Курсовая теория на тему Педагогические технологии в работе с дислексией у детей младшего школьного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты педагогических технологий в работе с дислексией у детей
младшего школьного возраста. 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего школьного возраста. 5
1.2. Общее понятие
дислексии и ее виды.. 10
Глава 2.
Практические аспекты педагогических технологий в работе с дислексией у детей
младшего школьного возраста. 17
2.1. Значение ранней диагностики нарушения чтения в
общеобразовательной школе. 17
2.2. Характеристика педагогических технологий в работе с
дислексией у младших школьников. 18
Заключение. 33
Список
использованной литературы.. 34
Введение:
Одной из основных
задач модернизации российского образования является задача достижения нового
современного качества образования, отражающегося в необходимости развития
творческих и интеллектуальных способностей личности. Особое внимание уделяется
решению этой проблемы в начальной школе, поскольку в младшем школьном возрасте
заложены основы учебной деятельности. В современной школе наблюдается
интенсификация учебного процесса, сложность учебных программ по использованию
логического мышления и творческих способностей учащихся начальной школы. Но в
последние годы мы наблюдали значительное увеличение числа детей с различными
трудностями в обучении в начальной школе.
По оценкам
психологов, на успеваемость влияет более двухсот факторов, но есть фактор номер
один, влияние которого на успеваемость намного сильнее, чем влияние других
факторов. Этот фактор — овладение навыками чтения. Степень изученности: данной
проблемой занимались такие исследователи как: Б.Г. Ананьев, Р.И. Лалаева, Л.Н.
Ефименкова, А.Н Корнев, Т.Г. Егоров и другие. Основные источники исследования:
Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших
школьников; Фотекова, Т.А., Ахутина, Т.В.. Диагностика речевых нарушений
школьников с использованием нейропсихологических методов; Лалаева, Р.И.
Нарушение процесса овладения чтением у школьников; Ефименкова, Л.Н. Коррекция
устной и письменной речи учащихся начальных классов.
Методологические подходы
работы составили такие исследования как: диагностика и коррекция нарушений
чтения и письма у младших школьников Лалаевой, Р.И.; нарушение процесса
овладения чтением у школьников Лалаевой, Р.И. Усиливая практическую
направленность обучения чтению в школе, программа по данному предмету требует
особого внимания учителей к вопросам, которые служат основой для: формирования функциональной основы
навыков чтения, совершенствование навыков чтения; формированию умения связно
выражать свои мысли и усваивать нормы литературного языка. Проблема нарушения чтения у школьников – одна
из самых важных для школьного обучения, поскольку чтение и письмо, будучи одной
из целей начального обучения, в дальнейшем превращается в средство получения
знаний и саморазвития. В последние годы появилось много публикаций, в которых
по развитию когнитивных процессов разрабатывались упражнения не согласованные
со школьной программой. В то же время в них отражается проблема расстройства
чтения (дислексия). Дислексия, являясь достаточно распространённым речевым
нарушением у учащихся младших классов общеобразовательной школы, создаёт
значительные препятствия при усвоении программы не только по русскому языку, но
и по другим учебным дисциплинам. При отсутствии своевременной диагностики и
эффективной коррекционной работы нарушения речи отрицательным образом скажутся
на дальнейшем развитии познавательных способностей детей, на формировании и
совершенствовании их личностных качеств.
Объект
исследования: нарушения чтения у младших школьников первого класса. Предмет
исследования: процесс диагностики и коррекции нарушений чтения у обучающихся в
условиях общеобразовательной организации
Цель
исследования: изучить особенности проведения диагностики и коррекции дислексии
у младших школьников с учетом выявленных
нарушений.
Задачи
исследования:
1.
Изучить теоретические аспекты педагогических технологий в работе с дислексией у
детей младшего школьного возраста
2.
Рассмотреть практические аспекты педагогических технологий в работе с
дислексией у детей младшего школьного возраст.
Методы
исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической
и учебно-дидактической литературы.
Теоретическая и практическая значимость исследования: работа может быть
использована
Заключение:
формирования навыка чтения у детей обусловлено недоразвитием
высших психических функций. У взрослых распад навыка чтения происходит в
результате органического поражения головного мозга, что является следствием
нарушения высших психических функций. Этиологию дислексии авторы связывают с
влиянием следующих причин: вредными воздействиями или наследственными
предрасположениями, задержка в формировании систем участвующих в процессе
письма; нарушением психических процессов и операций, которые подготавливают
процесс чтения, нарушением речи, или незаконченностью языкового развития. Направления
работы по устранению дислексий соответствуют несформированности, нарушений той
или иной функции. Основными задачами коррекции дислексии являются:
· формирование точной дифференциации фонем русского
языка;
· формирование полноценных представлений о
звуковом составе слова;
· закрепление навыков звуко-слогового
анализа и синтеза речевых единиц;
· коррекция дефектов звукопроизношения
Устранение
дислексии, вызванной системным недоразвитием речи, помимо коррекции
фонетико-фонематических процессов, должно решать следующие задачи:
количественное и качественное обогащение активного словаря; развитие навыков
словообразования; уточнение значений синтаксических конструкций; развитие
навыков построения связного высказывания;
Целью коррекции дислексии, обусловленной
преимущественно несформированностью зрительных функций, является обучение
ребенка способам обработки визуального материала, которые позволили бы ему
эффективно воспринимать зрительную информацию и обеспечили условия успешного
овладения зрительными компонентами чтения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты педагогических технологий в
работе с дислексией у детей младшего школьного возраста
1.1.
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Исходя из возрастной
периодизации, в младшем школьном возрасте, когда ребенок является субъектом
учебной деятельности, он развивает возрастные новообразования — теоретическое
сознание и мышление, развивает их соответствующие способности (рефлексия,
анализ, психическое планирование), а также обучение потребности и мотивы. Роль
игр уменьшается, однако ряд исследований показывает, что эти игры являются
эффективным методом личностного развития младшего школьника.
Следовательно, в младшем
школьном возрасте, с переходом ведущей деятельности с игровой на
образовательную, ребенок перестает быть предметом игры, но автоматически не
становится субъектом учебной деятельности, для этого ему необходимо создавать
условия. Благодаря тому, что активные действия являются основой игровой
деятельности, она отлично вписывается в образовательную, и тогда младший ученик
становится не просто объектом, а предметом учебной деятельности.
Переход к школьному
образованию и новый образ жизни, связанный с позицией учащегося, в том случае,
если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает путь для
дальнейшего формирования его личности. Дети приходят в школу с желанием
учиться, узнавать что-то новое, с интересом к самим знаниям. Более того, их
интерес к знаниям тесно связан с их отношением к обучению, как к серьезной,
социально значимой деятельности [4]. До 8 лет у детей можно найти только
репродуктивные образы-представления известных объектов или событий, которые не
воспринимаются в данный момент времени, и эти образы в основном статичны.
Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых
элементов появляются у детей после 9 лет, и развитие этих образов, вероятно,
связано с началом обучения в школе.
Внимание ребенка 9-10 лет
становится произвольным, но в течение довольно длительного времени, особенно в
младших классах, непроизвольное внимание детей остается сильным и конкурирующим
с произвольным [8, 46].
Уже к 4-му году обучения
в начальной школе ребенок формирует такой уровень объема, устойчивости,
переключаемости и концентрации произвольного внимания, какой присущ и взрослому
человеку. Говоря о переключаемости внимания, можно сказать, что в этом
возрастном периоде она выше, чем у среднестатистического взятого взрослого.
Такое явление связано с
молодостью самого организма, а также подвижностью процессов в центральной
нервной системе ребенка младшего школьного возраста. Так, школьники на 3-4-м
году обучения могут с легкостью переключаться с одного вида деятельности на
другой. Но в данном случае внимание школьника сохраняет так называемые признаки
детства. Совершенные черты внимания активизируются лишь в том случае, если
предмет либо явление, привлекшие внимание, в особенности интересны лично для
ребенка. В школьные годы развитие памяти продолжается. А.А. Смирнов провел
сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного
возраста и пришел к следующим выводам:
— с 6 до 14 лет дети
активно развивают механическую память для единиц информации, которые не связаны
логически;
— вопреки широко распространенному мнению о
том, что с возрастом увеличивается преимущество запоминания значимого
материала, фактически обнаруживаются противоположные отношения: чем старше
становится младший ученик, тем меньше преимущество запоминания значимого
материала перед бессмысленными.
Это, по-видимому, связано
с тем, что упражнение памяти под влиянием интенсивного обучения на основе
запоминания приводит к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка,
особенно тех, которые относительно просты и не связаны со сложной психической
деятельностью.
В общем, память детей
младшего школьного возраста довольно хорошая, и в первую очередь это касается
механической памяти, которая довольно быстро прогрессирует в первые три-четыре
года обучения в школе. Опосредованная логическая память несколько отстает в
своем развитии, поскольку в большинстве случаев ребенок, будучи занят учебой,
трудом, игрой и общением, полностью обходит механическую память.
Восприятие младшего
школьника характеризуется высокой эмоциональностью и яркостью воспринимаемых
образов. Символические и схематичные изображения воспринимаются хуже,
визуальный материал лучше. Небольшой жизненный опыт не позволяет ученикам точно
оценить время и пространство. Исторические даты часто являются абстракцией.
Детям трудно понять отдаленность событий во времени; в большинстве случаев
малые значительно недооцениваются, а большие промежутки времени
переоцениваются. Что касается детей 3-4 классов, то они уже без особых
осложнений начинают запоминать даты, временные интервалы для них больше не
вызывают затруднений [5, 62]. В случае, когда не уделено должного внимания в
эти годы формированию косвенного, логического запоминания, это негативно
скажется на обучении в средней и старшей школе [4, 74].
Интеллектуальное развитие
младшего школьника 9-10 лет идет по следующим направлениям:
1) широкое использование
речи как средства мышления;
2) три типа мышления
(визуально-эффективное, визуально-образное, логическое) взаимно обогащают и
дополняют друг друга. Ученики младшего школьного возраста делают лучше всего,
начиная с конкретных ситуаций, подробных описаний. Критерием правильного
обобщения является умение привести конкретный пример, соответствующий
полученным знаниям. Так, в период начальной школы умственное и когнитивное
развитие ребенка заметно прогрессирует. Итак, в младшем школьном возрасте
выделяются следующие особенности и основы психологических изменений в развитии:
¾ Изменения
в познавательной сфере ребенка.
¾ Память
приобретает четкий познавательный характер, растет формирование техник
запоминания информации.
¾ Изменения
в восприятии.
¾ Наблюдается
целенаправленное и произвольное внимание к объектам образовательной
деятельности.
¾ Развитие
воли.
¾ Все
школьные мероприятия по своей природе являются абсолютно произвольными и,
следовательно, требуют строгой дисциплины.
¾ Абстрактное
и обобщенное мышление.
¾ Ребенок
осознает свои изменения в результате учебного процесса [6,34]. Общение со
сверстниками выдвигается на передний план и объективно становится ведущей
деятельностью. «Кто я?», «Какой я?», «Чем отличаюсь от других?» — часть
вопросов, которые младшие школьники постоянно задают себе и пытаются на них
ответить. В то же время, как отмечают
многие психологи, познание себя, связанное с настоящим, чаще всего
ограничивается познанием и практической проверкой отдельных своих свойств и
качеств. Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что психология младшего
школьного возраста – это период интеллектуального развития ребенка. Таким
образом, интеллект оказывает влияние на все внутренние процессы и функции
ребенка. Чтение — это особый вид читательской деятельности. Если произведение
затронуло чувства читателя, спровоцировало его мысли, то после чтения он
чувствует необходимость вернуться к чтению, воссоздать в своем воображении отдельные
сцены, перечитать любимые отрывки. У неопытного читателя такая потребность,
необходимость воспитывать, помогать ему реализовать смутное желание «испытать»
произведение.
Тем не менее,
учитель должен помнить, что бессмысленное перечитывание текста может вдохновить
детей младшего школьного возраста. Обращение к тексту должно быть оправдано
некоторыми новыми задачами, например, подготовка к ролевому чтению, пересказ,
экспрессивное чтение, выбор материала для характеристики главного героя.