с одеванием, умыванием, принятием пищи повторяются
неоднократно и систематически каждый день.
Формирование навыков и привычек
осуществляется под руководством и педагогическим воздействием взрослых, а также
всей окружающей обстановки. В дошкольном учреждении у ребенка формируются навыки
соблюдения чистоты тела, навыки поддержания порядка в окружающем пространстве, культуры
еды, культуры правильных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Формирование культурно-гигиенических
навыков – это чрезвычайно важный процесс социализации ребёнка, а не простое
усвоение норм и правил поведения. При их овладении важна постепенность: по мере
овладения простыми навыками нужно вводить более сложные новые. По мере
приобретения навыка непосредственная помощь взрослого уменьшается, а доля
самостоятельного участия ребёнка увеличивается [5].
Формирование у детей навыков личной и общественной
гигиены играет значимую роль в охране их здоровья, способствует правильному
поведению в быту и общественных местах. От знания и выполнения детьми
необходимых гигиенических норм и правил поведения зависит не только их
здоровье, но также здоровье окружающих их детей и взрослых [7]. В ходе
повседневной работы с детьми педагогам необходимо стремиться к тому, чтобы
выполнение правил личной гигиены стало для них естественным процессом, а
гигиенические навыки и привычки из года в год постоянно совершенствовались в
соответствии с возрастом.
Объект
исследования: процесс формирования
культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет
исследования: педагогические условия, оказывающие
положительное влияние на формирование культурно-гигиенических навыков у детей
дошкольного возраста.
Цель:
определение педагогических условий формирования культурных навыков у детей
дошкольного возраста.
Гипотеза:
овладения детьми дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет
успешно при соблюдении определенных педагогических условий.
Для достижения цели были поставлены
следующие задачи:
1. Проанализировать научную педагогическую
и методическую литературу по проблеме формирования культурно-гигиенических
навыков детей дошкольного возраста.
2. Изучить процесс по формированию
культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть оптимальные педагогические
условия для формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного
возраста.
4. Проанализировать опыт педагогов по
формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Заключение:
Процесс формирования культурно-гигиенических
навыков имеет свою специфику и трудности в реализации. Взрослый, освоив
необходимые педагогические и психологические знания, способен влиять на дошкольника,
целенаправленно формируя у него подобные навыки.
Проблема формирования
культурно-гигиенических навыков у дошкольников – одна из самых актуальных в воспитании
детей этого возраста. Будут ли они способствовать физическому и психическому
развитию, укреплению здоровья, воспитанию культуры поведения зависит от того, насколько
они изначально продуманы, спланированы и организованы.
Основы культурно-гигиенических навыков дошкольники
осваивают, в первую очередь, в самостоятельной деятельности, в процессе
обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях. Их формирование
реализуется под руководством взрослых – родителей, воспитателей, педагогов. Именно
поэтому важно обеспечить полную согласованность в требованиях семьи и дошкольного
учреждения.
Гигиеническое обучение и воспитание очень
тесно связано с воспитанием культурного поведения. Воспитание культурно-гигиенических
навыков, включающее широкий круг задач, для успешного разрешения которых
рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов, при этом
обязательно учитывая возраст детей.
Дошкольникам нужно регулярно напоминать о
необходимости соблюдения правил гигиены и последовательно повышать требования к
ним. От них нужно добиваться того, чтобы они четко и точно выполняли действия в
их правильной последовательности.
Таким образом, к первоочередным задачам
воспитания дошкольников следует отнести формирование культурно-гигиенических
навыков. Прежде всего, необходимо вызвать у них желание действовать
определенным образом, чему во многом могут способствовать условия детского
сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту воспитанников.
Но мало вызвать желание, важно научить дошкольника действовать соответствующим
образом.
В результате анализа изученных материалов
можно отметить следующее:
— К культурно-гигиеническим навыкам
дошкольников относятся навыки по соблюдению чистоты тела, поддержания порядка в
окружающей обстановке, культурой еды и культурных взаимоотношений друг с другом
и с взрослыми.
— Дошкольные учреждения в своей работе уделяют
значительное внимание формированию культурно-гигиенических навыков у детей. Эта
задача в каждой возрастной группе реализуется в соответствии с программой
воспитания, а также с учетом возрастных особенностей воспитанников. Среди
основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков выделяют
рационально организованную обстановку, чёткий режим дня и руководство взрослых.
Таким образом, исходя из проделанной
работы и основываясь на полученных результатах исследования, можно утверждать,
что при постоянном совершенствовании педагогических условий для формирования
культурно-гигиенических навыков у дошкольников, результаты будут более
эффективными, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Особенности формирования культурно-гигиенических навыков
у детей дошкольного возраста Понятие «культурно-гигиенические навыки»
является собирательным. В настоящий момент в психолого-педагогической
литературе нет единого определения этого понятия. С одной стороны, его
рассматривают в контексте навыков, укрепляющих здоровье, а с другой стороны –
общих культурных норм поведения в обществе.
Культурно-гигиенические навыки в
дошкольной педагогике рассматриваются в контексте воспитания культуры
поведения, т. е. в совокупности устойчивых форм повседневного поведения (в
быту, в общении, различных видах деятельности), полезных для общества.
С. В. Петерина считала, что
культурно-гигиенические навыки – «это автоматизированный способ выполнения
какого-либо действия, которое в целом регулируется сознанием, способствующий
проявлению опрятности, чистоты лица, рук, тела, прически, одежды, обуви» [12].
В дошкольной педагогике проблема
формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
рассматривается в контексте физического и трудового воспитания. Специалисты, занимающиеся
вопросами физического воспитания, считают, что формирование
культурно-гигиенических навыков способствует сохранению жизни и здоровья детей.
Н. Т.
Терехова, Т. Л. Богина отмечают, что формирование у детей культурно-гигиенических
навыков способствует правильному поведению в быту, в общественных местах,
играет значимую роль в сохранении их здоровья. От того, как дети знают и
выполняют необходимые культурно-